9 февраля 2021 в 13:44 Давайте разберёмся

Парковка в чужом дворе и шлагбаумы по новым правилам

В Кузбассе каждый год устанавливают новые шлагбаумы в сотнях дворов. Жильцы хотят снизить интенсивность движения и защитить парковочные места от автовладельцев из соседних домов. Но 1 января 2021 года вступили в силу новые противопожарные правила, из-за которых большинство шлагбаумов оказались вне закона. Давайте разберёмся, можно ли парковаться в чужом дворе и как ограничить въезд, не нарушив правил.

Без машин или для машин. Можно ли парковаться во дворе?

Прямого запрета не содержит ни один закон.

Существуют, однако, санитарные правила, которые запрещают во дворе обустройство  автостоянки. Указывая на это, многие люди говорят, что и парковаться здесь давно пора запретить.

НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ УВИДЕТЬ ПОДРОБНОСТИ

По СанПиНу, места для размещения стоянок или гаражей для автомобилей должны соответствовать требованиям к санитарно-защитным зонам. Конкретно для автостоянок необходимы санитарные разрывы, величина которых «устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчётов рассеивания загрязнения воздуха и шума с последующим проведением натурных измерений». Никакие санитарные разрывы во дворе, конечно, выдержать невозможно — они просто не поместятся. Так что автостоянку устроить нельзя.

Кроме того, существует конкретный пункт 2.10 в СанПиН 2.1.2.2645-10: «На территории дворов жилых зданий запрещается размещение […] автостоянок, кроме гостевых». Многие автомобилисты, опираясь на то, что гостевую стоянку обустроить во дворе всё-таки можно, попросту использовали её как постоянную — и нарушали таким образом закон, что подтвердил Верховый Суд в 2018 году.

В общем мнение сторонников запрещения такое: если автостоянка во дворе нарушает СанПиН, то чем массовая парковка машин жильцов от неё отличается? Ведь физически это то же самое — десятки, а то и сотни дымящих и шумящих машин. Надо прямо запретить парковку — так же, как запрещены стоянки.

С другой стороны, в ПДД и КоАП есть исчёрпывающий список нарушений правил парковки.  Нельзя:

  • оставлять машину с заведённым мотором;
  • парковать грузовые автомобили;
  • препятствовать проезду других автомобилей и проходу пешеходов;
  • останавливаться на газонах, тротуарах и детских площадках;
  • блокировать выходы и выезды;
  • парковаться у мусорных баков.

Запрета на парковку во дворе в законе нет, а всё, что не запрещено — разрешено.

Рискуешь колёсами. Можно ли парковаться в чужом дворе?

Можно, если двор не огорожен.

Земельный участок около многоквартирного дома по закону — собственность жильцов. Но не просто собственность, а общая собственность — и вот это слово «общая» добавляет важный нюанс. Если владелец земли у частного дома вправе запретить въезд любому постороннему, отдельно взятый владелец квартиры такого права не имеет. Это может сделать только собрание жильцов. Пока решения ограничить въезд на придомовую территорию не принято, пользоваться ею может любой человек.

НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ УВИДЕТЬ ПОДРОБНОСТИ

На практике, даже если владельцы участка ясно обозначат запрет на въезд, наказать проскользнувшего «чужеземца» не сможет ни суд, ни ГИБДД: в КоАП просто нет такой статьи. Чтобы нарушитель получил штраф, он должен сделать что-то ещё: препятствовать проезду других машин, встать на газон или хотя бы стоять с работающим двигателем. Если водитель аккуратно запарковался и пошёл по своим делам, законных способов прогнать его не существует.

Согласовывать не нужно: как поставить шлагбаум

Чтобы превратить двор в крепость, жители должны сделать ряд шагов.

Для начала нужно понять, где вообще граница земельного участка. Если дом строили в советское время, возможно, земельный участок до сих пор не поставлен на кадастровый учёт. Прежде чем огораживать двор, желательно эту процедуру пройти. Поставить забор и шлагбаум можно и без регистрации участка (по этому поводу есть решение суда), но существует вероятность, что после того, как участок таки сформируют, часть конструкций придётся сносить.

Затем нужно провести собрание собственников помещений. Решение ограничить въезд должно быть принято большинством не менее 2/3 от общего числа собственников в доме и оформлено в виде протокола. Если участок на несколько домов один, собрания нужно провести во всех домах.

В протоколе должны быть ответы на ключевые вопросы по шлагбауму: технические характеристики, стоимость, где именно его установят, каким будет порядок въезда. Если решение принято, обычно сразу составляют смету и распределяют расходы — то есть решают, когда и по сколько нужно скинуться. Для монтажа управляющая компания или ТСЖ должны нанять специализированную организацию, самим устанавливать ничего нельзя.

В интернете десятки разнообразных инструкций приводят список органов, в которых якобы требуется согласовать установку шлагбаума. В разных комбинациях это ГИБДД, МЧС, городское управление архитектуры и даже региональное министерство ЖКХ. На самом деле в большинстве регионов России, в том числе в Кузбассе, для установки забора и шлагбаума на придомовой территории никаких разрешений не требуется — что не раз подтверждала в ответах на обращения граждан администрация Кемерова. При этом шлагбаум должен соответствовать требованиям закона — например, правилам противопожарного режима.

Возможно, путаница появилась из-за места установки шлагбаума. Если жители хотят видеть его вне границ своего земельного участка — например, на подъездной дороге, около детского сада и так далее — то понадобится, конечно, и участие администрации города или района, и проект установки, и множество согласований с ведомствами. Но в собственном дворе ничего этого не требуется.

Каким должен быть шлагбаум

1 января 2021 года вступили в силу новые противопожарные правила. Они уточняют многие спорные места предыдущего варианта документа, в том числе однозначно требуют, чтобы проезд пожарных машин к домам и пожарным кранам был полностью свободным. Конкретно шлагбаум в случае пожара должен незамедлительно открыться и оставаться «в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники».

Значительная часть ныне работающих шлагбаумов открываются чипом и этому требованию не соответствуют. Теперь их придётся либо демонтировать, либо усовершенствовать. Как именно — пока не совсем понятно: если установить экстренную кнопку, ею может воспользоваться кто угодно. Если указать номер телефона на нём, неясно, насколько это будет соответствовать новым правилам. Сколько времени спасатели будут дозваниваться? Будет ли пожарный инспектор считать, что такой шлагбаум открывается «незамедлительно»? Наработанной практики пока нет. Если пожарная инспекция установит нарушение, управляющей компании придётся выплатить штраф до 200 000 рублей.

Решение, которое точно устроит инспектора — подключение шлагбаума к противопожарной системе дома — скорее всего выльется в покупку нового шлагбаума. А расходы на него лягут на плечи жителей. С другой стороны, в случае пожара именно к их горящим квартирам будет спешить экипаж – так что, возможно, люди сочтут их оправданными.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика