Метро целесообразно строить в городах с населением свыше миллиона человек. В Кемерове жителей вдвое меньше, но почему-то тема метро всё равно регулярно всплывает в пространстве общественного обсуждения — то как первоапрельская шутка, то как дизайн-концепт, то как повод для серьёзной дискуссии. Мы собрали все упоминания кемеровского метро и вспоминаем обстоятельства, при которых они возникали.
Почему метро в Кемерове не построят
В СССР приступали к проектированию метро в городе, когда число жителей достигало миллиона человек, так что к 1991 году в стране было 13 метрополитенов. Последней построили подземку в Новосибирске — в 1986 году, когда страна уже подрагивала от тяжёлых шагов перестройки. Сейчас это единственное метро в Сибири; строительство начинали также в Красноярске и Омске, но проекты заморозили. В Омске от идеи строить метро в итоге отказались, а вот Красноярск, напротив, возобновил работы в 2019 году, сделал паузу в 2020-м и планирует пуск первых вагонов на 2024 год.
Численность населения Кемерова — 556 тысяч человек. Всерьёз о строительстве метро в столице Кузбасса не говорили никогда — по меркам СССР было слишком рано. При этом в Европе метро строят, исходя не из численности населения, а из экономической обоснованности. Поэтому подземка есть в том числе в небольших городах: Копенгагене (643 тысячи человек), Осло (590 тысяч), Нюрнберге (500 тысяч), Тулузе (438 тысяч) и даже крохотной Лозанне, где жителей чуть больше, чем в Белове — 138 тысяч человек.
Идея студентов
Вдохновляясь зарубежным опытом, строительство метро в Кемерове обсуждают на уровне вузов: например, в 2014 году студенты КузГТУ представили результаты исследовательской работы о метро на научно-практической конференции «Введение в энергетику». По расчётам студентов, строительство настоящей подземки будет экономически нецелесообразным и сложным из-за близко расположенных шахт. А вот надземное метро они посчитали вполне перспективным: скоростные вагоны помогли бы связать отдалённые районы города — Кедровку, Промышлёнку, Лесную Поляну и другие, осовременить облик города и даже привлечь внимание туристов.
Первоапрельская шутка
В глазах горожан метро — символ крутого развитого мегаполиса. Поэтому кемеровчане хорошо реагируют на идеи о метро, даже если это просто шутка. Не раз вопросами о строительстве метро одолевали и городскую администрацию. Муниципальные служащие обычно очень серьёзно отвечают, что основным документом территориального планирования города и развития его транспортной системы является генеральный план, а в нём строительство метро не предусмотрено. И они совершенно правы.
Идею построить кемеровское метро предлагали и на сайте «Банк идей»: по мнению активистов, ветку нужно провести в первую очередь… к Берёзовскому. Чтобы доезжать туда быстрее, с ветерком.
Как-то раз на 1 апреля ныне закрытый телеканал «Мой город» даже снял шуточный сюжет о том, что в Кемерове якобы приступают к закладке первой станции метро. Для картинки оператор использовал строительные работы у подземного перехода напротив кинотеатра «Юбилейный». Многие зрители, не обратив внимания на дату, приняли всё всерьёз и завалили редакцию звонками и вопросами о предполагаемой дате открытия подземки.
Шутливые упражнения одного из горожан в фотошопе, превратившего пешеходный переход на Кузнецком в станцию метро, спровоцировали серьёзную дискуссию в соцсетях. Горожане упомянули и низкий пассажиропоток, и нецелесообразность огромных вложений, и рыхлые грунты. Но многие сохраняли надежду. «Ну есть же метро в Брюсселе?» — вопрошали они. Мечту не истребить.
Раздел о метро несколько раз появлялся и в посвящённой Кемерову статье на «Википедии». Наверное, желание увидеть лестницу, вагоны и турникет у кемеровчан так велико, что они решили устроить себе метро хотя бы в виртуальном пространстве. Вмешательство шутников быстро обнаруживали и удаляли.
Впрочем, это не исключительно кемеровский феномен, выдуманное метро есть во многих городах. Например, долгое время существовал очень правдоподобный сайт «Барнаульского метрополитена» — со схемой, вакансиями и обновляющимися новостями; о том, как рассерженные туристы просили его закрыть аж самого президента Владимира Путина, рассказывали РИА «Новости». Есть своё «виртуальное метро» в Липецке и Набережных челнах.
Дизайн-концепт
В 2017 году графический дизайнер Кирилл Жаркой, родившийся в Кемерове, подготовил вполне серьёзный проект фирменного стиля будущего кемеровского метрополитена.
— Вероятнее всего, к 2050 году население Кемерова достигнет отметки в один миллион, и тогда встанет вопрос о создании метрополитена для удовлетворения транспортных потребностей города. Новому кемеровскому метрополитену потребуется свой фирменный стиль и система навигации, — заявил дизайнер.
Кирилл нарисовал схему, на которой тридцать станций распределены по четырём веткам. Одна протянулась от Сухово до вокзала, три другие пересекают реку Томь: из Кировского на ФПК, с Радуги на Южный и с Южного через бульварное кольцо — на Лесную Поляну. Проект получил нейтральный отзыв в известном дизайн-бюро Артёма Горбунова.
Творение Жаркого в Кузбассе бурно обсуждали, его комментировал даже мэр города.
— Мы благодарны всем неравнодушным кемеровчанам, которые живут в городе или уехали, но для кого Кемерово — родной, — сказал Илья Середюк. — В ближайшее время для развития города важно спроектировать и построить третий автомобильный мост. […] Известно, что к строительству метро приступают в тех городах, где численность населения превышает миллион человек. В настоящее время мы хотим, чтобы город был комфортным для кемеровчан, будь их 500 тысяч или миллион.
Глава города тогда подчеркнул, что важно комплексно развивать микрорайоны на обоих берегах Томи и дорожную инфраструктуру.
Надземное метро
Метро всё-таки построят, но не в Кемерове, а в Новокузнецке, и не «настоящее», а надземное — его ещё называют «лёгким метро» и «скоростным трамваем». В 2019 году губернатор Сергей Цивилёв называл журналистам срок в два года на выставке «Уголь России и майнинг». По словам губернатора, скоростное наземное метро позволит за короткое время добраться из центра города до градообразующего предприятия — Западно-Сибирского металлургического комбината.
Разработчиком проекта называли «Первую компанию транспортной инфраструктуры». Генеральный директор Александр Шестопалов отмечал, что вполне реально, имея небольшой доход, создать удобную и качественную транспортную инфраструктуру. Власти города потребовали предоставить подробные расчёты: как именно предприниматель планирует заменить контактную сеть, рельсы и тяговые подстанции, создать маршрут между Ильинкой и центром города и при этом не взвинтить цены на проезд, оставаясь в районе 20 рублей за билет.
Судя по всему, это было не так-то просто. В министерстве транспорта корреспонденту A42.RU сообщили, что компания ПКТИ «оказывала содействие в разработке проекта на первоначальных этапах». Сейчас проектом «Современный городской электрический транспорт Новокузнецка» занимается сама администрация города — управление по транспорту и связи в лице «Муниципального трамвайно-троллейбусного предприятия».
— Для реализации проекта в Новокузнецке организован проектный офис по развитию общественного транспорта, который взаимодействует с различными экспертными сообществами, включая МАП ГЭТ, ВЭБ.РФ и так далее. Источники финансирования проекта в настоящее время не определены, — ответил на запрос A42.RU министр транспорта Кузбасса Сергей Рубан.
Пока наземного метро нет, город обновляет трамвайный парк: в 2019 году на линии Новокузнецка выехали 9 новых вагонов — бесшумных, плавных, адаптированных для маломобильных пассажиров, с кондиционерами и мультимедийной системой.
А вот Кемерово не дождётся и наземного метро. Даже не факт, что удастся сохранить хотя бы трамваи: КЭТК находится под внешним управлением, износ подвижного состава, несмотря на пополнение б/у трамваями из Москвы, составляет более 80%, перевозки убыточны, а потому перспективы этого вида транспорта туманны.
Кемеровскому метро не бывать
И вовсе не потому, что население — меньше миллиона человек. Если бы кемеровчане жили компактно, имели высокую покупательскую способность, были ограничены в автомобилях отсутствием места и экологическим законодательством, а город стоял на твёрдом грунте — то есть если бы Кемерово был Лозанной — метро могли бы построить и у нас.
Кстати, найти какой-то нормативный документ, который бы устанавливал планку в миллион жителей, редакции не удалось ни в российском законодательстве, ни в документах времён СССР. Похоже, что единой нормы и не существовало, а каждый проект метрополитена просчитывался отдельно — ну, или решение принимали из политических соображений. Когда город протяжённый, а пассажиропоток низкий (в том числе из-за развитости других видов транспорта), метро становится убыточным и в городах-миллионниках.
Урбанисты подчёркивают, что метро — не панацея и не привилегия, это безумно дорогой и неудобный транспорт. Его сильные стороны абсолютно необходимы в Токио и Пекине, но совершенно блекнут в Волгограде и Екатеринбурге. В большинстве российских городов целесообразнее тратить ресурсы на то, чтобы привести в порядок существующий общественный транспорт вместо того, чтобы громоздить метрополитен. Так что пока единственное «Метро» в Кемерове — это гипермаркет.