26 февраля 2021 в 14:35 Давайте разберёмся

Ужесточение техосмотра автомобилей: разбираемся в новых правилах

С 1 октября порядок техосмотра автомобилей изменится. Контроль за его организацией вернут ГИБДД, фотографии привяжут к координатам по спутникам ГЛОНАСС, а список операторов сократится. Причина — массовая профанация техосмотра и операторами, и автовладельцами. Изменения планировали на 1 марта, но в последний момент перенесли. Давайте разберёмся, как система будет работать теперь.

Почему ужесточили правила техосмотра

Оформлять диагностическую карту «без заезда» стало в России привычной порочной практикой. Оценки того, насколько она распространена, разнятся. Так, по словам депутата Сергея Миронова, до 80% автомобилистов никакого осмотра на самом деле не проходят, по сути, покупая диагностические карты у агентов вместе с полисом ОСАГО или у недобросовестных операторов через интернет. Такие карты не назовёшь поддельными — операторы вносят их в базу данных, и технических препятствий этому нет, но сама практика, естественно, совершенно незаконна.

Именно для борьбы с ней правительство ужесточило правила прохождения техосмотра. Поправки вступят в силу 1 марта, вместе с поправками в федеральный закон о техосмотре и ведомственными приказами Минтранса и Минпромторга. Тем не менее, применять новую процедуру начнут только с 1 октября — такое решение 25 февраля озвучил премьер-министр Михаил Мишустин. По данным источников «Коммерсанта», действие имеющихся на руках автовладельцев диагностических карт продлят, внеся поправки в 440-е постановление правительства о «коронавирусных послаблениях» для разрешительных документов.

То есть техосмотр проходить пока никому не надо — диагностические карты автоматически продлеваются до осени. Формально — исходя из заботы о здоровье автовладельцев, фактически — из-за того, что система техосмотра оказалась не готова к изменениям.

Электронная диагностическая карта

Процедуру техосмотра жёстко привязали к работе в базе данных ЕАИС ТО, принадлежащей МВД. Доступ к системе будут иметь, кроме сотрудников ГИБДД, операторы техосмотра, технические эксперты, страховые компании, федеральные и региональные органы власти. В будущем систему планируют связать с сайтом госуслуг.

Диагностические карты станут электронными (распечатка — по желанию водителя), каждую карту заверит электронной подписью конкретный сотрудник, проверяющий автомобиль. В процессе осмотра он зафиксирует стадии в ЕАИС ТО онлайн; если что-то сделает не по регламенту, система просто не даст ему продолжить. Затраченное на осмотр время система учтёт и сравнит с пропускной способностью пункта осмотра — чтобы не было ситуации, когда маленький пункт с одним постом «проводит» по сто техосмотров в день.

В чём тут сложности: в России около 44 миллионов автомобилей, но всего чуть более пяти тысяч пунктов техосмотра. На осмотр каждой машины нужно минимум полчаса. Раньше, когда большую часть ДК выдавали с осмотром «по-быстрому» или вообще без заезда, они справлялись. По новым правилам — возникнут очереди. Это стало особенно понятно, когда Российский союз автостраховщиков решил промониторить, сколько пунктов ТО готовы работать по новым правилам, и разослал соответствующий запрос. Ответ прислала лишь половина операторов.

 

Фотографии привяжут к координатам

Процедура техосмотра теперь будет начинаться и заканчиваться фотографированием. Координаты места съёмки по спутнику оператор в обязательном порядке должен вносить в базу вместе со снимками, на которых видно госномер, цвет и марку машины.

Координаты автомобиля в момент съемки должны совпадать с координатами пункта техосмотра из реестра аккредитованных операторов. Так ГИБДД при проверке сможет удостовериться, что машина действительно проходила техосмотр в указанном сервисе в указанное время.

В чём тут сложности: при проверке системы выяснилось, что из-за плотной жилой застройки сигнал доходит с ошибкой — координаты смещаются. Ранее прописанный норматив в 15 метров придётся пересмотреть, либо все пункты техосмотра обязать поставить дополнительное оборудование. Быстро они этого не сделают, если сделают вообще.

Аннулирование диагностических карт и штрафы

Теперь, если ГИБДД установит, что автовладелец получил диагностическую карту с нарушениями процедуры, её аннулируют. При этом неважно, продали карту вообще без заезда или просто «не заметили» лишнюю тонировку — и в том, и в другом случае с картой можно попрощаться. Как только статус карты в системе изменится, автовладелец получит штраф 2000 рублей на первом же посту ГИБДД. А в будущем — даже с камер, которые будут узнавать, есть ли у машины техосмотр, по госномеру.

Штраф для оператора-мошенника окажется выше — до 300 тысяч рублей. А если правоохранители докажут, что оператор изначально планировал торговать техосмотром с нарушениями и не имеет аккредитации в РСА, могут применить и уголовную статью. На водителей, купивших техосмотр «без заезда», тоже могут завести дела по статье 327 УК РФ «Приобретение заведомо поддельного документа». Наказание по ней — вплоть до лишения свободы на срок до одного года.

В чём тут сложности: РСА не может аккредитовать новые пункты техосмотра, не имеющие полного комплекта оборудования для работы по новым правилам. А его купили далеко не все, да и по самому списку оборудования ещё нет полной определённости. Многие действующие пункты ТО побоятся риска получить огромный штраф и попросту закроются.

С учётом потребности в переоборудовании, для операторов техосмотра работа по старым тарифам становится невыгодной. По методике расчёта нового тарифа у ведомств нет согласия: Минэкономразвития предлагает установить нижнюю планку тарифа, ФАС предлагает ограничить цену верхней планкой. Сами операторы вообще выступают против какой-либо регулировки тарифа государством.

Все описанные проблемы привели к решению правительства перенести реформу на 1 октября. По словам премьер-министра, участвующие ведомства должны за выделенное время устранить противоречия и отладить систему так, чтобы никаких неудобств для граждан изменения не принесли.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика