Несмотря на то, что границы между «мужскими» и «женскими» профессиями постепенно стираются, в некоторых амплуа женщин представить по-прежнему сложно. Мы нашли представительниц нетипичных для них специальностей – и пообщались о том, почему они решили заняться, казалось бы, совсем не женским делом.
Наталья Гаврина, водитель маневровых работ АО «КЭТК»
Стаж работы по специальности: 21 год
Я устроилась сюда, можно сказать, по знакомству в конце девяностых. С работой тогда было плохо. Примерно полгода ждала возможности записаться на учёбу, а после обучения – ещё около четырёх месяцев пока появится вакантное место. Текучки на предприятии тогда практически не было. Во время ожидания работала путейцем, а вообще до «КЭТК» кем я только не работала – и поваром, и продавцом, и аппаратчиком на АКЗ.
Сейчас я водитель первого класса и водитель-наставник, который обучает молодые кадры. Я отработала на линии на всех маршрутах и могу ездить на всём, что есть у нас на предприятии. Непосредственно моя работа – водитель спецпоезда – заключается в том, что я управляю определённым транспортом: например, снегочистом. Очищаю пути от снега, чтобы трамваи могли спокойно ходить по маршруту.
Работа, конечно, тяжёлая – приходится трудиться в ночные часы. Кроме этого, я работаю в условиях пониженной видимости: из-за вихревого двигателя, который поднимает снег с путей и буквально сдувает его с дорожного полотна, практически ничего не видно. Если спецпоезд застрянет, его некому спасать, потому что нет вагонов, которые способны его отбуксировать. Поэтому я думаю на три хода вперёд.
Изначально работа в трамвайном депо была чистой мужской профессией, однако из-за войны многое изменилось: мужчины ушли на фронт, а управлять и обслуживать трамваи кому-то было нужно. Так в профессии появились женщины.
Людмила Довыденко, кочегар котельной посёлка Звёздный Кемеровского района
Стаж работы по специальности: 28 лет
В сентябре 1992 года я пришла работать на элетрокотельную. На тот момент я развелась с мужем, вернулась в свой родной посёлок, искала работу, а её просто не было. Мне предложили следить за котлами. Я же вообще электричества боялась, но делать нечего, пошла работать. Нужно было обслуживать оборудование — шесть тысяч вольт, четыре котла.
Но в 2010 году электрокотельную закрыли из-за нерентабельности – и открыли котельную угольную. Меня перевели туда. Конечно, мы очень огорчились: смысл, вроде, тот же, но сама работа отличается. Теперь приходится работать физически: загружать уголь, чистить котлы. В сутки происходит две загрузки, каждая занимает до часа: если уголь находится рядом, то быстрее, если далеко, то, соответственно, дольше. Всё делаем вручную лопатой. И ещё при сдаче смены мы подметаем, убираем и моем, поэтому у нас так чисто.
Несмотря на то, что я могу уже выйти на пенсию, хочется ещё поработать: заработать ветеранские и помочь детям. Да и привыкла. Даже специальный маникюр делаю, чтобы под ногтями не было видно угольную пыль: верхнюю часть ногтя покрываю чёрным лаком.
Любовь Сампоева, водитель АО «ДЭК»
Стаж работы по специальности: 11 лет
Раньше я тоже работала водителем, но решила сменить место работы – пришла на собеседование в дорожно-эксплуатационный комбинат, и меня взяли. В мае будет два года, как я вожу на «Газели» дорожных рабочих.
Мой день начинается с того, что я беру путевой лист, прохожу медосмотр, еду на техосмотр, получаю задание у мастера участка – и потом с другими сотрудниками мы едем по маршруту. Зимой, как правило, с нами всегда песчано-соляная смесь, лопаты, мётлы, ломики. Мы очищаем остановки и пешеходные переходы, посыпаем их, а также перевозим дорожные знаки, чтобы выставить их там, где ведутся какие-то дорожные работы.
Первое время, когда я сюда устроилась, были, конечно, какие-то безобидные насмешки, потому что работники привыкли, что находятся чисто в мужском коллективе. А тут необычно так – женщина работает водителем на «Газели». Но ничего, привыкли.
Но вообще, мне кажется, что водитель – это профессия, которая не имеет пола.
Елена Н., майор полиции, сотрудница СОБР «Символ»
Стаж работы по специальности: 19 лет
Команде областного ГУВД нужны были стрелки-бегуны, а я с детства занималась лыжным спортом. Попала на отборочный турнир, где в первый раз взяла пистолет. В мишень не попала, вздыбила лишь землю, все пули ушли вниз.
С этого всё и началось. Потом я пошла на службу в отряд специального назначения внутренних войск «Кузбасс». И одновременно занималась долгими тренировками по несколько часов в день и выступала в команде спортивного общества «Динамо». Чуть позже я всё-таки вошла в состав команды ГУВД.
Помню, на сборах областной команды мы не один день стреляли по нескольку часов. Сначала отрабатывали стойку и стрельбу холостыми. Затем – боевыми. Через некоторое время меня пригласили на службу в кемеровский СОБР. И с тех пор я не расстаюсь со спецназом.
Знаете, какой момент из многочисленных соревнований, в которых я участвовала, мне запомнился больше всего? Не победы, не золотые медали, которых было много. Запомнилось другое. Как-то я выехала с такой мыслью: сейчас приеду, отстреляю, выиграю… И вот результат: 76 очков. А я всегда выбиваю больше девяноста! Я забилась в угол и зарыдала, настолько это было неожиданно и настолько обидно! Это мне жизнь дала урок: никогда не задираться.
И вот наши ребята – они каждый, видя, что ты ревёшь от обиды, подходят и стараются поддержать, утешить.
Сейчас для меня СОБР – это одна большая семья. Каждый друг за друга горой. Здесь служат настоящие мужчины: целеустремлённые, сильные, ответственные. Всегда поддержат в сложной ситуации.
Фото: Александр Патрин / A42.RU