Комиссия по богословию Русской православной церкви подготовила документ, регламентирующий изгнание бесов. В католических странах эту практику называют экзорцизмом, в России по-простому — отчиткой.
Число желающих изгнать нечистую силу велико, но отношение церкви к отчитке было и остаётся неоднозначным. Что это — благая духовная практика или проявление гордыни? А может, банальное стремление заработать?
Мы поговорили со священником о том, где в Кузбассе изгоняют бесов, когда это принесёт духовную пользу, а когда — вред, и почему не стоит ожидать появления православных экзорцистов с дробовиком и святой водой наперевес.
Что такое отчитка
Девушка на видеозаписи причитает и бьётся в судорогах, выгибается и утробно рычит. Голос за кадром рассказывает, что девушка одержима нечистой силой, и ей сейчас поможет православный священник. Эту передачу о храме Иоанна Воина под Новокузнецком сняли более 20 лет назад, но бесноватых здесь с тех пор меньше не стало. К настоятелю храма иеромонаху Василию Лихвану приезжают со всей страны и из-за рубежа. От многочисленных магов и колдунов, объявлениями об «услугах» которых пестрит интернет, он отличается тем, что его деятельность официально одобряется иерархами Русской православной церкви.
Впрочем, отношение церкви к отчиткам всегда было осторожным.
С одной стороны, практика изгнания бесов описана с первых веков христианства, имеет библейскую основу, эпизоды с ней регулярно встречаются в житиях святых, а в требнике есть специальные молитвы для изгнания злого духа. То есть с точки зрения богословия всё «чисто»: верить в одержимость бесами и действенность молитв для их изгнания для христианина так же естественно, как верить в пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Христову.
С другой стороны, востребованность подобных ритуалов часто приводила к массовости, которую осуждали многие иерархи вплоть до патриарха Алексия II. По словам писателя Александра Дворкина, покойный патриарх на епархиальном собрании духовенства Москвы в ответ на вопрос об отчитках сказал, что следует «отчитывать отчитывающих». По словам московских священников, отчитки были вообще запрещены в их епархии.
— Патриарх Алексий II запретил отчитки в Москве и Московской епархии, потому что эти обряды превратились в профанацию. Не все психически больные люди являются бесноватыми, — приводят «Такие дела» слова протоиерея Алексея Уминского.
Диакон Андрей Кураев, богослов и автор первого школьного учебника по предмету «Основы православной культуры», прямо называл отчитки «вопросом бизнеса» и «шоу-практиками».
Вследствие этого осторожного отношения отчитки проводили только с благословения правящего архиерея, которое давалось считаным единицам. Среди них был и новокузнецкий священник Василий Лихван.
— Проводить так называемые отчитку отцу Василию благословил много лет назад владыка Софроний, архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий, — говорит диакон Вячеслав Ланский, руководитель информационно-просветительского отдела Кемеровской епархии. — Важно, однако, понимать, что это произошло далеко не сразу и неспроста. Очень тонка грань между положением дел, когда священник служит Богу, и впадением в прелесть, в горделивое ощущение собственной власти над миром духов. Именно поэтому экзорцизм должен совершаться с благословения епископа — чтобы он успел уберечь священника от злоупотребления или от впадения в грех гордыни.
Как проходит отчитка
В отличие от католической традиции, в православии формальных требований к обряду экзорцизма не существует, и каждый священник проводит его по-своему. Одни молятся об изгнании злых духов, другие читают запретительные молитвы, которые обычно звучат при крещении, третьи воспроизводят чинопоследование Петра Могилы, имеющее католические корни. Возможно, именно эти практики призван стандартизировать документ, который подготовила комиссия по богословию.
— Строгих канонических требований к процедуре мало, тут важнее говорить о нравственном состоянии священника, — подчёркивает диакон Вячеслав Ланский. — «С порога» никого не отчитывают. С человеком знакомятся, обстоятельно беседуют, чтобы понять его духовный запрос. Ведь близкие везут в храм и наркоманов, и онкобольных, и просто закоренелых грешников. Но отчитка — не магический ритуал, не медицинская процедура и не замена покаянию и причастию. Осмысляя вопрос экзорцизма, важно помнить слова Иисуса Христа о том, что бесовский род изгоняется только молитвой и постом. Без работы над собой и со стороны священника, и со стороны нуждающегося в помощи хорошего результата быть не может.
По словам диакона, представление о том, что отчитка — это «особо сильная» молитва, неправильно и в целом, и в деталях. Православная церковь учит, что сила молитвы — не в буквах и словах, а в искренности веры и желания получить помощь. Что до формальных деталей, то отчитка — это последовательность молитв. В обрядовой жизни православной церкви молитвословие стоит ниже таинств. То есть «обыкновенно» исповедаться — уже значит прикоснуться к гораздо более значительной силе.
— Около храма Иоанна Воина есть гостиница, в которой человек может остановиться, чтобы пожить и потрудиться на благо приходской общины, помолиться вместе на богослужении, — рассказывает Вячеслав Ланский. — Многие люди приезжают к отцу Василию, получают духовное утешение и уезжают, безо всякой отчитки получив ответ на духовный запрос, который их привёл.
Сколько стоит отчитка
Фиксированного размера пожертвования в связи с отчиткой не существует: каждый оставляет ту сумму, которую считает необходимой и посильной.
Практика, однако, показывает, что люди оказываются щедры. Храм Иоанна Воина в 1995 году представлял собой старый деревянный барак на пришахтовой территории. Сейчас это уникальный храм с куполами, изразцами, лепниной — настоящее произведение искусства деревянного зодчества. Посетители сравнивают его со знаменитой церковью Преображения Господня в Кижах. Рядом — роскошный сад. Во многом благополучие прихода зиждется именно на щедрых пожертвованиях тех, кто приезжал на отчитку.
Кому отчитка не поможет
Прихожане часто полагают, что все несчастья — от бесов, и чтобы их побороть, достаточно пройти обряд у правильного священника.
— Я общался со многими желающими попасть на отчитку, — рассказывает диакон. — Мне говорили, например: «Тут ребёнок стал плохо себя вести, ему 14 лет, надо на отчитку свозить, а то, наверное, бесы им крутят». Это полное непонимание: в отчитке видят панацею, смешивая состояния. Одно дело — реальная одержимость человека нечистой силой, со сверхъестественными признаками, когда молодая девушка тяжёлые шкафы переставляет или говорит мужским голосом. Другое — одержимость алкоголем, «блудным бесом» и тому подобными страстями: тут не отчитка нужна, а возвращение к духовной жизни, систематическая работа над собой. В основном речь идёт именно о заблудших людях, которым нужно духовное утешение и попечение.
По словам диакона, со страстями нужно бороться другими методами: через осознание и признание своих грехов, через благие поступки. Проблема в том, что, к примеру, перестать пить и бить близких, устроиться на работу, регулярно ходить в храм, заняться спортом наконец, — это систематический и нелёгкий труд. Отчитка же кажется привлекательным и простым выходом.
— Значительно проще бороться с болезнью, приняв обезболивающее, — проводит аналогию диакон. — Боль проходит, человек временно чувствует себя хорошо. Но на причину болезни это не действует, и скоро боль возвращается. Так и отчитка: если она и может избавить человека от некой связи с нечистой силой, все его привычки, эмоции, чувства останутся неизменными. Поэтому сама по себе отчитка в плане духовной работы, которая и является самым важным в христианстве, большого значения не имеет и проблем не решит.
Кто притворяется одержимым бесами
Когда отец Василий читает молитвы над людьми, они часто ведут себя странно. Визжат, кричат, матерят священника, а то и бросаются на окружающих. Это выглядит как групповая экзальтация — психологическое состояние, когда люди из-за особенной атмосферы и настроения начинают соответствовать ожиданиям окружения. Проявления групповой экзальтации можно наблюдать на рок-концертах, митингах и религиозных церемониях: люди под неявным давлением окружающих начинают бесноваться «на публику». Не это ли происходит в храме Иоанна Воина?
Однозначного ответа на этот вопрос нет.
— Сложно всех грести одной гребёнкой, все люди разные, — отмечает диакон Вячеслав Ланский. — Наверняка найдутся и люди, устраивающие шоу. Причём, возможно, не столько для окружающих, сколько для самого себя. Обманывать себя значительно приятнее, чем признавать ошибки. Когда мы обвиняем внешние силы в несчастьях, то снимаем с себя ответственность: «Это не я пью и употребляю наркотики, это бес попутал, надо его изгнать, и всё наладится». У меня был случай, когда человек напоказ вёл себя в храме неадекватно, но когда я сказал, что сейчас вызову бригаду санитаров — экзальтация закончилась. Это, однако, не значит, что все бьющиеся в корчах в храме — симулянты.
Кроме того, люди могут приписывать близкому одержимость, потому что считают, что это не так стыдно, как ментальное заболевание. «Мой сын не псих какой-то, он одержим бесом». А между тем человеку нужны медикаменты и помощь врачей.
Периодически это приводит к вопиющим случаям. Например, в Волгоградской области родители сняли на видео, как «изгоняют бесов» из своего десятилетнего сына: скрутили, облили освящённой водой, намазали чесноком — ребёнок кричал от боли.
Врач-психиатр Валерий Кравченко утверждает, что экзорцизм в современном мире — показатель невежества.
— Раньше, когда религия была основным источником знания, психические расстройства действительно принимались за одержимость демонами, но сейчас это уже немыслимо, — приводит слова медика «Газета.Ru». — Такие обряды лишь усугубляют состояние психически больных людей.
Что изменится в отчитке
Митрополит Волоколамский Иларион в беседе с РИА «Новости» рассказал, что новый регламент содержит историю практики изгнания нечистой силы и предложения по ее унификации и регламентации.
— Полагаю, что будет систематизировано чинопоследование [то есть список молитв — прим. ред.] и проведена грань между тем, действительно ли человек одержим, или это другие проблемы, которые нужно решать, не заигрывая с духовным миром, — прокомментировал диакон Вячеслав Ланский. — Я не думаю, что после принятия документа будет какой-то «всплеск популярности» отчитки. Сомневаюсь, что у кого-то есть желание пойти трудиться экзорцистом. Человек, вступивший на путь борьбы с тёмными силами, будет подвергаться особенным искушениям. Гордыня быстро вырастает в монстра, начинаются проблемы в приходской жизни, нравственность человека повреждается, и он перестаёт быть священником.
Православный экзорцизм не похож на эпатажные и красочные сцены из фильма «Константин». Обрядовая сторона вторична, акцент смещён на осознание собственных страстей и систематическую духовную работу человека над собой. Ну а каким образом её вести, да и к чьей вообще помощи прибегать, психиатров или священников, – каждый решает для себя сам.