21 мая 2021 в 20:13 Общество

Лопата сердечком, Рудничный бор и стройки: как кемеровчане ищут новую городскую идеологию

Кемерово развивается: в городе строят спорткомплексы и дороги, перекрашивают фасады, открывают новые заведения. При этом сами горожане порой оказываются не в восторге: то монумент не вписывается в пейзаж, то заведение нарушает ансамбль набережной, то московский дизайн на фасаде кемеровского здания выглядит как стразы на шахтёре.

Внешний вид — лишь часть проблемы, вопросов больше: где строить, как строить и даже что именно строить, чтобы кемеровчане поняли — это про них и для них. Чтобы молодые не торопились уезжать, а пожилые видели, что о них помнят и уважают.

Ответы подскажет модель идентичности города — управленческий инструмент, который помогает найти реальные, а не стереотипные проблемы городской среды, и привязать их решение к местным смыслам, к подлинному запросу живущих на конкретной территории людей. Однако осмыслить и сформулировать такую модель — непростая задача. Понадобился опрос двух тысяч горожан, кропотливый труд группы социологов и два дня напряжённой работы почти ста городских активистов на проектном семинаре под руководством известного урбаниста Святослава Мурунова.

Корреспондент A42.RU поучаствовал в семинаре и рассказывает, к какому результату пришли участники и как он изменит жизнь всех кемеровчан.

«По-кемеровски» — это как?

Перед проектным семинаром организаторы полтора месяца опрашивали более двух тысяч кемеровчан. Это была не анкета на пять вопросов в духе «какую улицу вы хотите благоустроить», нет. На заполнение требовалось минимум полчаса. Людей спрашивали, например, как их район называется в обиходе («швейка», «у областной больницы», «Шалготарьян»), куда они поведут удивлять иногородних гостей, где проводят свободное время, каких известных земляков уважают, какие черты характера видят в соседях, что хотят изменить.

Странная на первый взгляд анкета помогала исследователям понять, чем уникален кемеровчанин, что отличает его от жителя Томска и Владивостока, Москвы и Архангельска. Социологи анализировали не только сами ответы, но и категории, которыми рассуждали респонденты, пространства, которыми они мыслят, набор слов, который они используют.

Ответы распределили на смысловые группы. Например, кемеровчане сами себя называли искренними, но при этом суровыми. Трудолюбивыми, но безынициативными. Гулять они ходят в Рудничный бор, а гостей водят на набережную Томи. Потому что набережная — это красиво, а бор — это просто бор, что там смотреть? «Сердечко» у кемеровчан — это шахтёрская лопата-подборка, а лучшие районы для жизни — те, где чище воздух.

Кемеровчане, как и жители других городов, имеют многие уникальные черты и интересы, но с трудом могут их отрефлексировать и сформулировать. С этим «Идентичный Кемерово» должен помочь: сформулировать кемеровскую идентичность не абстрактно, а в таком виде, в каком её можно использовать при проектировании микрорайона, площади, парка или городского праздника, — и площадь или праздник станут лучше и ближе горожанам. А не станут очередной калькой питерских и московских практик, которые при наложении на местные реалии оказываются невостребованными или превращаются в самопародию.

Модель смыслов как новая городская идеология

Самых активных и заинтересованных горожан, которые развёрнуто отвечали на вопросы анкеты, организаторы пригласили на проектный семинар, прошедший 19 и 20 мая в ресторане «Прованс». Вместе с городскими активистами, архитекторами, дизайнерами и строителями — итого без малого сто человек — они создавали итоговый документ: модель идентичности Кемерова.

Модерировал семинар Святослав Мурунов — социальный инженер, основатель сети Центров прикладной урбанистики, автор курса лекций про перезагрузку постсоветского города в Сколково, который за 20 лет посетил сотни российских городов.

— Меня городские власти часто спрашивают, зачем изобретать велосипед, — рассказал Святослав Мурунов. — Лучше мы, мол, возьмём столичные и мировые практики и реализуем на месте. А потом спрашивают, почему на очередной новый стадион никто не ходит. Вы его для кого строили? А те, для кого строили — они точно хотели стадион или они хотели бегать по лесу?

Чтобы власти не строили на месте леса стадион, нужна модель смыслов территории, которую Святослав Мурунов описывает как сочетание трёх элементов.

Первый — ландшафт. В самом широком смысле — пейзаж и архитектура, цвета и запахи. Изгиб Томи и утки на Искитимке, «три поросёнка» и огрызок старого Кузнецкого моста, утренний смог и запах цветущей липы у роддома — всё это кемеровский ландшафт.

Второй – характер. Какие здесь люди, как они ведут дела, как относятся к «своим» и «чужим», как общаются, работают и отдыхают.

Третий – опыт. Не столько индивидуальный, сколько семейный, коллективный и исторический. Когда почти в каждой семье есть шахтёр или заводчанин, в словарь неизбежно просачиваются словечки типа «забуриться» и «тормозок», в душу — твёрдость, в жизнь — привычка всё доделывать до конца, упорно трудиться и от любой витиеватой теории сразу искать практическую пользу.

Только определившись с тем, как эти элементы выглядят в Кемерове, — по сути, сформулировав новую городскую идеологию, — можно разработать здания, праздники и архитектурные решения, которые будут считываться как «свои» и точно не вызовут отторжения. Правда, чтобы городские власти начали учитывать модель идентичности при заказе новых объектов, понадобится ещё немало организационных усилий. С этим, впрочем, намерен помочь организатор проекта — компания Goodline.

— Наша долгосрочная цель — чтобы восприятие Кемерова, которое мы увидели в ответах тысяч горожан, действительно отражалось на городской жизни, — подчеркнул генеральный директор Goodline Роман Жаворонков. — Не так важно, в какую сторону изменится система подготовки праздников или архитектурный облик города, лишь бы кемеровчане почувствовали, что это — для них.

Деньги – есть, понимания горожан – нет

По словам Святослава Мурунова, двухдневный семинар не может дать ответов на все вопросы, но даёт другой вектор размышления.

— Чтобы понять, что делать в городе, в первую очередь нужно понять, кто мы и какие у нас ценности, — говорит урбанист. — Раньше [в СССР] всё было понятно: Кемерово — столица шахтёров, мы работаем на благо страны, наши ценности — взаимовыручка, суровость, героический надрыв. Что-то из этого осталось, что-то измельчало, чего-то уже вовсе нет. Важно знать, откуда мы вышли, но ещё важнее понять — а кто мы сейчас? И куда мы идём?

Кажется, что это вопрос философский, но по словам Святослава Мурунова, именно смыслы определяют поведение людей и конфигурацию социальных систем. В разных городах люди делают одно и то же: рожают, едят, гуляют, покупают, ходят в кино. Отличается то, как это делают. «Что» у всех одинаковое, а «как» — разное.

Чтобы сформулировать смыслы, участники разбились на команды по десять человек: в каждой оказались люди разных возрастов, профессий, интересов и социального положения. Каждый из трёх элементов модели прорабатывали сначала в команде, а потом выносили на общее обсуждение и с помощью модератора фиксировали уникальные кемеровские детали и черты.

Постепенно вырисовался масштаб проблемы.

По историческим меркам Кемерово — крайне молодой город. Он скачкообразно вырос во время индустриализации и после Великой Отечественной войны. У города был смысл — давать стране угля — и ради него создавались дома и улицы, культура, дороги и развлечения, но строго не в ущерб главной цели. Отсюда широкие дороги под прямым углом, архитектурные ансамбли, зацикленность на центре и контраст грубых заводских территорий и пустырей.

Идеологии той уже тридцать лет как нет, смыслы изменились, а город остался тем же и меняется медленно. Кажется, что Советский Союз развалился давным-давно, но стоит заглянуть в любой двор — и увидишь его искажённые призраки: забор из заострённой арматуры вокруг детсада, клумбу из автомобильной шины, детскую площадку, брутально закатанную асфальтом.

Раньше все полагали, что на изменения не хватает денег. Теперь денег достаточно, а горожане всё равно недовольны: делают не то, не там или непонятно для кого. Один департамент считает, что кемеровчане без ума от народных ансамблей, второй — что им нужно как можно больше спортивных площадок, третий проводит ярмарки с едой. И дело ведь не в том, что ансамбли и площадки не нужны — наверняка кому-то нужны. Дело в том, что самих кемеровчан не спросили, а их более актуальные запросы — не выполнили.

Подружиться с идентичностью Кемерова

Участники семинара попытались это исправить. Обыкновенные горожане не могут и не должны быть архитекторами и управленцами, но они могут сформулировать желания, детали, настроения и передать их профессионалам для реализации. Чтобы в техзадании на проектирование, например, парка были не только технические характеристики, но и сценарии использования, и образы, отражающие идентичность горожанина.

Четыре команды формировали концепцию техзадания для реальных городских пространств: набережной Кировского района, двух лестниц в Рудничный бор от трамвайной остановки и реки, и входной группы бора.

Ещё четыре формулировали техзадание на события. Каким должен быть День города, чтобы он дружил с идентичностью Кемерова, чтобы на него всем хотелось прийти? Как провести фестиваль, чтобы никому не помешать и не забыть про наши особенности?

Девятая команда работала над проектом по сохранению городской памяти.

Всё, что сформулировали участники семинара, команда проекта оформит к июлю в виде объёмного документа — модели идентичности Кемерова.

Ближе к завершению проектного семинара со сцены прозвучало много важных выводов. О том, как сложно брать на себя ответственность за свой дом и двор. О доступной городской среде. О том, что нужно сохранить природные элементы в городском пейзаже. И, пожалуй, самый главный — о том, что не надо ждать, пока «придёт герой и причинит всем вокруг добро». Не надо надеяться, что кто-то научится читать мысли жителей и изменит всё к лучшему. Надо просто говорить о том, чего не хватает, и озвучивать идеи, не боясь, что никто не услышит. Если правильно всё организовать — услышат. А если ещё и самому начать делать — помогут, поддержат и постепенно подключатся все — от городских сообществ до городской администрации. Не сразу, не полностью, со скрипом — но изменения неизбежны.

Самое время внести свой вклад, ведь проект «Идентичный Кемерово» только набирает обороты. В августе пройдёт конкурс по практическому использованию, в помощь участникам которого пригласят экспертов. Практическое воплощение идентичности в объектах городской среды запланировали на начало 2022 года.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
билайн бизнес представил решения для улучшения мобильного покрытия на Третьем российском угольном саммите
Яндекс.Метрика