29 мая 2021 в 13:11 Игры

Олдскулы свело: мы выяснили, как воспринимаются игры двадцатилетней давности в 2021 году

90-е для игровой индустрии стали эпохой развития и экспериментов, в нулевых разработчики продолжили дорабатывать механики и задавать новые тренды. Казалось, что в идеях была душа. Геймеры, заставшие «ту эпоху», до сих пор вспоминают разнообразие и неординарность игр, пуская скупую ностальгическую слёзу. Они и сейчас запускают любимые шедевры двадцатилетней давности, несмотря на то, что морально те давно устарели. Корреспондент A42.RU Дмитрий Терёшкин протестировал олдскул начала нулевых и выяснил, как он воспринимается в 2021 году.

Один в поле воин

Serious Sam: The First Encounter вышел в 2001 году и покорил сердца многих любителей жанра игр от первого лица. «Крутой Сэм» впечатлял классическими механиками как в Quake, но с упором на синглплеер, огромным количеством монстров и оружия. Помимо множества секретов, особенностью игры стал кооператив с другом — крошить налево и направо всё, что движется, стало гораздо веселее. «Сэм» по сути — одна из первых игр, которая смогла предложить такое взаимодействие между игроками вместо стандартного дезматча.

Всё начинается с того, что главный герой Сэмюэль Стоун телепортируется в Египет, чтобы разобраться со злодеем Менталом. Остальной лор второстепенен и теряется в динамике игры. Конечно, в 2021 году однообразный левелдизайн не впечатлит геймера и, скорее, заставит его удалить игру после пары уровней. Да и толпы врагов не удивляют как раньше. Если не играть на самом сложном уровне «Крутой» — тут придётся попотеть.

По современным меркам игра выглядит неповоротливой и угловатой — не спасает даже ураганный экшен. ИИ деревянный и прямолинейный, враги просто прут на тебя со всех сторон по схеме «вижу цель — не вижу препятствий». Физики как таковой тоже не ощущается — в этом плане за исключением частично разрушающихся объектов игра не может похвастаться ничем интересным. Но есть и несомненный плюс: враги весело разлетаются на куски.

Второй эпизод игры, The Second Encounter, вышедший в 2002 году, избежал ошибок первого и добавил контента. Разработчики увеличили и разнообразили локации, ввели новые виды оружия, монстров и секреты. По мнению фанатов, это до сих пор лучшее приключение Сэма — даже несмотря на то, что последняя часть увидела свет в 2020-м.

Вердикт: «Крутой Сэм» стоит внимания, особенно The Second Encounter. При условии, что у вас есть друзья, готовые на несколько часов отдаться ностальгии. Несмотря на все шероховатости и устаревший движок, игра способна подарить свежие эмоции даже сейчас.

 

Чемоданчик с сюрпризом

Hitman: Codename 47 увидела свет в 2000-м и представляла из себя не самый популярный  тогда жанр стелс-экшена. Она считается одной из первых игр, в которой внедрили технологию «ragdoll» или «кукольную физику». Её сделали специально для того, чтобы главный герой мог прятать тела от посторонних глаз. Главной фишкой стала возможность переодеваться в разную одежду для маскировки.

Главный герой — агент 47, который работает киллером. Он устраняет цели или освобождает заложников, а раскрытие его маскировки наказуемо, как и убийство мирных граждан. В плане механик сильных различий с последним «Хитмэном» мало, но, например, в современных частях появилась система узнаваемости убийцы. В нулевых в игре было достаточно «убрать» цель на глазах у всех и уехать, но по мере того, как выходили новые части, система обрастала деталями и становилась сложнее. Также, в отличие от перезапуска, в первой части нет сетевого режима с «другом-призраком». Там ты соревнуешься сам с собой в стелс-убийствах на скорость и скрытность выполнения заданий.

Вердикт: оригинальный «Хитмэн» понравится тем, кто не хочет бездумно уничтожать врагов, а предпочитает неторопливое изучение игры и способы прохождения уровней. Наблюдать за действиями потенциальных жертв, чтобы подгадать подходящий момент, выполнить задание – и умчаться с концами. Если статичный скайбокс с прямоугольной архитектурой зданий и кривое управление не смущают, то игра точно заберёт пару вечеров вашей жизни.

 

Киберпанк нулевых

Разработчики Deus Ex подарили геймерам шедевр в жанре научной фантастики с элементами шутера от первого лица, стелса и ролевой игры. Они показали технологичный открытый мир, где элементы будущего соседствуют с непримечательными жилыми комплексами, а киборги живут среди обычных людей. Даже мелочам тут уделили внимание: крысы умирают если на них наступить, кошки реагируют на вредителей и ведут за ними охоту. Игрок волен сам выбирать тактику прохождения. Например, всех врагов можно просто перебить или же прятаться от них, экономя патроны. 

Подсказки по прохождению спрятаны в газетах, книгах и в компьютерных записях. Найденная информация глубже погружает в сюжет и атмосферу, передавая её через цитаты из реально существующих произведений разных авторов. Например, Шекспира, Азимова, Честертона и других.

События разворачиваются в 2052 году. Действие игры происходит в ночном Гонконге, Париже и Нью-йорке. Планета погружается в хаос из-за смертельного вируса «Серая смерть». Главный герой — киборг с кодовым именем JC Denton» должен выполнять задания руководства, чтобы разобраться, что послужило причиной произошедшего. По мере прохождения, Джей-Си Дентон находит различные модификации (аугментации) для имплантации и улучшения своих физических возможностей. По умолчанию в его голову уже стандартно «встроены» свет, система опознавания «друг-враг» и инфосвязь.

Игра нелинейна: геймеры могут выполнять задания разными доступными способами, что до сих пор приносит удовольствие, хотя сами миссии не блещут оригинальностью. Разработчики признавались, что многое не успели реализовать, но фанаты взяли всё в свои руки и выпустили модификацию Deus Ex: Revision, которая и графику подтянет, и на локации добавит дополнительный контент. 

Вердикт: «Деус Экс» притягивает своим атмосферным миром с проработанным сюжетом. По современным меркам игре не хватает наполненности контентом и разнообразия красок. Но фанатская модификация решает эти проблемы и удачно дополняет оригинал.

 

Искупление грехов

Silent Hill 2 вышла в 2001-м, и некоторые геймеры до сих пор считают её лучшей частью в серии. Это психологический хоррор, в котором смешали нашу и альтернативную реальности. Игра брала сюжетом, жуткой атмосферой и, конечно, создала известного на весь мир монстра «Пирамидоголового». 

Сюжетно она никак не связана с первой частью и рассказывает новую историю жуткого места. В центре повествования — Джеймс Сандерленд, который приезжает в городок Сайлент Хилл, чтобы найти свою жену Мэри. Он считал её погибшей 3 года назад, но внезапно получил письмо, в котором пропавшая жена просит встретиться в покинутом городе.

Монстры до сих пор вызывают мурашки. Каждый раз кажется, что вот-вот жуткая изуродованная тварь выпрыгнет из тумана. Однако, на ПК встречаются баги, из-за которых, например, пропадает музыка, а всё действо разворачивается в полной тишине. По этой причине теряется атмосфера, а туман, тёмные коридоры вызывают лишь скуку.

Вердикт: «Сайлент Хилл 2» погружает геймера в таинственную атмосферу со сложными головоломками и загадочным сюжетом. Но в 2021 году игра покажется чрезвычайно неудобной, топорной, медленной и скучной.  Её осилят только те, кто никуда не спешит и готов освоить тонкости управления. Кстати, лучше взять версию для PS2 или скачать расширенную фанатскую модификацию «Enhanced Edition» – они работают гораздо стабильнее оригинала.

 

Средневековая ролевая классика

The Gothic вышла в 2001 году и сразу завоевала кучу фанатов в России. На тот момент из известных РПГ только она и TES: Morrowind предлагали открытый мир. По сравнению с ними современные ролевые игры выглядят казуальными. Игрока водят за ручку, а раньше, чтобы понять, где находится цель квеста, нередко приходилось обойти полкарты. И не факт, что получалось её найти: из-за этого многие бросали игру, так и не пройдя даже первой главы.

Всё начинается с того, что главного героя сбрасывают со скалы в озеро – так он попадает в колонию, отделённую магическим барьером. Сюда ссылают за любые провинности: от мелкой кражи до убийства. Заключенные вынуждены добывать руду, чтобы снабжать короля, но что-то пошло не так – и барьер превратился в ловушку, из которой нельзя выбраться.

Механики игры выглядят устаревшими: герой кажется деревянным, управление — неудобным, а система прокачки совершенно не похожа на стандартное древо навыков, к которому привык современный геймер. В 2021 году знакомство с игрой тем, кто упустил её в начале нулевых, может принести много боли. В том числе из-за излишней хардкорности, от которой игроки последних лет успели отвыкнуть.

Вердикт: «Готика» обладает уникальной атмосферой, но имеет определённый порог вхождения. От неё можно получить удовольствие, а можно и не получить — в зависимости от того, как себя настроить.

 

Тёмное фэнтези с демонами

Diablo 2 — одна из лучших представителей Hack’n Slash/RPG, оказавшая без малого влияние на всю игровую индустрию. Разработчики стремились сделать удобный «рогалик» и дорабатывали идеи, которые понравились игрокам в первой части. Так появился один из главных шедевров игростроя нулевых.

Сюжет по-прежнему не блещет оригинальностью, зато Blizzard North доработала интерфейс и управление. Мрачная музыка и безжизненные локации создают гнетущую атмосферу, а монстры, в отличие от первой части, не сливаются с фоном и каждый ощущается живым. Визуальные эффекты от применения магических заклинаний радуют даже сейчас, в пылу сражений экран то и дело переливается красками от вспышек огненных шаров и разрядов молний. Происходящий хаос захватывает и не даёт заскучать.

Кого-то игра оттолкнёт мрачными тонами, кого-то — мелкими, но неудобными детали. Например, загрузка не в месте последнего сохранения, а в ближайшем населённом пункте. Но на фоне глыбы Diablo это кажется пустяком, да и игре, которая внесла свой вклад в индустрию, это можно простить без зазрения совести. Разработчики Blizzard North вдохновили многих: к примеру, Runic Games благодаря «Диабле» выпустила уже культовую Torchlight.

Вердикт: «Диабло 2» проста в освоении и выдерживает жанровые каноны до сих пор. Геймплей динамичный и захватывающий, а орды врагов и гнетущая атмосфера держат в напряжении. Большой выбор классов, веток прокачки и тонна снаряжения открывают игроку огромный простор для реиграбельности, а наличие мультиплеера не даст заскучать и позволит вырезать толпы монстров вместе с другом.

 

Нужно больше золота

Warcraft III: Reign of Chaos вышла в 2002 году и моментально стала хитом на игровом рынке. Фанаты всего мира долго ждали продолжения к до сих пор известной стратегии в реальном времени, чтобы продолжить свои баталии как кооперативные, так и мультиплеерные. 

События продолжаются спустя 12 лет после окончания второй части игры. Кровопролитные битвы Орды и Альянса оставили армию орков в меньшинстве. Выжившие орки согнаны в лагеря, победители начали терять хватку, а их союзы — распадаться. На горизонте появляются новые враги – демоны, которые пришли захватить мир Азерота.

Геймеров может оттолкнуть ограниченное количество юнитов в одном отряде и очевидно устаревшая графика. Несмотря на это, сюжет затягивает, а постановка и визуальное оформление катсцен по драматизму не уступает современным. Игровой интерфейс интуитивно понятен. В нулевых главным нововведением стали уникальные герои, которые с повышением уровня приобретают ультимативные способности.

Вердикт: по известности «Варкрафт 3» стоит наравне с такими стратегиями как Starcraft и Warhammer. Во что играть, дело вкуса: кому-то нравится управлять мощной Ордой, а кому-то — древними Зергами или Империумом человечества. Сейчас стратегии в реальном времени переживают не лучшие времена, а самые достойные представители жанра выходили как раз в конце 90-х и начале 2000-х. У геймера просто не остаётся выбора: или играть в «старьё», или не играть вообще. Хотя «старьё» ещё может показать себя: в Battle.net есть стабильный онлайн, а по WC3 до сих пор проводят турниры. 

 

Русские пираты

«Корсары: Проклятье дальних морей» делали российские разработчики, на мировой рынок она вышла под названием Sea Dogs. В этой игре предстоит управлять пиратом, который уничтожает или захватывает корабли. Игру тепло встретили как в России, так и в зарубежных странах – даже появились целые фан-клубы, посвящённые игровой пиратской тематике.

По сюжету Николас Шарп — капитан торгового корабля, как и его неизвестный отец. Отправляясь в первое плавание, испанцы захватывают судно, и главный герой попадает в рабство. Позже он забирает с собой пленников и вражеский корабль — с такой завязки и начинается морское приключение.

Геймплей условно разделён на две части: на игру на суше и на воде. В городах можно покупать корабли и снаряды, нанимать людей и брать задания. После чего выходить в море и участвовать в боях. В техническом плане «Корсары» подводят: анимации у NPC дёрганые, тени мерцают и раздражают. Текст некорректно отображается в диалогах. Сами бои выглядят затянуто и скучно, а выбор улучшений для корабля слишком ограничен.

Вердикт: в «Корсарах: Проклятье дальних морей» есть своя атмосфера, но сейчас её запуск сопровождается кучей проблем. Да и сама игра, пожалуй, доставляет больше раздражения, чем удовольствия. В 2021 году играть в неё не стоит: как минимум, ради сохранения нервных клеток.

С удовольствием играйте в то, что нравится

Олдскул начала нулевых в 2021 году вызывает неоднозначные впечатления. В глаза сразу бросаются устаревшая графика и неудобное управление, но эти игры до сих пор популярны и живут в памяти геймеров по разным причинам.

Конечно, раньше и трава была зеленее, но факт остаётся фактом: разработчики стремились создавать что-то новое, а не подражать другим. Не покидает стойкое ощущение, что в каждую игру – даже в самую кривую и багованую – вкладывали душу, а не ставили их производство на поток, из год в год меняя лишь системные требования.

В 2021-м стоит отдать должное многообразию игровых продуктов на рынке. Но что лучше выбрать: переиздание или оригинал? Проходить только новую серию игр или начинать с частей из «лохматых» годов? Однозначного ответа нет. Ясно одно: если игра доставляет удовольствие – она точно хорошая. И неважно, в каком году она вышла.

Ещё материалы по теме

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
билайн бизнес представил решения для улучшения мобильного покрытия на Третьем российском угольном саммите
Яндекс.Метрика