gazeta.a42.ru
5 июля в 16:45

Карты, кости, два стола: почему «настолки» становятся всё популярнее

Настольные игры могут занять человека тем, чем в жизни он, возможно, никогда бы и занялся. Например, управлять космическим кораблём, разводить овец или даже сбегать из тюрьмы. В том числе из-за возможности примерить на себя разные роли игровые посиделки «за столом» с каждым годом становятся всё более популярными.

Но если в начале нулевых это считалось увлечением для гиков, у которых даже не было постоянного места для встреч, то спустя двадцать лет количество подобных клубов в Кемерове заметно выросло. Корреспондент A42.RU Дмитрий Терёшкин выяснил, почему «настолки» получили второе дыхание и снова стали одним из главных офлайн-развлечений.

Привет из прошлого

Что обычный человек знает о настольных играх? Есть «Монополия» — какая-то экономическая стратегия, одна партия в которой может длиться несколько часов. Есть «Мафия», за которой рано или поздно собирается любая компания. Есть ещё какие-то другие «настолки», где нужно бросать кости, о которых остались лишь смутные воспоминания из детства. На самом деле каждый год выходят сотни новых игр — на любой вкус и интерес: от модификаций привычной «Монополии» до сложного ролевого Dungeons & Dragons. 

Часто «настолки» относят к определённому типу из-за ярко выраженного во время игры действия, называя их то печатными, то карточными, то вовсе ролевыми или даже варгеймами. Классифицировать их сложно, потому что зачастую они одновременно сочетают в себе разные механики: дайсы, карточки, социум, предметы и персонажей в пространстве игры.

Печатные — классический представитель настольных игр, название которых очевидно произошло из-за картонного поля, куда просто кидаешь кубик, после чего «ходишь», двигая фишку. Это самый распространённый вид, который в общем-то лежит в основе всех остальных.

В карточных «настолках» суть завязана на карточках. Они играют главную роль, а порой и сами являются единственным инструментом игрока без какого-либо намёка на фишки, кубики или картонное поле.

«Ролёвки» напрямую зависят от общения с другими игроками и умения вживаться в поставленную роль персонажа, обойтись без этого невозможно.

Варгеймы на первый взгляд можно отнести к печатным настолкам, если бы не одно но: скурпулёзный процесс склеивания пластмассовых деталей миниатюр и их дальнейшее раскрашивание. Зато потом объёмные фигурки главенствуют над картонным полем в руках игрока и, как в шахматах, тактически рубят друг друга.

Настольные игры часто становятся фундаментом для целых вселенных. Например, из варгейма по Warhammer появились сотни книг и десятки компьютерных игр, из Dungeons & Dragons вырос цикл романов, а кто-то просто создаёт собственную «картонку», вдохновившись одной из тысяч «настолок» — и оказывается популярнее идейного вдохновителя.

До сих пор никто не знает, какая из настольных игр была первой. Некоторые считают, что это сенет из Древнего Египта, чей дошедший до нас вид и правила напоминают шашки. Зато точно известно, что в 1934 году американец Чарльз Дэрроу выпустил «Монополию», которая моментально захватила умы американцев, а следом — и всего мира. Она-то и стала первой массово распространённой экономической «настолкой».

В СССР «Монополия» пришла в 1988 году, сменив название на «Менеджер». Но особой популярностью в Советском Союзе пользовались игры, за которыми можно было сидеть во дворе: например, нарды и домино. Ещё одним шумным и традиционным развлечением стали лотереи. В основном, интерес людей к ним появился из-за «Спортлото», первый тираж которого вышел в 70-е годы. В дальнейшем формату «бинго-лотерей» посвящали целые передачи.

О западных «настолках» мечтали все советские дети, но в России они появились лишь в девяностых годах. Тогда российские энтузиасты выпустили первую ролевую игру «Заколдованная страна», где система правил основывалась на Dungeons & Dragons. Игроки отыгрывали роли в зависимости от выбранного персонажа, а вместо двадцатигранной кости кидали трёхзначные и шестизначные кубики.

Хорошая компания (не)знакомых людей

Один из плюсов «настолок» в том, что ты можешь узнать что-то новое, даже если не собирался этого делать. Или приобрести полезные навыки. Например, логические и стратегические варгеймы учат ставить цель, думать на шаг вперёд, помогают развить пространственное мышление. К тому же, любая настольная игра сама по себе снимает стресс и положительно влияет на самочувствие игрока, хотя и здесь нужно знать меру. Так почему люди, далёкие от мира «настолок», считают их сложными?

В первую очередь, из-за правил, по которым проводят саму игру. В зависимости от порога вхождения, это может быть как одна страница, так и целый талмуд. Некоторые «настолки» можно изучить, что называется, в процессе, для других требуется скурпулёзное штудирование каждого пункта из свода правил. В клубе это делать проще: там обязательно есть мастер, который во всём разобрался и поможет вникнуть новичку.

Несмотря на то, что «настолки» стали популярными лишь в последние несколько лет, первый кемеровский клуб по ним открылся в начале нулевых — это была «Мерлинова борода». Правда, именно это название он приобрёл только в 2019-м. Клуб сменил несколько имён: в своё время он был известен как «Малфегор», «Руна» и «Цитадель».

По словам одного из его основателей Степана Долгина, до них в Кемерове не было конкретного места для игр, а любители коллекционных карточных посиделок собирались без «Бороды» и, в основном, играли в Magic: The Gathering — в ДК, библиотеках и других публичных пространствах. Впоследствии «Мерлинова борода» разрослась, привлекая всё больше людей, увлечённых узконаправленным хобби.

Долгое время «Мерлинова борода» была единственным клубом настольных игр в Кемерове, пока в 2010-м не появился Terra Prime, который специализировался на варгеймах. Организатор Денис Вейс утверждает, что такое удовольствие всегда было и остаётся очень дорогим: не каждый игрок осмелится потратить кучу денег на покупку личных миниатюр. 

— Варгейм — не совсем привычные настолки. У нас полный антураж с миниатюрами, строениями и всё в этом духе. Игроки разыгрывают баталии. Очень много миссий не просто на уничтожение, а на захват территорий и контроля на карте. Всё основано на тактике и стратегии, — объясняет Денис Вейс.

В 2016 году в «Мерлиновой бороде» произошли изменения. Организаторам наскучило играть только в ККИ, и они стряхнули пыль с «обычных» печатных «настолок», после чего формула «магазин плюс игровая» в клубе стала пользоваться большим спросом.

— Я купил «настолки» у друга, и пару лет они у меня пылились дома. И в какой-то момент я решил принести их в клуб, чтобы было с кем поиграть, — вспоминает Степан Долгин.

В том же году открылся клуб «Хромой Мипл», где решили собрать огромную коллекцию настольных игр. Регулярные встречи там начали проводить сразу же, но в 2020-м клуб взял полугодичный перерыв и переехал в новое место.

— Изначально «Мипл» создавался как клуб чисто настольных игр. Сейчас у нас самая большая коллекция в городе — больше 300 коробок. Мы постоянно расширяем всеми способами свою игротеку и ищем интересные экземпляры, — говорит организатор клуба Артём Синяков.

Параллельно открылся клуб Games & RolLes. Несмотря на внушительную коллекцию, «настолки» здесь приобрести нельзя. Его основатели первые в Кемерове сделали упор на другое ответвление этого хобби — ролевой отыгрыш, а заодно добавили постнуарной атмосферы.

В отличие от классических, настольно-ролевые игры имеют сюжет, который создают ведущий и сами игроки. Каждый из участников отыгрывает роль собственного персонажа, придуманного в ходе игровой истории. Это позволяет делать сценарии уникальными, а помимо развлечения игроки, по заверениям команды клуба, улучшают свои навыки общения, абстрактного мышления и софт-скиллз.

— Это, по сути, интерактивный театр. Люди творят в рамках своей роли — они и актёры, и зрители. В этом есть что-то древнее и тайное — наверное, ещё от самых первых племён. В основе лежит история, которую люди рассказывают вместе и друг другу. Это на самом деле умеет каждый, — уверен идеолог клуба Юрий Новиков.

Хотя играть в «настолки» можно где угодно — хоть дома, хоть на работе, хоть в парке на лавочке, для этого не всегда нужен клуб. Это универсальное развлечение, доступное каждому: и тем, кто только начинает вникать в суть, и тем, кто уже повидал сотни разных игр. Главное — хорошая компания единомышленников, которым это интересно.

Больше, чем повод собраться вместе

Отчасти «настолки» обрели тот облик, который у них есть сейчас, благодаря «Кикстартеру», где продают необязательно глубокие по механикам и сбалансированные игры, но — обязательно красивые и с большим количеством миниатюр.

Например, CD Projekt RED и издательство Go on Board собирают средства для выпуска к 2022 году «настолки» по вселенной «Ведьмака». Это подталкивает людей, даже далёких от мира ККИ, играть в них. По разным причинам: в данном случае кому-то нравятся книги Сапковского или трилогия одноимённых компьютерных игр, а кого-то просто привлечёт яркая обёртка и возможность попробовать что-то новое. Так или иначе, часть людей наверняка следом за «Ведьмаком» решат поиграть во что-то ещё.

Кроме этого, в популяризации такого типа разлечений отчасти виновата мода на гиков и нёрдов, которая началась с «Теории большого взрыва». С тех пор «настолки» всё чаще и чаще стали появляться в поп-культуре в принципе, а не только в сериалах.

Но, конечно, одна из главных причин востребованности подобных игр — это повод собраться вместе. Семьёй, компанией друзей или просто «кружком по интересам» — не суть важно. Важен процесс причастности к чему-то новому.

— Люди сидят за «настолками» по той же причине, что и за любыми другими играми — это возможность сделать то, что ты никогда не сделаешь в реальной жизни: полететь в космос, встать во главе армии, сесть за руль гоночной машины и так далее, — рассуждает Артём Синяков.

Хотя в целом поводы для посиделок могут быть банальны: от дня рождения до любого другого праздника. Особенно это обострилось во время пандемии, когда людям не хватало живого общения и, по сути, повод играл второстепенную роль.

— «Настолки» — просто надстройка к общению. Благодаря им получилось создать искусственный повод для сбора, но таким образом и появилось вовлечение в общее дело, — уверен Степан Долгин.

Процесс может затянуть на всю жизнь, а может отпустить через пару недель. Главное, помнить: «настолки» — в первую очередь способ хорошо провести время. Ну а станут ли они чем-то большим, чем просто увлечение на вечер, зависит от самого человека. Приятной игры!


Поделиться

Комментарии:

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика