1 апреля изменился регламент экзамена на получение прав в ГИБДД. За три прошедших месяца люди разделились на два лагеря. Первые твердят, что сдать стало легче, вторые придерживаются противоположного мнения. Как изменились упражнения, по каким маршрутам теперь ездят экзаменуемые, снизился ли процент сдающих и что о регламенте думают ученики и их инструкторы — в нашем материале.
Новый регламент: что изменилось
Чтобы сдать экзамен, по-прежнему нужно набрать менее 5 штрафных баллов. Их распределение несколько изменили. Теперь есть три блока — по одному, двум и трём штрафным баллам соответственно. Вынесли в отдельный блок грубые ошибки, после которых экзамен сразу прекратится. Например, оценку «не сдал» можно получить за непристёгнутый ремень безопасности — раньше за это давали три штрафных балла. За использование телефона при вождении тоже отстраняют от экзамена; в старом регламенте эту ситуацию никак не регламентировали.
Выучить маршрут экзамена больше нельзя. Если раньше маршруты были примерно одинаковы и, в основном, заранее известны, то нынешние курсанты знают только районы, в пределах которых пройдёт экзамен.
Инструктор из автошколы теперь сидит на заднем сиденье, а экзаменатор из ГИБДД — на переднем, за дублирующими педалями. Но в случае аварии ответственность всё равно будет нести не он, а водитель-ученик, который был за рулём.
Основной проблемой стало объединение автодрома и города. Проверка первоначальных навыков владения автомобилем осталась, но выполнять упражнения необходимо в условиях реального движения. Инспектор, впрочем, всё ещё может потребовать их выполнения на площадке.
Некоторые упражнения вовсе убрали из списка обязательных. Ту же «змейку» сдавать не придётся — сложно представить, как такое упражнение выполнить в городе.
Казалось бы, ничего особенного в регламент не внесли. Но будущие водители массово жалуются, что не могут сдать экзамен, потому что он стал сложнее.
Ученики: право на ошибку меньше, стресса больше
Мы поговорили с курсантами — некоторые из них уже с правами, другим повезло меньше. Они рассказали, в чём основные трудности.
У Анатолия на получение прав ушло семь попыток, две из которых прошли по новому регламенту. Первая оказалась неудачной — как считает молодой водитель, причиной провала стали изменения на автодроме. По его наблюдениям, многие заваливают экзамен именно там.
— На автодроме сейчас изменились габариты упражнений, к которым я давно привык, и поэтому при выполнении параллельной парковки я заехал за линию. Экзамен сразу завершили, даже не успел выехать в город, — рассказывает Анатолий.
Кроме изменений непосредственно в процедуре экзамена, Анатолия возмутило неоправданное, по его мнению, повышение цен на пересдачу.
— В случае, если ты завалил город, сдав упражнения на автодроме, пересдавать придётся всё вместе, и платить, соответственно, тоже за всё. Не очень понятно такое объединение.
Других смущает и порядок проведения экзамена. Дарья — ещё один счастливый обладатель водительского удостоверения. Заветный документ она получила с шестой попытки. Автодром сдала ещё до изменений, а экзамен в городе проходил уже после 1 апреля — по новым правилам.
— Я сильно волновалась. Инспектор обычно сидел сзади, а тут — спереди. Это только усиливало беспокойство, — делится Дарья.
Объединение автодрома и города тоже не привело её в восторг.
— На площадке убрали конусы как ориентир, отчего экзамен усложнился. Площадку и город объединили — огромный минус. Нужно готовиться к каждому экзамену отдельно, а не сдавать всё в один день. Никаких плюсов, — считает Дарья.
Есть и те, кому повезло меньше. Александр до сих пор не может сдать экзамен.
— Всё стало явно сложнее. Штрафные баллы раньше отдельно выдавали на площадке и в городе, а теперь, так как это стало одним экзаменом, шансов на ошибку меньше — лимит тот же, 5 баллов, а сделать нужно больше, — сетует будущий автомобилист.
К тому, что экзаменатор из ГИБДД теперь находится на переднем пассажирском сидении, Александр относится равнодушно.
— Можно смотреть, что он там у себя [в экзаменационном листе] помечает. Но это же и минус — инспектор же должен и за безопасностью следить, в случае чего предотвращать аварии [дублирующими педалями].
Больше всего курсанта смущает ответственность, которая лежит на плечах сдающих по новому регламенту.
— Курсант раньше не считался полноправным участником движения, не нёс ответственности за аварии и прочее. А с новым регламентом курсант — это полноправный водитель, и в случае чего вся ответственность ляжет на него.
Выходит, жалобы у всех примерно одни: непривычные упражнения, переплата и инспектор, от которого начинают трястись коленки. Но не только курсанты были удивлены новым регламентом. Их наставникам тоже пришлось учиться по-новому.
Инструкторы: ближе к реальным к условиям
Привыкшим к прошлому регламенту инструкторам нужно было в срочном порядке изучать новые правила и обучать уже по ним. Что интересно, многие инструкторы отказываются открыто говорить о принятом регламенте или делают это анонимно. Однако некоторые из них не видят особых трудностей со сдачей экзамена.
Алла Дербулова — инструктор одной из кемеровских автошкол. Она рассказала, что её коллеги с трудом привыкали к изменениям.
— Экзамен стал максимально приближен к реальным условиям, и курсант сможет не только сдать, но и уверенно водить автомобиль уже потом, в одиночку. Но в этом же и минус — появилось больше волнения у учеников, — рассказывает инструктор.
В том, что экзаменатор из ГИБДД находится на переднем сиденье, Алла тоже не видит плюсов. Страха у учеников из-за этого ещё больше, считает инструктор.
— Процент сдающих с первого раза уменьшился, но если курсант учился достойно и знает ПДД, то проблем возникать не должно, — делится наблюдениями Алла.
Ещё один инструктор, с которым мы поговорили, пожелал остаться анонимным. В его видении, несмотря на изменения, экзамен остался сбалансированным.
— Стало сложнее выполнять задания, которые раньше проходили на площадке. Часть из них нужно выполнить в условиях реального движения. Но при этом «городские» задания, типа манёвров на перекрестках и вне перекрестков, выполнить стало попроще, так как их количество немного уменьшилось.
Как считает наставник будущих водителей, сдать экзамен всё так же реально. Всё зависит только от учеников.
— Тут ведь как в школе: учитель объясняет всем одинаково, но кто-то на пятёрки учится, а кто-то на двойки и тройки. Никто никого не валит, инструкторы учат хорошо. Всё зависит только от стремления ученика и желания научиться. Человек ко всему привыкает, — уверен инструктор.
Не так страшен чёрт, как его малюют
Статистика такова: в первом квартале 2021 года город с первого раза сдали 19 процентов соискателей. С 1 апреля по 26 июня — 16 процентов. Как нам рассказали в экзаменационном отделе ГИБДД по городу Кемерово, экзамен для желающих водить легковой автомобиль проводят в один день, но не всегда только в городских условиях. По словам начальника отдела, упражнения можно выполнять и на автодроме, но по усмотрению инспектора, принимающего экзамен.
Сложнее ли сдать на права сейчас, после всех нововведений? Цифры говорят, что ненамного. Раньше из ста человек с первой попытки сдавали девятнадцать, теперь — шестнадцать. Такое изменение нельзя назвать критичным. Поэтому не стоит верить всем жалобам в интернете — сдать экзамен получится, если уделить достаточно времени подготовке и не жалеть сил.