10 сентября 2021 в 17:18 Культура

Еду в Магадан. Кто решает, какая музыка звучит в автобусах и торговых центрах

Житель большого города редко слышит по-настоящему полную тишину. Главных источников шума три: гул автомобилей, голоса людей и музыка. Она звучит в автобусах и дворах, в торговых центрах и сетевых магазинах, из мобильных колонок и уличных репродукторов. При этом никто не спрашивает, хочет ли человек слушать музыку и какой жанр предпочитает. Возвращаясь домой с работы, можно собрать широчайший спектр музыкальных впечатлений, о которых ты не просил, от «Шестой симфонии» до «Владимирского централа», от Луи Армстронга до Моргенштерна.

Кто определят репертуар в общественных местах? Чем ограничена громкость? Имеет ли право на музыку водитель маршрутки? Корреспондент A42.RU поговорил с представителями торговых центров, городского транспорта, уличного радио и нашёл ответы.

Общественный транспорт: «Жалобы ваши уже достали»

Какой сибиряк не летел на разбитом ПАЗике, обгоняющем конкурента, под печальную песню о кольщике, Магадане или десантных куполах, «похожих на одуванчики»? Половине пассажиров такое сопровождение вполне по душе, вторая половина покорно принимает судьбу, и лишь единицы готовы отстаивать своё чувство прекрасного. Кто-то в переговорах с водителем, кто-то — в жалобах властям.

Последняя такая жалоба поступила через платформу «Кузбасс Онлайн» 6 сентября: кемеровчанин заявил, что пассажиры не должны страдать из-за музыкальных предпочтений водителя, особенно по вечерам.

— Я понимаю, что водителя мало беспокоит, что в салоне находятся уставшие после работы пассажиры, маленькие дети, пожилые люди, а у кого-то музыкальные предпочтения могут в корне отличаться. Значит, единые стандарты должны быть установлены на уровне управления транспорта и связи администрации города. Иначе создаётся впечатление, что это личный транспорт водителя, а не общественный, — подчеркнул горожанин.

С этой позицией согласны не все: в соцсетях жалобщик нашёл как поддержку, так и критику.

— Если мне репертуар не нравится, я просто не обращаю на эту музыку внимания. Зачем себе усложнять жизнь? — заняла примирительную позицию одна пассажирка.

— А то уставшие они едут от работы. Водитель автобуса не устаёт, целый день ездить в этой теплице? Там жара, кондиционера нет. Думаете, ему просто?! Ещё и жалобы ваши вечные, уже достали! — написал резкую отповедь другой кемеровчанин.

В личном разговоре он подчеркнул, что сам в общественном транспорте не работает, но у него есть друзья-водители. По мнению горожанина, условия труда достаточно тяжёлые, чтобы позволить водителям хотя бы слушать музыку.

— Водитель что, робот? Он на своём рабочем месте и благоустраивает себе его комфортно. Я думаю, он должен соблюдать ПДД и вовремя приезжать на остановки. А какую музыку слушать — это его право, — подчеркнул защитник.

Дискуссия в соцсетях вылилась в предложение купить наушники. Правда, кто должен их носить, водитель или пассажиры, стороны так и не определились.

В администрации города корреспонденту A42.RU рассказали, что музыка в салоне общественного транспорта звучать может, но по просьбе пассажира водитель обязан её отключить.

— Правила дорожного движения не содержат запрета на включение музыки в салоне пассажирского транспорта, — подчеркнули в администрации. — Но пассажир может попросить водителя убавить звук или выключить музыку. В случае отказа необходимо обратиться к предприятию-перевозчику для принятия мер.

Транспортные предприятия имеют рекомендации по поводу музыки и инструктируют водителей на эту тему.

— Транспортное предприятие рекомендует водительскому составу не включать в салоне общественного транспорта некоторые специфичные музыкальные направления (шансон, хард-рок, духовную музыку и т. д.), отдавая предпочтение ненавязчивым мелодиям, — рассказали в администрации. — Музыкальные жанры, требующие определённых навыков восприятия, а также тексты, вызывающие неприятие и негативные эмоции у пассажиров, не должны звучать в общественном транспорте.

В ответ на жалобу в УЕЗТУ сообщили, что проведут внеплановый инструктаж водителей, а ещё проверят автобусы на предмет нештатных украшений — шторок, надписей и неформальной символики.

— Специалистами отдела контроля транспортных средств МБУ «УЕЗТУ» и специалистами транспортных предприятий регулярно проводятся рейды по выявлению нарушений со стороны водителей. При выявлении нарушений к водителям применяются меры дисциплинарного воздействия, — пояснили в УЕЗТУ.

Кроме этих самых мер, которые, похоже, не слишком пугают водителей, есть и более действенные способы — штрафные санкции к владельцам транспорта.

В Кемерове есть позитивный пример: в ноябре 2019 года водитель маршрута № 1т Дмитрий Чернов проявил личную инициативу и запустил необычный проект «Музыкальный рейс». С тех пор в его автобусе звучит классическая музыка: творения Клода Дебюсси, Антонио Вивальди, Камиля Сен-Санса и других композиторов. Ни одной жалобы на них у пассажиров не было.

Торговые центры: «У каждого арендатора свои правила»

В каждом торгово-развлекательном центре есть внутренняя звуковая система, через которую транслируют рекламу и объявления для посетителей. Иногда звучит и музыка. Кроме того, музыку могут включать в каждом отдельном магазине или заведении внутри ТЦ. Порой это приводит к тому, что звук из двух-трёх источников одновременно сливается в какофонию.

— В магазинах аудиоатмосфера создаётся арендаторами. У каждого арендатора свои правила и требования к музыкальному оформлению, которые чаще всего прописываются в их брендбуке или другой книге. Эти данные берутся, исходя из характера бренда и знаний о целевой аудитории, — рассказала представитель ТЦ «Я» Евгения Райс.

Впрочем, брендбук и продуманная стратегия оформления есть далеко не у каждого магазинчика. Случаются и ситуации, когда из колонки на островке с мороженым звучат песни о сексе и наркотиках.

— Это персональный случай, личные музыкальные предпочтения продавца, — объяснила представитель ТЦ «Я». — Иногда возникают ситуации, когда продавец ведёт себя не в соответствии с правилами магазина и при этом не предоставляет возможность пожаловаться на него своему начальству. В этом случае можно обратиться к администратору ТЦ — у нас он находится на втором этаже ежедневно с 9:00 до 21:00.

Формализованных правил о содержимом песен в ТЦ, конечно, нет, но администратор может составить беседу с собственником торговой точки.

— Моё личное мнение: песни, транслируемые в общественных местах, не должны содержать мата, наименований запрещённых препаратов, негативных поступков. Потому что её могут услышать дети. Уверена, что большинству будет неприятно слышать такое, находясь в кругу близких родственников, — подчеркнула Евгения Райс.

В «Променаде» корреспонденту тоже подтвердили, что жёстких правил относительно музыки нет: каждая торговая точка сама решает, что включать.

— Если посетителю не нравится музыка в общей зоне, он может обратиться в администрацию ТЦ. А если речь о конкретной торговой точке, то к её руководству и следует обращаться, — пояснила управляющая ТРК «Променад» Ольга Рыбалкина.

В ТРК «Гринвич» от комментариев отказались.

Уличное радио: «Пенсионеры не любят современную музыку»

Громкоговорители городского уличного радио «Кемерово» расположены на домах, автобусных остановках, в парках и вокзалах. Это необычное средство массовой информации: оно принадлежит управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, то есть муниципальному учреждению, основные задачи которого далеки от развлечений. «Массовая информация» на этом радио — это не конкурсы, шоу и развлечения, а оповещения о ЧС.

— В первую очередь мы всё-таки система оповещения. Мы транслируем информацию для граждан от МВД, прокуратуры, органов власти, рассказываем, как вести себя при чрезвычайной ситуации. Музыки в эфире не так много, но она есть, — рассказали корреспонденту A42.RU.

Репертуар уличного радио у многих вызывает вопросы: тут и песни военных лет, и джаз, и поп-хиты девяностых. Список треков формирует звукорежиссёр, которому сотрудники радио помогают коллегиально, но у этой работы есть ряд существенных ограничений. Первое — деньги.

— Мы не всё имеем право транслировать, это связано с авторскими правами. Отчисляем средства в «Российское авторское общество», но бюджет у нас небольшой, а если речь о свежих и топовых треках, там расценки немножко другие, — объяснили на радио отсутствие актуальных треков.

Второе ограничение — муниципальная принадлежность СМИ. Здесь не может быть дабстепа, речитатива или провокационных экспериментов с текстом. Редакционная политика на радио максимально нейтральная, администрация города за этим следит.

Третья важная деталь — вкусы горожан.

— Жители вносят свои коррективы. Иногда жалуются, что им не нравится та или иная музыка, тогда мы убираем её. Например, пенсионеры не любят современную музыку. Молодёжь не любит классическую музыку. Сложная тема, всем угодить трудно, — пояснили на радио.

Кроме репертуара, нарекания у жителей вызывала громкость репродукторов. Реагируя на жалобы, сотрудники радио во многих местах снизили громкость — порой так сильно, что разобрать слова можно, только стоя в непосредственной близости от громкоговорителя.

— Мы проводили исследования, вызывали лабораторию на место. Громкость радио изначально настроена в пределах санитарных норм. Но в некоторых пунктах мы ещё снижаем громкость. Люди приходят домой, хотят отдохнуть, а мы не хотим им мешать. Поэтому обязательно реагируем на обращения, приезжаем и вносим корректировки, — подчеркнули на радио «Кемерово».

Всё в руках слушателя

Выходит, что музыка в общественных местах — не слишком зарегулированный феномен. Водители и продавцы в целом свободны и имеют право включать такую музыку, какую хотят. Но только до тех пор, пока пассажиры или покупатели не потребуют тишины. Отказать в этой просьбе нельзя. Если вы получили такой отказ — смело обращайтесь к руководству, будь это компания-перевозчик, администрация торгового центра или целого города. На нарушителя повлияют, и Михаила Круга в вашей жизни станет меньше, а Клода Дебюсси или блаженной тишины — больше. Если, конечно, вы этого хотите.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика