Росстандарт предложил переложить обязанности по поверке счётчиков воды с населения на управляющие компании. Но прежде чем вносить эти изменения в законодательство, в двух регионах страны пройдёт эксперимент, который покажет состоятельность данной идеи. Пилотными городами выбраны Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Корреспондент «Газеты Кемерова» обсудил возможные нововведения с компаниями, которых они непосредственно коснутся, а также поговорил с жильцами об их желании что-то менять в процедуре поверки водосчётчиков.
Вместо предисловия
Законодательно вопрос обязательной установки специальных приборов учёта воды, тепла и газа был поднят в 2009 году. Тогда приняли закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Однако сроки исполнения закона постоянно сдвигались, и большинство собственников продолжало платить по нормативу (рассчитывается исходя из количества проживающих в квартире). Так, в 2014 году вовсе был снят вопрос обязательной установки индивидуальных счётчиков газа. Правда, воды и тепла (детально раскрыть тему приборов учёта тепла мы решили в отдельном материале) это не коснулось. Более того, для ускорения процесса перехода населения на специальные приборы контроля воды правительство ввело санкции в виде повышения тарифа. В 2015 году собственники, которые не спешили с установкой счётчиков, стали платить за воду на 10% больше, в 2017 году – ещё на 50%. Однако в законе прописано, что к домам, в которых для установки счётчиков нет технической возможности (например, аварийное жильё), повышающие коэффициенты к нормативам применяться не должны.
Кстати, нужно отметить, что ответственность за соблюдение 261 закона лежит не на жильцах, а на УК и ТСЖ. Если вы не хотите устанавливать индивидуальный прибор учёта воды, это не ваша головная боль, хотя управляющие организации будут пытаться убедить вас поменять данное решение. Впрочем, граждан, готовых переплачивать за воду, становится всё меньше.
Что такое поверка
Основной плюс индивидуального прибора учёта – возможность платить только за то количество воды, которое вы употребили. При этом контролирующие организации, куда вы передаёте показания счётчиков, должны быть уверены в их правильности. Именно для этого существует поверка водосчётчиков – процедура, во время которой проверяется точность замеров и работоспособность прибора. Межповерочный интервал для разных типов счётчиков в зависимости от года выпуска может варьироваться от 3-х до 6-ти лет. Сведения о межповерочном интервале находятся в федеральном информационном фонде на сайте Росстандарта и указаны в паспорте счётчиков воды. К слову, межповерочный интервал отсчитывается не с момента, когда вы купили или установили счётчик воды, а с момента его предыдущей поверки. Если по какой-то причине вы забыли о необходимости поверки (потерялся паспорт), УК, скорее всего, сама вам об этом напомнит. Или не напомнит. По сегодняшнему законодательству это не обязанность управляющих компаний, хотя после нововведений, которые предлагает Росстандарт, ответственность за поверку индивидуальных приборов учёта воды ляжет именно на них.
Если у счётчика закончился срок, а поверка не произведена, расход воды в вашей квартире будут считать по нормативу. Вплоть до момента, пока не предъявите свидетельство поверки. Получить его можно в метрологической службе, которая аккредитована на данный вид работ.
Нужно отметить, что в Кемерове метрологических служб не так много, поэтому говорить о каких-то мошенничествах в этой области в нашем городе не приходится. Засильем сомнительных фирм страдают крупные мегаполисы – Москва и Санкт-Петербург.
Что касается самой процедуры поверки, то, как объясняют специалисты метрологических служб, на сегодняшний день она занимает не больше 30 минут. Для населения есть два способа: либо вы привозите прибор в метрологическую службу, либо вызываете специалиста на дом (есть исключительные случаи, когда работает только первый способ). Разница в цене. Так, вызов специалиста ФБУ «Кемеровский центр стандартизации, метрологии и испытаний», обойдётся вам в 400 рублей. Привезёте счётчик сами – заплатите лишь 300.
Способ, когда метрологи поверяют приборы на дому, исполним в 99% случаев, однако иногда счётчики установлены в местах, где нет технической возможности подключить установку (в подвале мелкого магазина или больницы). Тогда счётчики снимают и везут в ЦСМ или другую метрологическую службу.
Про инициативу Росстандарта
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) предложило переложить ответственность за поверку водосчётчиков с населения на обслуживающие организации – управляющие компании и ТСЖ. По словам главы Росстандарта Алексея Абрамова, централизованная поверка счётчиков воды будет дешевле, быстрее и позволит исключить мошенничество со стороны компаний, которые навязывают собственникам непонятные услуги по поверке. До внесения изменений Росстандарт планирует провести эксперимент в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Сообщается также, что, возможно, пилотный проект будет запущен не во всём городе, а в отдельном районе или даже в одном многоквартирном доме, чтобы понять, насколько это выгодно для реализации на практике.
На местах инициативу Росстандарта приняли неоднозначно. К примеру, государственная метрологическая служба «Кемеровский ЦСМ» выказала полную поддержку проекту, более того, она планирует выйти с предложением к областным властям, чтобы наш регион стал третьим участником пилотного эксперимента.
- За год в один дом мы, к примеру, ездим по 20-30 раз, а если будет централизованная поверка через управляющие компании, мы весь этот объём сможем выполнять за один или несколько дней, - комментирует заместитель директора ФБУ «Кемеровский ЦСМ» Василий Ерёмин. – В этом случае для нас существенно снизятся затраты на транспорт, на оплату труда работникам и так далее. Отсюда следует, что в рамках проекта мы сможем предложить Кемеровской области существенное снижение стоимости поверки водосчётчиков – до 200 рублей.
Такой подход выгоден для жильцов. Пока, правда, непонятно, кто будет платить за поверку – УК или потребители. Об отмене поверки сегодня речь не идёт. По идее, управляющие компании – это некоммерческие организации, и им нечем оплачивать дополнительные расходы. Значит, нагрузка по-прежнему останется на жильцах, и, скорее всего, цена за поверку будет закладываться в тариф и распределяться на 48 или 72 месяца в зависимости от межповерочного интервала. В таком случае при стоимости поверки в 400 рублей, в месяц к квартплате будет дополнительно начисляться по 8 или 5 рублей соответственно.
- Риск есть только один: если УК решит на этом заработать, - говорит Василий Ерёмин. – В расписанных на 48 месяцев значениях стоимость поверки может стать не 400 рублей, а 800 или больше. Здесь всё будет зависеть от совести управляющих компаний и от тех контрольно-надзорных органов, которые будут за этим следить.
Остаётся открытым вопрос, не пострадает ли с принятием нововведений конкуренция среди метрологических служб.
- Если организация поверки счётчиков воды будет контролироваться УК, то население лишат права выбора, а ведь стоимость поверки и качество обслуживания в разных фирмах значительно отличается. Так, стоимость поверки счётчиков воды в Кемерове варьируется от 300 до 1500 рублей. Кроме того, в бюджетных организациях очередь на поверку может достигать 3-х месяцев, в частных фирмах поверка осуществляется в удобное для владельца время, - говорит главный метролог ООО «Электротехносервис» Роксана Лесных.
О планах Росстандарта сегодня знают далеко не все кемеровские управляющие компании. Однако руководители тех, что знают, не готовы брать на себя новые обязанности.
- Не хотелось бы, но если законодательство нас обяжет, мы будем вынуждены подчиниться, - откровенно признаётся директор ООО УК «РЭУ №19» Марина Салимова, в управлении которой 95 многоквартирных домов. – У нас жилфонд 60-х годов – старый. У многих нет счётчиков, а там, где стоят, мы порой не можем их проконтролировать. Раз в полгода пытаемся проверить счётчики, но нас не пускают в квартиру: как выясняется, у таких жильцов унитаз и стиральная машинка подключены в обход счётчиков. По 200 кубов находим скрытых. Мы с этим сейчас боремся, а если нас ещё заставят контролировать поверку, не знаю, что будет. И главный вопрос – кто за это заплатит? УК просто не сможет этого делать.
Директор управляющей компании «Город» Сергей Опешко так же не видит в нововведениях перспективы.
- На сегодняшний день поверка водосчётчиков – отработанный механизм. Зачем ещё что-то выдумывать и нагромождать? Представьте, что вы купили автомобиль, а отвечать за него должен я. Ерунда?
Для жильцов, которых мы опрашивали на улице, поверка – явление, о котором не приходится думать постоянно. Пришёл срок – поверили. А кто будет за это отвечать, многих особо не волнует. Но есть и те, кто принципиально против посредничества со стороны УК.
- С управляющими компаниями иногда просто общаться - проблема. Поверка занимает 20-30 минут, зачем мне ждать, когда они договорятся и приедут в неудобное для меня время? И потом: счётчик воды – это моя собственность. Хочу, ставлю, хочу, не ставлю. Знаю тех, кто готов переплачивать за воду и при этом не портить дорогой ремонт и устанавливать счётчики, - рассуждает кемеровчанин Иван.
Сегодня нет единого мнения насчёт того, нужна ли нам централизованная поверка водосчётчиков, насколько это будет удобно и выгодно для населения. Радует то, что выдвинутая инициатива будет экспериментально опробована, а не просто принята как красиво звучащий законопроект. И, возможно, кемеровчане так же смогут сказать своё слово и сделать выбор – оставить всё, как есть, или что-то поменять.