12 мая 2022 в 17:49 Общество

Развязка, пробки, переезд: мешает ли Кемерову детская железная дорога

В 2007 году в Кемерове открылась детская железная дорога — профориентационный проект РЖД для школьников. Почти четыре километра путей проложили по пустырю вдоль Притомского проспекта. По ним ходит настоящий локомотив с пассажирскими вагонами, и все работники — дети, хоть и под присмотром взрослых.

За минувшие 15 лет пустырь превратился в сияющий стеклом высоток Кемерово-Сити, Московскую площадь и ледовый дворец «Кузбасс». Всё чаще переезд поминают недобрым словом в соцсетях ставшие многочисленными автомобилисты. И добавляют, что это именно пути и путепровод под Притомским проспектом не дают достроить развязку моста, убрав собирающую пробки «петлю».

Чему учатся и куда поступают дети, как изменится дорога в будущем, можно ли её перенести и надо ли это делать — в нашем материале.

Не игрушечный поезд

Несмотря на название, которое вызывает ассоциации с игрушечным поездом на колёсах в городском саду, Кемеровская детская железная дорога — самая что ни на есть настоящая. Настоящие узкоколейные пути, локомотивы и вагоны, правила движения и работы. Она официально является структурным подразделением ОАО «РЖД», как и 24 другие детские железные дороги по всей России от Южно-Сахалинска до Санкт-Петербурга.

На Кемеровской детской железной дороге две станции. «Пионерская» расположена в начале Пионерского бульвара — там, где лестница прогулочной части примыкает к Притомскому проспекту напротив кассационного суда. «Городская» — рядом с Красным озером. Между ними лежат пути длиной 3720 метров, по которым летом ходит локомотив с пассажирским вагоном. Путь в одну сторону занимает 20 минут. Взрослый билет прошлым летом стоил 120 рублей, детский — вдвое меньше. Станция «Пионерская» — главная: здесь расположен не только настоящий, хоть и небольшой, вокзал, но и учебные классы.

Теория, практика и выбор профессии

Идея создать копию железной дороги, чтобы воспитывать смену, появилась в СССР более 80 лет назад. Феномен оброс традициями и богатой историей, о которой написано немало толстых книг, но суть была и остаётся неизменной: под присмотром опытных работников школьники проникаются атмосферой железной дороги, пробуют свои силы в разных специальностях и затем делают осмысленный выбор учебного заведения и профессии. Развлекательный компонент — строго не в ущерб основному назначению.

— Обучение базируется на общем курсе железных дорог и рассчитано на семь лет, — рассказывает начальник Кемеровской детской железной дороги Дмитрий Шарапов. — На данный момент у нас обучаются 850 ребятишек с шестого по одиннадцатый класс, а со следующего года будем набирать с пятого. Дети распределены по группам и курсам. С октября по май они занимаются теорией в учебном корпусе. Занятия проходят раз в неделю по два академических часа, с погружением в разные специальности: сегодня, например, путь и путевое хозяйство, на следующей неделе — управление движением, и так далее.

Самое интересное на детской железной дороге начинается летом.

— С 1 июня по 31 августа юные железнодорожники проходят практику. Три месяца расписаны на шесть смен по две недели, в течение которых каждый занимается по четыре часа в день. Практика охватывает профессии, которые существуют на железной дороге: проводника пассажирского вагона, дежурного по переезду, дежурного по станции и так далее. Дети действуют в качестве дублёров в управлении движением, в переговорах с локомотивной бригадой, в управлении локомотивом и так далее, причём выполняют функции полноценно, — говорит Дмитрий Шарапов.

Начальник дороги подчёркивает, что слово «полноценно» следует понимать буквально.

— Раз в два года в России проходит слёт юных железнодорожников — каждый раз в разном городе: Иркутске, Казани, Волгограде, Санкт-Петербурге и других. Члены команд старательно готовятся к всероссийскому конкурсу, и, например, управляют поездами не хуже взрослых, сидя за рычагами тепловоза. Взрослый машинист лишь находится рядом.

Несмотря на такой уровень знаний, главное, по словам Дмитрия Шарапова — не накачать ребёнка техническими знаниями, а помочь сделать осознанный выбор при поступлении в вуз или техникум.

— Зачастую дети только в 11 классе задаются вопросом: а куда поступать? Чего хотеть? Они смотрят, что сейчас модно — ну, что-то в сфере IT. Причём много играют на компьютере, смартфоне и ассоциируют IT с игрой. Но программирование, администрирование сетей — это другое, и для них зачастую не настолько интересное. Некоторые потом жалеют, что поступили не туда. Наши же воспитанники делают осознанный выбор.

От локомотива — в университет

Преподавателями трудятся специалисты с большим опытом работы на железной дороге.

— Если это путеец, то это человек не только с профессиональным образованием, но и с серьёзным опытом в путевом хозяйстве за плечами, — объясняет Дмитрий Шарапов. — Поэтому заниматься с детишками по первости ему может быть сложно: с мужиками на перегоне решать вопросы по замене рельсов — это одна задача, а здесь, с ребятишками — другая. С ними гораздо сложнее, поверьте мне.

По словам начальника дороги, в профильные учебные заведения поступают около 75% всех выпускников: из 67 выпускников прошлого года поступили 50. Учебных заведений поблизости три: Тайгинский институт железнодорожного транспорта, Сибирский государственный университет путей сообщения в Новосибирске и Омский государственный университет путей сообщения. Впрочем, некоторые этим не ограничиваются и поступают даже в МИИТ в Москве.

При этом формальных преимуществ у юных железнодорожников нет, никаких послаблений на экзаменах обучение на детской железной дороге не даёт. Свидетельство об окончании обучения учитывают в портфолио наряду с победами в олимпиадах и волонтёрскими инициативами. Высокий процент поступления — сугубо за счёт мотивации к учёбе и желания строить карьеру именно в этой отрасли.

К слову, в учебных классах немало девочек. По словам Дмитрия Шарапова, это отражает реальную ситуацию на железной дороге.

— Представление о том, что у нас работают одни мужчины — типичное заблуждение. Да, монтёры пути, которые буквально забивают костыль в шпалу — мужчины, но в других направлениях хватает женщин: это специалисты по охране труда, экономисты, да даже помощницы машиниста.

Развязка и переезд: как дорога мешает автомобилям

Когда едешь в поезде по детской железной дороге вдоль Притомского проспекта и проезжаешь мост, автомобильная дорога начинает подниматься вверх, а вот железнодорожные пути — нет. Они ныряют под дорогу, и автомобили проезжают уже над вагонами. На миг даже кажется, что поезд въехал в тоннель, но на самом деле это просто путепровод — обычное двухуровневое пересечение. Примерно здесь пути мешают сделать развязку Кузбасского моста полноценной, «четырёхлепестковой»: там, где должны быть съезды с Терешковой на Притомский, они пересекутся с железной дорогой.

– Там давно просятся нормальные съезды в районе заправок, – рассказывает автомобилист Станислав Пучков. – Сейчас, чтобы мне от Лапландии съехать в сторону Ленинского района, приходится съезжать по развязке к светофору, делать на нём полный разворот и ехать назад. Учитывая пробки в час пик, это надолго задержит. При движении с правого берега схожие сложности с уходом налево, а светофор вдобавок тормозит весь Притомский. В общем, сейчас там не развязка, а полразвязки. Если достроить её мешает детская железная дорога, то почему бы её не перенести? Она и работает-то только летом.

Нельзя сказать, что вопрос стоит ребром и единственное, что сдерживает достройку развязки — это пути. Однако чем оживлённее становится автомобильное движение в этой районе, тем ближе время, когда развязка всё-таки понадобится. В 2018 году кемеровчане уже поднимали этот вопрос в областном «Банке идей», который затем перерос в портал «Кузбасс Онлайн». Мэр Кемерова Илья Середюк тогда ответил, что вопрос будет актуален в среднесрочной перспективе, и что возможность переноса рассмотрят при разработке программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города.

— Лично я считаю, что наша железная дорога как нельзя лучше вписывается в то место, где она сейчас находится, — говорит Дмитрий Шарапов. — Десять лет назад там был пустырь, кусты и болото, и мы очень радовались, что микрорайон бурно развивается. Что построили замечательную детскую площадку, храм, Кемерово-Сити. Это повлияло, конечно, и на пассажиропоток: он постоянно рос. В прошлом году мы перевезли за три месяца более 27 тысяч пассажиров. В один только день открытия 1 июня — около трёх тысяч человек. Это показатель того, что дорога на своём месте.

Кроме того, автомобилистов летом раздражает железнодорожный переезд на въезде на внешнюю парковку микрорайона Кемерово-Сити. Когда здесь проезжает поезд, порой образуется пробка в правом ряду из желающих въехать.

— Не стоит забывать, что движение поездов открыто три месяца в году из двенадцати, — подчёркивает Дмитрий Шарапов. — В остальное время переезд законсервирован, светофор не работает, поезда не ходят, никто никому не мешает. Что до развязки, думаю, это вопрос решаемый. Как он решён с Притомским проспектом — с помощью подъёма уровня дороги и путепровода.

Начальник дороги оговаривается, что разноуровневые пересечения стоят денег, но это уже другой вопрос — о расстановке приоритетов.

В городской администрации корреспондента A42.RU заверили, что на детскую железную дорогу никто не покушается.

— Вопрос переноса указанного объекта периодически возникает, вместе с тем рано говорить о деталях этой идеи. Никаких конкретных решений на сегодня нет, — сообщили в пресс-службе.

Приоритеты развития

Кроме задач в области образования и профориентации, детские железные дороги выполняют развлекательную функцию. Например, в Новосибирске дорога проходит через парк с аттракционами и зверинцем, по ней проводят экскурсии, сдают напрокат электромобили и кормят гостей в кафе. Организационно всё это к РЖД отношения не имеет, но понятно, что сферы взаимно помогают друг другу. В Кемерове похожая ситуация наступила бы, если бы дорогу в 2007 году проложили не к Красному озеру, а по мосту через Искитимку прямиком в «Парк Чудес». Однако так вопрос никогда не стоял.

По словам Дмитрия Шарапова, пока проект развития дороги подразумевает включение дороги в рекреационную и транспортную сторону жизни микрорайона.

—  Наш переезд и посадочная платформа находятся через дорогу от нового спорткомплекса, а дальше — ледовый дворец «Кузбасс» и Московская площадь. В проекте — строительство здесь второй платформы через дорогу с устройством навесов, удобных и красивых, на всех станциях. Если город рядышком сделает остановку общественного транспорта и пешеходный переход, получится хороший сценарий отдыха. Скажем, вы с ребёнком берёте билет на «Городскую», там фотографируетесь у паровозика, едете гулять на Московскую площадь, а затем садитесь в машину и уезжаете. Понятно, что это произойдёт не завтра, но проект такой существует, и мы будем его реализовывать.

Начальник дороги долго рассказывает о работе с опорными школами, о том, как интересно детям учиться: они не только сидят на занятиях, но и проводят творческие конкурсы «Мисс и мистер ДЖД» и «Минуты славы», готовят номера, участвуют в World Skills. А после выпуска становятся наиболее мотивированными студентами и специалистами, искренне преданными делу. По словам Шарапова, детская железная дорога нужна нашему городу и Кузбассу — это приоритет, а возникающие попутные проблемы можно и нужно решить.

Фото: Елена Царегородцева / A42.RU

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
В купальниках или cвадебный? билайн назвал самый «качающий» спуск «Грелки»
Яндекс.Метрика