В Кемерове 30 сентября состоится пикет в поддержку законопроекта «Об ответственном обращении с животными». Осенью акции зоозащитников пройдут во всех городах России. Государственная Дума приступит к работе над законом в ноябре этого года, хотя ранее депутаты обещали рассмотреть его в весенней сессии.
Почему россияне требуют немедленного принятия закона, что он изменит и в чём проблемы существующего законодательства, выяснила «Газета Кемерова».
Закон, который принимают семь лет
Госдума запланировала рассмотрение проекта закона «Об ответственном обращении с животными» в ноябре 2017 года, на осенней сессии, как рассказал «Газете Кемерова» депутат Федерального Собрания от Кемеровской области, Алтайского края, Республики Алтай, Томской области, член партии «Единая Россия» Александр Фокин.
— Законопроект подготовлен Комитетом к рассмотрению во втором чтении. Он предусматривает гуманные принципы обращения с животными, в том числе с теми, которые не имеют владельцев — безнадзорными, — рассказал Александр Фокин. — Так, предлагается ввести нормы, предусматривающие обращение с безнадзорными животными по программе «отлов-стерилизация-вакцинация-выпуск». По моему мнению, такие изменения будут способствовать созданию в стране гуманной системы обращения с такими животными и воспитанию у населения нравственного и ответственного отношения к ним.
Полномочиями по обращению с безнадзорными животными наделят органы власти регионов России. Поэтому изменения внесут в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Законопроект «Об ответственном обращении с животными» был внесен в Госдуму осенью 2010 года, в марте 2011 года его приняли в первом чтении. Владимир Путин после дела «хабаровских живодёрок» в ноябре 2016-го обратил внимание на отсутствие в России закона, регулирующего обращение с бездомными животными. В этом году законопроект должны были рассмотреть в весенней сессии, но перенесли работу над ним на июль.
Глава комитета Госдумы по экологии Ольга Тимофеева тогда заявила, что в законопроект, который «пролежал в Госдуме почти шесть лет», внесено уже 300 поправок. И отметила, что принимать его не торопятся, чтобы закон был «не быстрым, а рабочим». Но летом ситуация так и не сдвинулась с мёртвой точки.
В сентябре 2017 года зоозащитники запустили акцию «Закон нужен сейчас!» В регионах они выходят на согласованные властью пикеты, в Москве — ежедневно дежурят у здания Госдумы. Им удалось вновь поговорить главой комитета экологии и задать вопрос — почему принятие закона затягивается. По её словам, с новым законом никто спешить не станет — депутаты боятся расколоть общество.
— Нужен закон не «бумажка», а закон работающий, — отметила Ольга Тимофеева. — Этот закон делит общество пополам. У нас есть те, у кого есть животные, которые мешают людям, есть те, кто готов защищать бродячих животных, а есть те, у кого бродячие иди домашние животные насмерть загрызли детей… Мы провели более 40 совещаний– с представителями цирков, приютов, врачебного сообщества. Потому что много лет это никем не регулировалось.
Марина Ахмедова, заместитель главного редактора журнала «Русский репортёр»:
— Закон об ответственном обращении с животными необходим прямо сейчас. Это, во-первых, станет сигналом для регионов, в которых убеждены — Москва не стремиться к гуманному обращению с животными, и своим непринятием закона она молчаливо позволяет нам убивать. Так происходит, например, в Якутске, где мэр города говорит — усыпляем на 10-й день после отлова, и нечего нам бежать впереди паровоза, значит, и Москва считает, что ещё не время нам быть гуманными с животными.
Но Россия — богатая страна. Она может себе позволить и стерилизацию, и содержание в приютах. Даже Украина в отношении животных имеет гуманный закон. А в России для того, чтобы осудить совсем злостных маньяков-садистов, расчленяющих животных живьём, приходится изыскивать оскорбление чувства верующих. То есть напрямую за содеянное против животных не наказывают.
А наказание очень нужно. Оно остановит насилие. На скорейшее принятие закона мы можем повлиять разрешёнными митингами и тем, что будет писать об этом в соцсетях, в статьях, говорить в эфире и требовать. Мы обязаны. Это наш долг перед животными.
А что в Кузбассе?
Департамент сельского хозяйства весной 2017 года начал разработку законопроекта о наделении органов самоуправления госполномочиями по отлову и содержанию бездомных животных. Собак и кошек хотят отлавливать, доставлять в приют, обследовать, стерилизовать и чипировать. После чего снова отправлять на городские улицы – уже с меткой, свидетельствующей о том, что животное неагрессивное и здоровое. Документ почти готов.
Но так как закон «Об ответственном обращении с животными» будут дорабатывать только в ноябре, кузбасские чиновники тоже взяли паузу — раньше федеральных властей они закон завершить не могут, сообщил «Газете Кемерова» начальник управления ветеринарии Кемеровской области Сергей Лысенко. В существующем законодательстве он также видит проблемы и надеется, что новый закон защитит животных и гарантирует им нормальные условия жизни.
— В Кузбассе живёт от 3 500 до 6 000 бездомных собак и кошек. Цифры примерные – посчитать бродячих животных невозможно. При этом у нас только шесть приютов, в которых находится порядка 800 питомцев. Мы их поддерживаем — с 50% скидкой делаем хирургические операции, а также бесплатно кастрируем и стерилизуем животных. Но этой помощи недостаточно для решения проблемы, – рассказал он. — По новому закону в городском приюте животные будут находиться до 10 дней, там их будут лечить и кормить. Также за это время они смогут найти хозяина. Если этого не произойдёт, усыплять собак и кошек не будут — их вернут в прежнюю среду. Пока неизвестно, каковы будут затраты при подобной схеме работы, — пояснил Сергей Лысенко.
По словам главного ветеринарного инспектора, очень важна пропаганда ответственного и гуманного отношения к братьям нашим меньшим. Бездомные животные нуждаются прежде всего в заботливых хозяевах. Поэтому Сергей Лысенко считает, что приюты для бездомных животных нуждаются в достойном финансировании и контроле. Ему бы хотелось, чтобы кошки и собаки могли проводить там более продолжительное время — пока не найдут новый дом. В прежней среде они снова могут заболеть или столкнуться с теми, кто настроен к ним негативно.
— Мы в ответе за тех, кого приручили. И пытаемся донести это до жителей нашего региона – рассказываем, что недопустимо бросать своих четвероногих друзей. Говорим, что нужно брать собак и кошек из приютов. Будем и дальше убеждать людей в этом, проводить разъяснительную работу, — сказал глава управления.
Татьяна Медведева, директор приюта «Верный» в Кемерове:
— Сейчас законодательство зачастую работает против нас. Взять хотя бы пса Шарика, которого замуровали в будке и держали там несколько дней без воды и пищи. Мы с соседями пытались привлечь полицию, чтобы забрать собаку. Мы не имеем право изъять животное, даже если его мучают. Шарик умер в клинике – в его шерсти завелись черви, он был ослаблен. Вскрытие показало, что его ещё и избили.
Несколько лет назад мы не могли забрать у хозяина собаку, которую он на глазах у всей улицы убивал штыковой лопатой. Он был пьян, весь в крови, лопата – тоже. Пёс забился в тёмный сарай. Когда приехала полиция, он чуточку присмирел, пришлось уговаривать его позволить нам зайти на территорию и забрать собаку. Мы ведь не можем его заставить – это частная собственность, которую он истязает. Заявления потом ни от кого принимать не хотели. В итоге он так и не был наказан. Собака выжила, сейчас она живёт в новой семье.
Закон должен что-то изменить. Если будут прецеденты, что кого-то наказали, то случаев жестокого обращения станет меньше. Те, кто позволяет себе бездумно или жестоко обращаться с животными, как правило трусливы. Норма их остановит.
Животное считают вещью
Московский адвокат Андрей Николаев участвовал в подготовке законопроекта как член рабочей группы Госдумы с 2009 года. Его специализация — защита по уголовным делам в сфере экономики и предпринимательства, но также он обладает опытом в деле защиты прав и интересов владельцев домашних животных. По убеждению юриста, нынешнее законодательство имеет серьёзные пробелы в части ответственного отношения человека к животному миру.
— Поскольку животные относятся к имуществу, пусть и с определенными особенностями правового режима, ни о каких правах животных не может идти речи, — подчеркивает адвокат. — Другая, не менее серьезная проблема — правоприменительная практика, связанная, как с объективными причинами — «сырыми», а то и «мертвыми» нормами, как, например, статья 241 ГК РФ, декларирующая возможность принудительного выкупа животных в случае ненадлежащего обращения с ними, так и субъективными, например, нежеланием принимать меры при выявлении случаев жестокого обращения с животными со стороны тех, кто обязан сделать это в силу своего служебного положения.
По данным сайта департамента Верховного суда, в 2016 году в России по статье «Жестокое обращение с животным» было осуждено всего 82 человека. Из них реальный срок получил один, ещё один — условный срок, остальные были наказаны штрафами и исправительными работами.
Андрей Николаев полагает, что сегодня закон 245 УК РФ не работает. Живодёров невероятно тяжело привлечь к ответственности, поэтому они чувствуют свою безнаказанность.
— Пока отсутствует, не гипотетическая, а реальная и неотвратимая ответственность для должностных лиц за несвоевременное принятие мер, а что чаще бывает – непринятие мер по каждому сообщению о жестоком обращении с животными, у нас спокойно и уверенно будут чувствовать себя, так называемые «догхантеры», а уголовные дела в отношении персонажей, подобных «хабаровским живодеркам», будут возбуждаться только, когда скандал вокруг каждого случая жестокого обращения с животным достигнет всероссийского масштаба, — говорит Андрей Николаев. — Ответственность должны нести и главы муниципальных образований, главы субъектов федерации, где действуют так называемые «ловцы» бездомных (и не всегда бездомных) животных, получающих за это деньги из муниципальных бюджетов, фактически, за уничтожение животных, чаще всего, самых доверчивых и безобидных.
Андрею Николаеву приходилось привлекать к ответственности одного из таких «ловцов» в Подмосковье, который убивал собак без разбора — бездомная она или домашняя. Юрист вспоминает, что ему пришлось столкнуться с противодействием местной администрации и явным нежеланием правоохранительных органов привлекать мерзавца к уголовной ответственности.
Анастасия Федюнина, председатель ассоциации юристов по правам животных «Зооправо» (город Москва):
— Есть три причины, по которым не работает 245-я статья Уголовного кодекса: незаинтересованность полиции, слишком мягкие решения судей, отсутствие инструкций. Правоохранители не знают, что делать, когда находят труп животного, умершего насильственной смертью. Куда его доставить, кто должен провести вскрытие и так далее. Тело убитого животного – важная улика, которая чаще всего уничтожается. Как должно быть в реальности? Полиция могла бы взаимодействовать со Службой по борьбе с болезнями животных, которая бы производила экспертизу и выписывала соответствующие документы, которые становились бы доказательством в суде.
Я занимаюсь сейчас делом об убийстве собаки Харви, мне угрожали, разбили крыло моей машины. Трудности возникли с возбуждением уголовного дела, хотя есть видеозапись, на которой видно, как убивали собаку. У меня есть материал дела по убийству в городе Чехов – из своего ружья мужчина убил пса, которого владелец вёл на поводке. Он сначала стрелял по лапам, собака упала, в третий раз он выстрелил ей в сердце, вырвал у хозяина поводок и выбросил тело в мусорный банк. И полиция вновь не усматривает здесь состава преступления.
Сейчас мы с коллегами готовим поправки, которые могут изменить порядок действия 245 статьи УК РФ. Так, адвокат Матвей Цзен на круглом столе в Общественной палате РФ предложил проводить обязательную психиатрическую экспертизу людям, привлекаемым по этой статье. Также адвокат считает важным классифицировать убийство животного в качестве отягчающего обстоятельства в случае его сочетания с другими правонарушениями, что позволит суду выносить более серьезные приговоры.
Пропаганда жестокости
Дело «хабаровских живодёрок» прогремело на всю страну. Они не только жестоко убивали собак и кошек, но и записывали казни на видео и публиковали в сети. Контент со сценами жестокого обращения с животными в изобилии представлен в интернете. По мнению Андрея Николаева, он опасен и нуждается в контроле.
— Я за запрет любой пропаганды не только жестокости по отношению к животным, но и безразличия к их судьбе, когда наигравшись щеночком или котёнком их выбрасывают на улицу, безответственного, безграмотного разведения, когда за основу берётся не сохранение ценной породы собак или кошек, а извлечение прибыли любой ценой. Но нужно четко определить — что является такой пропагандой. Если мы говорим о сайтах «догхантеров», то здесь всё ясно — нужно выявлять тех, кто стоит за этими сайтами, блокировать их, как это сейчас делается с ресурсами, отнесёнными к «пиратским», а что делать, когда, благодаря СМИ, у нас появились породы собак, прозванных «собаками-убийцами»?
А ведь это тоже пропаганда; с точки зрения обывателя, черпающего свои познания в биологии из рассказов о мифических «собаках-убийцах», уничтожение собаки, только из-за принадлежности к подвергнутой такому остракизму породе, является оправданным. Вот тут, в образе спасителей, и появляются «догхантеры», среди которых, к слову, немало и психически неуравновешенных граждан, а также «ловцы», черпающие свое благополучие из бюджетов дружественных им администраций муниципальных образований.
Андрей Николаев, адвокат:
— Как граждане России могут повлиять на скорейшее принятие законов, защищающих животных? Пожалуй, только одним — изменением отношения ко всему, что происходит вокруг нас. Нам нельзя надеяться на то, что кто-то придёт и всё за нас решит, а самим быть более активным в деле защиты братьев наших меньших. Идти до конца, добиваясь привлечения к ответственности негодяя-садиста, мучающего животное, приучать своих детей к ответственному отношению ко всему живому и не проходить мимо любых проявлений жестокости по отношению к тем, кто слабее нас. Самый главный закон, которым должен руководствоваться человек, и в который не внесешь многочисленные поправки — собственная совесть.