Красноармейский мост через Искитимку в Кемерове закрыли на капитальный ремонт. На несколько месяцев вырастут пробки, более двадцати маршрутов общественного транспорта пришлось изменить, но иначе нельзя — мост не ремонтировали почти полвека.
Мы изучили «биографию» этого и других кемеровских мостов. Рассказываем, какой из них самый старый, почему новый пешеходный мост называют хрустальным и какой закроют на ремонт следующим.
Коммунальный: мост вскладчину
Через широкую Томь до второй половины XX века мостов в Кемерове не было. Город переживал бурный рост, шумели первые пятилетки, строилась АИК «Кузбасс», Коксохим и химкомбинат, потом пришла война, развернулись эвакуированные заводы, кратно прибывало население — а сообщение через Томь продолжалось лишь по понтонному мосту, на паромах, лодках и по грузовой канатной дороге.
Первый мост, названный Коммунальным, построили лишь к 1952 году. Интересно, что фактически его возводили «вскладчину»: централизованного финансирования не было, цемент, металл и другие стройматериалы поставляли кузбасские предприятия, на стройке активно задействовали немецких военнопленных. Длина моста составила 540,8 метра, ширина — 13,4 метра. На момент сдачи на мосту было всего две полосы движения, два широких тротуара и трамвайные рельсы.
Коммунальный мост прослужил до 2006 года, когда рядом после 16-летнего строительства открыли новый Кузнецкий мост. Он намного больше старого: длина 638 метров, ширина — 40,5 метров, пропускная способность выше более чем в пять раз — до 20 тысяч автомобилей в сутки.
Остатки Коммунального сохранились до сих пор, потому что демонтировать их накладно. Власти даже рассматривали варианты превратить старый мост в некий арт-объект, кафе или прогулочную зону, но затем от идеи отказались из-за опасности для посетителей.
Кузбасский мост: десять тысяч фур в день
К семидесятым единственный мост через Томь стал узким местом в транспортной системе растущего города. Поэтому в 1972 году начали строить второй, соединяющий Ленинский и Рудничный районы. Сдали его лишь спустя девять лет.
Длина Кузбасского моста — 627 метров, ширина — 21,8 метра. Сначала был четырёхполосным, в 2005 году полос стало шесть. Мост в обиходе часто именовали «новым», что теперь порождает путаницу, ведь Кузнецкий мост гораздо новее. Иногда его называют и «терешковским» по названию улицы, частью которой Кузбасский мост является.
Мост дважды серьёзно ремонтировали: в 2009 году восстанавливали опорные части и деформационные швы, в 2010–2011 годах провели антикоррозийную защиту металлоконструкций. В 2013 году восстанавливали гидроизоляцию железобетонной плиты проезжей части. И всё равно в зоне швов дорожная одежда держится плохо, в течение года многократно образуются трещины-провалы, которые дорожники ремонтируют с переменным успехом.
В 2019 году в паспорте моста, составленном перед очередным ремонтом, эксперты вновь указали: «долговечность конструкций моста в настоящий момент не обеспечена», требуется исправление или замена деформационных швов над опорами, замена гидроизоляции и ряд других работ. Кроме конструктивных особенностей, сказывается и огромная нагрузка — мост является частью дороги федерального значения Р-255 «Сибирь» и ежесуточно пропускает большую часть из 12-15 тысяч транзитных большегрузов. Плохое состояние покрытия даже называли причиной ряда серьёзных аварий. Чтобы обезопасить участников движения, максимальную скорость на мосту понизили до 40 км/ч.
Красноармейский мост: 338 миллионов на ремонт
Четырёхполосный мост, который сейчас закрыт на ремонт, соединяет улицу Красноармейскую с проспектом Ленина. За 45 лет его ни разу не ремонтировали капитально. По словам мэра Кемерова Ильи Середюка, при обследовании моста в 2021 году эксперты выявили дефекты основных конструкций, но опоры моста в работоспособном состоянии.
Теперь строителям предстоит отремонтировать 92-метровый мост, начиная с опор: восстановить конструкции пролётов, деформационные швы, мостовое полотно и гидроизоляцию, и лишь затем собственно проезжую часть, тротуары, лестницы и перила. По данным госзакупок, стоимость тендера на ремонт моста — более 338 миллионов рублей, гарантийный срок для верхнего слоя покрытия составит 5 лет.
В администрации города сообщили, что первый этап ремонта моста продлится 2,5 месяца, а всего этапов будет два. Точной даты окончания всех работ пока не называли, но срок исполнения контракта на сайте госзакупок — 30 ноября 2023 года.
Университетский мост: станет следующим
Пока самый молодой мост через Искитимку находится на Советском проспекте. Длина моста по паспорту — 99 метров. Мост четырёхполосный и единственный в Кемерове с реверсивным движением: утром три полосы открыты для движения в центр, а из центра лишь одна; вечером наоборот.
В 2008 году мост основательно отремонтировали и установили подпорную ограждающую сетку. Исследование 2019 года показало нарушение герметичности деформационных швов, наличие участков разрушения гидроизоляции, повреждения окрасочного покрытия и коррозии главных балок. По окончании работ на Красноармейском мосту город возьмётся за Университетский: контракт на разработку проектной документации для капитального ремонта город заключил в минувшем апреле. Сроки начала ремонта пока не называли.
Третий мост через Искитимку — он лежит на проспекте Ленина и так и называется «Искитимским» — последний раз ремонтировали более или менее основательно в 2018 году. Судя по тому, что проект капитального ремонта пока не заказывали, до него очередь дойдёт позднее.
Мосты в кластер искусств: автомобильный, деревянный, хрустальный
Культурный кластер по плану начинается как раз от Университетского моста и тянется до берегов Томи, а затем по новой набережной до Кузбасского моста. И если Московскую площадь и ледовый дворец «Кузбасс» мы уже видим воочию, то театральный комплекс с филиалами Мариинского театра и Русского музея ещё на стадии строительства. Чтобы обеспечить к ним непосредственный доступ и из центра города, и с Притомского проспекта, через Искитимку строят новый четырёхполосный мост. Подходы к нему соединят улицу Мичурина и Притомский.
Длина моста составит 92 метра, ширина — 23 метра. Конструкция будет неразрезной, со сталежелезобетонным пролётным строением с металлическими главными балками и железобетонной плитой проезжей части. Мост обойдётся городу в 782 миллиона рублей, срок окончания строительства — 31 декабря 2023 года.
Другой мост через Искитимку в том же районе будет сугубо пешеходным. Застройщик начал работы в 2020 году и планировал тогда же закончить, на A42.RU выходил фоторепортаж с места строительства. Позднее сроки отодвинули до окончания благоустройства берегов и территории у театрального комплекса. В конструкциях моста строители использовали не железо и бетон, а клееную древесину хвойных пород с огне-биозащитной обработкой. Ширина моста — 6 метров, длина — 52 метра, запланирована красивая подсветка и широкий тротуар на подходах.
Ещё раньше, в 2022 году, планируют сдать в эксплуатацию пешеходный мост у квартала юстиции, который кемеровчане называют «хрустальным». Мост строят над теплосетями на бетонных опорах, он полностью окружён металлической конструкцией в виде остеклённой сетки. Первые пешеходы уже выложили фотографии необычного прозрачного каркаса.
Больше мостов, хороших и разных
Раньше свадебные процессии в Кемерове едва наскребали нужные по поверью семь мостов. Теперь у них будет возможность ещё повыбирать самые красивые и притом безопасные. Благодаря новым мостам пешеходные и автомобильные потоки окажутся полностью разделены: можно будет прогуляться от «Парка Чудес» до Московской площади и при этом ни разу не пересечь автодорогу.
Автомобилисты тоже могут смотреть в будущее с оптимизмом. Когда достроят объездную с третьим мостом через Томь на участке за Верхотомским, транзитные фуры из города исчезнут. Это разгрузит существующие мосты, ремонт на них к тому времени закончится, и пробки на главных кемеровских улицах должны поредеть. Осталось лишь дождаться этих благословенных времён.
Фото: Елена Царегородцева, архив A42.RU