26 августа в Кемерово прилетят «Стрижи» — авиационная группа высшего пилотажа Военно-воздушных сил России. В прошлом году впечатляющие трюки в небе вызвали огромный интерес кузбассовцев. Чтобы увидеть их, люди заполнили площади, а машины останавливались на мостах через Томь, почти парализовав движение на время шоу. Однако «Стрижи» — не единственная группа высшего пилотажа в стране. Женщины за штурвалом, вертолётчики-асы и исследователи в небе: рассказываем, кто ещё удивляет мастерством на крылатых машинах.
«Стрижи»: самые впечатляющие
«Стрижи» летают на МиГ-29 и базируются в Центре показа авиационной техники имени Кожедуба в подмосковной Кубинке.
МиГ-29 поступили в авиацентр в 1983 году, но пилоты летали здесь «ромбом» и раньше — на МиГ-21 и МиГ-23. Пилотажной группой их стали называть с 6 мая 1991 года. Военнослужащих в группу отбирали на базе 234-го гвардейского Проскуровского истребительного авиаполка, задача которого — защита воздушных рубежей Москвы. И хотя основная работа пилотов авиагруппы — демонстрация возможностей передовой авиационной техники, они остаются защитниками столицы.
Самолёты авиагруппы ничем, кроме характерной раскраски, не отличаются от строевых серийных машин. Высший пилотаж, которым любуются зрители, имеет грозный практический смысл: с помощью «бочек» и «петель» атакующий самолёт занимает выгодное положение, а атакуемый уходит от ракет и сам переходит в атаку. Букеты ярких огней, которым так радуются в толпе дети, в бою становятся ложными тепловыми целями.
«Стрижи» летают «шестёркой» и тренируются годами. При выполнении самых сложных фигур пилотажа перегрузка может доходить до 9 единиц, притом что уже при 3 единицах человеку сложно оторвать руку от колена.
«Русские Витязи»: самые грозные
«Русские Витязи» летают на тяжёлых истребителях Су-27, Су-30СМ и, с 2019 года, на Су-35С — новейших сверхманёвренных истребителях с управляемым вектором тяги. «Витязи» появились почти одновременно со «Стрижами» — 5 апреля 1991 года — на базе 237-го гвардейского Проскуровского смешанного авиаполка и базируются в той же Кубинке.
Самолёт «Витязей» Су-30 предназначен не только для завоевания господства в воздухе, но и для нанесения ударов по наземным и надводным целям. Он намного тяжелее МиГ-29, и это обуславливает другой рисунок пилотажа. При этом Су-30СМ и Су-35С, будучи более современными самолётами, способны сохранять управляемость на больших углах атаки и изменять положение относительно воздушного потока.
Кроме того, дальность полёта Су-30 выше, чем у МиГ-29, и до 2022 года «Русские витязи» чаще других пилотажных групп участвовали в показах за границей. Случались и курьёзы: в 2014 году «Витязей» не хотели впускать на авиашоу в Швейцарию из-за того, что в характеристике самолётов группы прописано, что они способны на боевое применение.
Обе пилотажные группы периодически демонстрируют уникальную программу, когда истребители разного класса совместно действуют в одном строю.
«Беркуты»: самые интеллектуальные
«Беркуты» — единственная пилотажная группа в мире, выступающая на боевых ударных вертолётах. Базируется в Центре боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации в Торжке. Первый показательный полёт «Беркуты» совершили 11 апреля 1992 года.
До 2012 года группа летала на Ми-24, сейчас выступает на Ми-28Н и Ка-52 — наследниках легендарной «Чёрной акулы». Вертолётчики выполняют фигуры сложного пилотажа в плотном строю четвёрки и шестёрки машин.
Авиагруппу создавали в рамках разработки новой методики ведения воздушных боёв. Войска нуждались в ней из-за появления новой техники и накопления опыта войны в Афганистане. Групповые полёты в составе пары и четвёрки, различные роспуски и перестроения, заходы для атаки воздушной цели появились не для красоты.
Все лётчики группы — в первую очередь инструкторы, испытатели или даже учёные-исследователи. На базе центра в Торжке проходит «обкатка» новых вертолётов, здесь составляют замечания для конструкторов и пособия по эксплуатации техники, обучают российских и иностранных пилотов. В отличие от «Стрижей» и «Русских витязей», демонстрационные показы с высшим пилотажем для лётчиков центра не являются первостепенной работой.
«Соколы России»: самые боевые
«Соколы» летают «четвёркой» на Су-30СМ и базируются в Липецком авиационном центре. Ключевая задача авиацентра — изучение боевого применения самолётов. Формально «Соколы» появилась в 2006 году, однако высшим пилотажем лётчики центра занимались и ранее. При демонстрационных полётах они демонстрируют оборонительно-наступательные приёмы ближнего воздушного боя на ограниченном пространстве.
Как и у «Беркутов», демонстрационные полёты для «Соколов России» — не первоочередная задача. Пилоты пишут методики и работают инструкторами, принимают участие в учениях, постоянно летают в командировки для обучения лётчиков других авиационных баз.
Интересно, что в составе «Соколов России» одновременно числились разные модели самолётов — МиГ-29, Су-25, Су-27 и их многочисленные модификации.
«Барсы»: самые мирные
«Барсы» летают на самолётах с поршневым двигателем — Як-54, Як-52 и Як-18. Это не государственная и не военная, а спортивная группа, костяк участников — курсанты-любители. Точнее, курсантки: в пилотажной группе шесть девушек и один мужчина. Группа появилась в 2014 году и базируется на аэродроме «Боровая» в Сургуте.
Самолёты Як-54 называют спортивно-тренировочными или даже спортивно-акробатическими: они способны на скоростные угловые вращения, а многие пилотажные фигуры выполняют без потери высоты. В результате, несмотря на то, что скорости «Барсов» ниже реактивных, в небе они двигаются очень зрелищно.
Группа регулярно принимает участие в авиашоу по соседству с именитыми группами — теми же «Стрижами». При этом командиру группы Ивану Барсову, чемпиону России и Европы по высшему пилотажу, всего 23 года, а большинство участниц примерно того же возраста.
«Русь»: самые опытные
Авиационная группа высшего пилотажа «Русь» базируется в Вяземском учебном авиационном центре ДОСААФ и летает на учебно-тренировочных реактивных самолётах Л-39. Это старейшая действующая группа: первый воздушный парад десять учебных самолётов украсили в 1987 году.
Самолёт группы по-своему легендарный: Л-39 с 1972 года был основным учебным самолётом СССР и стран Варшавского договора. Его технические характеристики, конечно, куда скромнее истребителей четвёртого поколения, зато лётчики демонстрируют слётанность и филигранное мастерство. Программа авиагруппы «Русь» сочетает элементы группового и одиночного пилотажа, а минимальное расстояние между самолётами составляет один метр.
Фото: A42.RU