2 сентября в 16:59 Общество

«Дети нервозны и не умеют общаться»: учителя, родители и ученики — о запрете смартфонов в школах

С 1 сентября в школах запрещается использование мобильных телефонов во время уроков. Об этом заявил министр просвещения Сергей Кравцов во время общероссийского родительского собрания. Решение, которое раньше отдавали каждому отдельному учителю, теперь принято на уровне санитарных правил. По словам министра, телефоны негативно влияют на здоровье детей и отвлекают их от занятий. Мы спросили у самих учеников, учителей и родителей, что они думают по поводу запрета.

Ольга Козлякова, педагог-психолог, мама троих детей

— Это хорошая новость. Смартфонов на уроках быть не должно. Они мешают детям, отвлекают их. Воля у детей развита ещё слабо, и у подростков, и тем более у младших школьников. Когда телефон постоянно под рукой, велик соблазн уйти в какие-то свои внешкольные интересы.

Другой вопрос, как осуществлять запрет в реальности. Отбирать телефоны перед уроком в корзинку мне кажется не очень хорошей идеей. Но смогут ли дети сами соблюдать это правило, оставить смартфон в рюкзаке и доставать его только на перемене? Вот здесь, наверное, нужно провести информационно-просветительскую работу: и дети, и родители должны узнать, что появилась такая норма, что это теперь не прихоть учителя, а закон.

По сути ничего не изменилось: учителя и раньше запрещали смартфоны на уроках. Но если нет закреплённого в законе правила, появляются споры, разногласия, конфликты. Новая норма полезна для отношений ученика и учителя. Ведь для учителя это была неприятная необходимость — запрещать детям пользоваться телефоном на уроке. У учителя и так хватает запрещающих функций. Ну кому понравится, когда ему что-то запрещают? А если запрещает не учительница, а закон, ученик будет уже иначе это воспринимать, к ней будет меньше негатива. Благодаря этому снимется множество межличностных конфликтов.

Не думаю, что можно конструктивно использовать на уроке смартфон. Я сталкивалась с тем, что учителя давали задание детям найти что-то в интернете. Но ведь урок — это коллективное взаимодействие, в котором можно сделать гораздо больше полезных вещей, чем отправить детей копаться в интернете. Думаю, эти приёмы лучше оставить для домашних заданий или для удалёнки. Урок же в школе для того и нужен, чтобы совместно с учителем и другими учениками разбираться, находить ответы, отвечать на вопросы. 

Сергей, выпускник 11 класса

— Думаю, этот закон никак не повлияет на жизнь. Тот, кто хочет учиться, и так не пользуется телефоном на уроке. А кто не хочет — найдёт чем заняться во время учёбы.

Олег, ученик 10 класса

— Нам и раньше не позволяли доставать телефоны во время уроков. Вот если их запретят и на переменах — тогда другое дело. Плюс одна причина ненавидеть школу. Запрещать пытались и раньше. Не понимаю, почему всех так интересует, что я делаю в свободное время. Да, я не общаюсь с одноклассниками, но я не виноват, что они тупые. У меня есть друзья, которые разделяют мои увлечения и взгляды. То, что все они живут в разных городах, не мешает нам общаться. И я не делаю этого во время уроков.

Алина, ученица 10 класса

— В нашей школе вообще предлагали ввести такую практику: сдаёшь телефон утром, а забираешь уже после уроков. Причём идея была не от учителей, а от нескольких школьников. Не поверите, но им отказали, потому что сданные телефоны это вроде как материальная ответственность, и типа их негде хранить. Но, конечно, так думают далеко не все школьники. Большинство со своими гаджетами расставаться не хотят.

Алина Поспелова, учительница младших классов

— У смартфона есть свои достоинства: калькулятор, будильник, детям удобно следить за временем, когда нужно посетить музыкальную школу или секцию. И всё же я полностью поддерживаю запрет. 

Смартфон влияет на личность ребёнка. Погружаясь в онлайн-общение, дети не учатся общаться друг с другом. Игры в одиночку, с самим собой, когда не нуждаются в друге, быстро накладывают свой отпечаток. Дети не учатся общаться, взаимодействовать в реальности. Если им разрешают играть на смартфоне с раннего возраста, это становится проблемой. 

Телефон вносит в поведение детей нервозность. Если где-то оставил — сразу паника, вдруг родители не смогут дозвониться, вдруг потерял дорогую вещь. Это беспокойство становится постоянным. Дети ведь и так переживают, что родители где-то далеко. Телефон кажется им связующим звеном, они постоянно хотят быть на связи с родителями. Им хочется рассказать родителям буквально о каждом событии, которое с ними произошло, посоветоваться по мельчайшим вопросам. Это, конечно, хорошо, но я объясняю своим детям: «Пусть ваша беседа созреет. Пока вы придёте домой, вы обдумаете, что стоит рассказать, а что уже не требует разговора». Дети должны учиться сами, самостоятельно принимать хотя бы элементарные решения. Это важно для их развития.

Я полагаю, во многом именно из-за смартфонов дети — новое поколение — не умеют играть в группах, в сообществах. Для них становится даже непонятно, как это — болеть за кого-то, за другого, который может победить. А если ещё и его помощь нужна в этой победе, когда мы играем командой… многим это уже совершенно недоступно, непонятно, что его усилия могут принести пользу для других людей. 

Когда ребёнок садится на перемене со смартфоном, он полностью поглощён им, его глаза смотрят только в экран. И вот казалось бы — перемена проходит тихо, все сидят с телефонами, и учителя это должно устраивать. Но в результате дети совершенно не отдыхают. Всю перемену, все 15 минут глаза «в пучок». Звенит звонок на урок — а они уже устали, потому что не отдыхали на перемене. Надо бегать и прыгать, разговаривать, двигаться. Поэтому я и раньше пресекала попытки своих детей на переменах играть на телефоне, и впредь буду это делать.

Владислав, отец двоих детей

— Всё хорошо в меру. Я не поддерживаю запрет смартфонов на уроке, потому что запретами вообще сложно чего-то добиться. Любой запрет вызывает чувство противоречия и желание побороться даже у взрослого человека, а у подростка — вдвойне.

Режим использования смартфона лучше бы задавать каждому отдельному учителю. Я слышал о практике регулярного использования смартфона в учебном процессе: учительница прямо в ходе урока рассылает в чате материалы, иллюстрации и полезные ссылки, поручает быстро найти информацию и сразу её обработать. «Зачем помнить то, что можно нагуглить» — давно уже принцип работы во многих сферах и отраслях. Школе нужно не пытаться запретить прогресс, а подстраиваться и учить правильно собирать, анализировать и использовать информацию.

Конечно, это касается не всех предметов и не всех возрастов. В младших классах запрет на смартфоны вполне разумен: детям в таком возрасте и без отвлекающих телефонов трудно удерживать внимание на том, что говорит учительница.

Инна Кузнецова, психолог

— Исследований, которые бы однозначно указывали на вред гаджетов, на данный момент не существует. Но многие коллеги сходятся в том, что регулярное использование гаджетов с самого раннего возраста негативно влияет на способность ребёнка сохранять концентрацию. Он привыкает быстро выхватывать куски интересной информации, ему сложно долго фокусировать внимание на не слишком интересном предмете. 

Смартфон делает доступной любую информацию, и у этого в целом позитивного факта есть обратная сторона: ребёнок привыкает избегать трудностей. Ему проще взять готовое решение, чем создать собственное. С другой стороны, смартфоны, возможно, развивают навык быстро переключаться между разными задачами или вести их одновременно. 

Фото: A42.RU

Поделиться

Комментарии:

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Смартфон — лучший дачный инструмент
Яндекс.Метрика