6 сентября 2022 в 14:38 Общество

«Это ответственность гидов»: альпинисты о трагедии на Ключевской сопке, советских правилах безопасности и коммерческих восхождениях

3 сентября два гида и десять туристов отправились на Ключевскую сопку на Камчатке. В последующие три дня девять человек погибли, выживших эвакуировал вертолёт МЧС. Это далеко не первая трагедия в горах России, на одном только Эльбрусе ежегодно гибнет от двух до семи человек. Корреспондент A42.RU поговорил с опытными и начинающими альпинистами, чтобы понять, как устроены правила безопасности в горах, почему случаются трагедии и что нужно сделать, чтобы их стало меньше.

Маршрут низкой категории сложности

Злополучное восхождение для десяти туристов организовала коммерческая компания из Новосибирска. Камчатка — недешёвое место для путешествий, команда для восхождения на Ключевскую сопку получилась «сборной солянкой» участников из семи разных регионов. Несколько дней они шли с большими рюкзаками к перевалу Вулканологов. 3 сентября начали восхождение на вершину.

Ключевская сопка высотой 4870 метров — самый высокий активный вулкан Евразии, он входит в список гор, необходимых для альпинистского звания «Снежный барс России». При этом категория сложности основного маршрута на вершину — всего лишь 2А, это низкий показатель. Самый простой категорированный маршрут в альпинизме маркируют 1Б, 2А — следующий за ним, а предельная сложность маршрута — 6Б.

При этом другие путешественники описывают маршрут как непростой: даже путь на предварительную точку — перевал Вулканологов — часто осложняют ухудшающие видимость облака. Тропы нет из-за подвижек ледника, под ногами осыпается шлак и лава, часто попадаются потрескавшиеся ледяные глыбы и ручьи, бывают сильные ветра.

— Категории порой присваивают странно, — комментирует Александр Пфайф, альпинист с опытом восхождений до 4Б. — Российская шкала отражает длину маршрута, высоту, на которой он лежит, протяжённость участков, на которых требуется лазание, и сложность самого лазания. Категория не всегда удачно отражает сложность маршрута в целом. Нет такого, что вот, низкая категория — значит, это простой и безопасный маршрут. На любом маршруте может быть камнепад, плохая погода и опасные для жизни условия.

Подписчики компании-организатора в социальных сетях описывают гидов как опытных альпинистов, один из которых, однако, совершил лишь одно восхождение на вершину, на которую повёл группу.

Смерть девяти человек

3 сентября группа начала восхождение от домика на перевале Вулканологов на высоте 3300 метров. В тот же день по неизвестной пока причине один из гидов и два туриста спустились обратно в домик, где была провизия и запас газа, а второй гид и восемь туристов продолжали восхождение. Группа шла в трёх связках по три человека. Разыгралась непогода, поднялся сильный ветер. Как сообщает телеграм-канал Mountain Accidents, произошёл срыв всех трёх связок. Люди покатились по склону, одни погибли, другие получили травмы разной степени тяжести (так, гид сломал ногу) и подали сигнал бедствия.

Когда первый гид, который увёл двух туристов в домик, вернулся к основной группе, он обнаружил четверых человек погибшими, двоих без сознания. Выжившие установили палатки. Вертолёт спасателей трижды пытался вылететь к перевалу, но не мог сесть из-за непогоды. В итоге группа спасателей отправилась наверх пешком, а такой путь не может занимать меньше двух дней. Выжившим на склоне советовали снять с погибших одежду, чтобы согреться, но неизвестно, сделали ли они это. Ночью два человека, остававшиеся без сознания, погибли.

5 сентября днём погибли ещё двое остававшихся на склоне туриста и сломавший ранее ногу гид. Второй гид, последний оставшийся в живых, смог спуститься к двум туристам в домике на перевале, получив обморожения рук и ног. 6 сентября всех троих достигли и эвакуировали спасатели.

Таким образом погибли девять человек из двенадцати — это одна из крупнейших трагедий в горах на территории России за всю историю.

Техника безопасности и уровень подготовки

Пока неизвестна причина, по которой сорвались туристы. Владимир Сталковский, мастер спорта СССР, совершивший восхождение на восьмитысячник Макалу без кислорода, подчёркивает, что в описанном прессой виде цепочка событий вызывает недоумение.

— Пишут, что сорвались три связки, причём не одномоментно. Не понимаю, как это возможно. Если срывается один, остальные должны его удержать. Удержать человека можно там, где есть за что страховаться. Какие-то камни, выходы породы, лёд, в который можно вкрутить крюк, то есть создать точку страховки. Если склон покрыт снегом, страховка получается достаточно условная. Может, один покатился и сбил других… но это только одна связка! Остальные должны сразу принять меры, чтобы себя обезопасить. Как они улетели все, я совершенно не понимаю.

По словам Сталковского, возможно, причина в нарушении техники безопасности. В советском и послесоветском спортивном альпинизме были строгие правила и жёсткая подготовка участников восхождений. При этом любителей-туристов тоже контролировали спортивные федерации. 

— Есть смысл ввести нормы подготовки для гидов, но кто будет их проверять, непонятно. В советские годы была цепочка военизированных горноспасательных частей, были альпинистские базы по всей карте горных районов. Была стройная система обучения инструкторов под контролем ВЦСПС, это всё оплачивалось. Уезжающие в горы готовить инструкторов освобождались на предприятиях, за ними сохранялась заработная плата. Сейчас об этом не стоит и вспоминать: мы живём в другом мире, другой стране, — говорит Владимир Сталковский.

По мнению спортсмена, теперь отвечать за безопасность участников должны гиды, в том числе адекватно оценивать сочетание уровня подготовки и сложности маршрута.

— Люди приехали, заплатили деньги и хотят сходить на гору. Это распространённая практика во всём мире. Именно гиды обязаны обеспечить безопасность группы. В том числе учесть погоду и оценить, способен ли ты вообще сходить на эту гору или всё-таки ты для этого слабоват, мало чего умеешь, проблемы со здоровьем, — говорит Владимир Сталковский. 

Начинающий альпинист Владислав Ионис, который однажды совершил восхождение сравнимой сложности на Эльбрус, подчёркивает, что в группе туристов именно проводник определяет маршрут и порядок действий до мелочей, а залог безопасности участников — строго следовать его указаниям.

Владимир Сталковский приводит поучительную историю проводника, который перед тем, как взяться за коммерческое восхождение на сложную вершину, сначала идёт с будущими участниками в горы на три недели. И отказывает тому, кто недостаточно готов.

— Некоторые потом недовольны и говорят, что их обманули, не взяли и так далее. Но на самом деле это профессионализм гида, который беспокоится за их жизнь, — подчёркивает Сталковский.

Ответственность гида: халатность или случайность

В России законодательное регулирование коммерческих восхождений минимально: нет пока ни обязательных требований к гидам, ни системы контроля организаций, предоставляющих их услуги. С условно постсоветским спортивным альпинизмом под контролем спортивной федерации соседствует коммерческий альпинизм, в котором несколько обеспеченных людей нанимают проводника и отправляются с ними в горы на свой страх и риск. Бесплатных восхождений не существует, и граница между «спортивным» и «коммерческим» альпинизмом достаточно условна.

Александр Пфайф рассказывает, что за несколько десятков восхождений в 2010-е годы в разных местах он не сталкивался с явной халатностью организаторов.

— Когда я ходил в горы, в альплагерях безопасность организовывали, по сути, по инерции советской системы. Да, ты платишь, но тебя не понесут в гору на руках, ты должен пройти определённую подготовку, сложность маршрутов увеличивать постепенно. Ниже второго разряда ходили только с инструктором. В лагере есть опытный и квалифицированный начспас, при несчастном случае организовываются спасательные работы, и в целом безопасность — важнейший аспект подготовки альпиниста. И тем не менее, несчастные случаи в горах, естественно, случались и раньше, и нельзя просто сказать, что вот раньше было безопасно, а теперь стало опасно, — говорит Александр.

Все участники современных восхождений перед началом подписывают бумаги, в которых принимают ответственность за несчастные случаи на себя. Юридическая ценность этих документов сомнительна, но они имеют психологический эффект.

— Организаторы сделают всё, что от них зависит, но они не могут гарантировать безопасность на 100%, ведь это горы, случается всякое. Что сделает гид против летящего камня? — задаётся вопросом спортсмен.

По его словам, опасности часто бывают именно объективными — лавина, камнепад, обрыв снежного карниза. Случается, что опытнейшие альпинисты гибнут на простых маршрутах из-за неблагоприятного сочетания природных условий, плохого состояния здоровья, трагической случайности.

— Надо разбирать конкретную ситуацию. Нельзя обвинять проводников, пока мы не знаем, что в точности произошло, — подчёркивает Александр.

Известно, что Следственный комитет возбудил в отношении руководителя компании-организатора уголовное дело по статье 238 УК РФ «Об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья, повлёкших смерть двух и более лиц». 

Альпинисты предполагают, что восхождения на Ключевскую сопку могут запретить на более или менее продолжительный срок, либо ограничить в будущем состав участников спортсменами высокого уровня.

Законы и контроль 

С 1 июля 2022 года вступила в силу мера, по которой туристов на маршрутах повышенной сложности должны сопровождать инструкторы-проводники, сообщают «Известия». Пока аттестацию проходят на добровольных началах, но с 1 июля 2023 года проводники без неё не смогут оказывать туристам коммерческие услуги. Какой маршрут считать сложным, решат спортивные федерации, а реестр маршрутов и инструкторов будет вести Ростуризм. Аттестационные комиссии должны появиться на базе региональных органов власти в сфере туризма. Свидетельство об аттестации будет действовать 5 лет, в нём укажут вид и сложность допустимых для гида маршрутов. Ответственность за нелегальную работу наступит с 1 января 2024 года в виде штрафа до 30 тысяч рублей для юрлиц.

Опрошенные альпинисты сомневаются, что эта мера существенно улучшит ситуацию с безопасностью коммерческих маршрутов. Добросовестные организации много делают для безопасности и сейчас, а недобросовестных вряд ли остановит формальное требование с небольшим штрафом. Когда новая система аттестации начнёт действовать, она будет ценна скорее как источник информации. Будущим же туристам стоит внимательно отнестись к выбору гида и сложности маршрута, тщательно готовиться и адекватно оценить свои силы.

Фото: unsplash.com

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
билайн бизнес представил решения для улучшения мобильного покрытия на Третьем российском угольном саммите
Яндекс.Метрика