14 октября 2022 в 13:07 Общество

Восемь миллиардов на аэропорт у горы Тулгашты: зачем он Кузбассу

В Кузбассе ищут исполнителя для строительства аэропорта в Шерегеше: один только проект обойдётся в 400 миллионов рублей. Рассказываем, где построят новую воздушную гавань и что она даст региону.

Двести тысяч туристов по воздуху

Спрос на отдых внутри России рос с каждым годом, и международная нестабильность лишь подстегнула этот рост. За зимний сезон 2020-2021 в Шерегеше побывало более двух миллионов туристов. По оценке областных властей, к 2035 году посещаемость Шерегеша может вырасти до 3,4 миллионов человек.

Однако чтобы добиться таких показателей, нужно увеличивать транспортную доступность курорта. Многих удерживает от поездки в Кузбасс именно необходимость провести в дороге несколько часов с пересадками.

Идея наладить авиасообщение с Шерегешем витала в воздухе с самого начала бурного развития курорта. В 2018 году вопрос получил официальное обрамление: губернатор Сергей Цивилёв поручил разработать единую программу развития транспортного авиасообщения Кузбасса, в которую наряду с модернизацией аэропортов в Кемерове и Новокузнецке вошло бы и строительство воздушной гавани в Таштаголе.

По данным РБК, рассматривались две концепции. Первая опиралась на доставку пассажиров от крупных сибирских аэропортов самолётами малой авиации. Этот вариант ориентировался на СФО и был менее привлекательным для туристов издалека из-за пересадки, зато позволял кратно сэкономить на строительстве аэропорта, а запуск организовать за год.

Второй вариант — строительство полноценного аэропорта, способного обслуживать магистральные самолёты. Это более удобно для пассажиров, но дорого: ВЭБ оценивал стоимость проекта в 14 миллиардов рублей.

Комплекс на 8,5 миллиарда

В итоге в жизнь воплотят именно второй вариант. Основным инвестором стала компания «Новапорт Холдинг» при региональном и федеральном софинансировании. Тендер на проектирование аэропорта объявили на днях. Аэропортовый комплекс будет включать взлётно-посадочную полосу, здание аэровокзала, привокзальную площадь, необходимые объекты инфраструктуры и инженерные сети. Стартовая цена контракта на проектирование — 401 миллион рублей, а общая стоимость строительства оценивается в 8,5 миллиарда.

Расчётная нагрузка на аэропорт составит 200 тысяч пассажиров в год, работать он будет круглогодично, а общее количество сотрудников составит 81 человек.

По словам министра туризма и молодёжной политики Кузбасса Антона Пятовского, крупнейшие российские авиакомпании, включая «Аэрофлот» и S7, готовы летать в Шерегеш. Предполагаются чартерные программы и регулярные рейсы.

У горы Тулгашты

Сейчас ближайший к Шерегешу аэропорт находится в Таштаголе, однако он подходит только для вертолётов и самолётов малой авиации, притом практически не использовался для вылетов 30 лет. Близкое расположение реки и окружающий горный рельеф не позволяют удлинить взлётно-посадочную полосу так, чтобы обеспечить приём больших самолётов.

Поэтому аэропорт будут строить в непосредственной близости от СТК «Шерегеш». Судя по конкурсной документации, проектировщики рассмотрели семь различных вариантов размещения. На встрече с президентом Сергей Цивилёв сообщал, что для строительства выбрали площадку в семи километрах от курорта. На карте, приложенной к обоснованию выбора на площадке госзакупок, будущий аэропорт находится на водоразделе долины у горы Тулгашты.

Характеристики взлётно-посадочной полосы, количество мест стоянки самолётов и способ доставки пассажиров в воздушное судно пока не определены — это предстоит сделать проектировщику. Техническое задание предполагает набор сооружений, отвечающих аэродрому класса «Г» с возможным развитием в перспективе до класса «В». Параметры взлётно-посадочной полосы в ТЗ соответствуют классу «В».

К 2027 году

Заместитель губернатора Кузбасса Андрей Панов ранее предполагал, что «Новапорт Холдинг» профинансирует строительство аэровокзала, а федеральный бюджет — взлётно-посадочной полосы, перрона и инфраструктуры. Ранее губернатор сообщал, что если решение о федеральном софинансировании будет принято, регион обеспечит подведение к площадке дороги и коммуникаций.

Построить аэропорт предполагали сначала к 2024, а затем к 2025 году. Сейчас, исходя из конкурсной документации, строительство планируется на 2024–2027 годы, однако отмечено, что сроки реализации этапов строительства могут быть уточнены в соответствии с выделяемым финансированием.

Предполагается, что к тому времени Шерегеш нарастит и «летние» мускулы: уже в 2022 году в несезон здесь отдохнули почти полмиллиона туристов, и аэропорт может быть востребован круглый год.

Фото: A42.RU

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика