Каждый год осенью в Кемерове визжат бензопилы: стареющие тополя в парках и дворах кронируют, оставляя лишь голый ствол, чтобы обезопасить горожан. Горожане же часто возмущаются, называя методику устаревшей, а результат — уродливым, и подозревая озеленителей в лени или некомпетентности. Давайте разберёмся, зачем деревьям обрезают все ветки и можно ли без этого обойтись.
Зачем обрезают деревья
Кемеровчане в соцсетях возмущаются радикальной обрезкой тополей на пересечении улицы Кирова и Советского проспекта. «Зачем обрезают тополя на Кирова? Так уродливо», «На Кирова тоже санитарная рубка?» — пишут под постом и. о. главы города Дмитрия Анисимова. Это далеко не первый случай беспокойства: кемеровчане регулярно выступают и против рубки деревьев, и против радикальной обрезки. В ответ администрация успокаивает горожан: все зелёные насаждения под постоянным контролем специалистов.
— Это не только сотрудники администрации города, но и независимые эксперты с многолетним опытом и профильным образованием. Этот общественный «зелёный совет», где члены независимы друг от друга, участвует в плановых и точечных обследованиях зелёных насаждений, даёт заключения для принятия решений, — сообщили корреспонденту A42.RU в администрации Кемерова.
Непосредственным исполнителем кемеровчане привыкли считать «Зеленстрой», но сейчас муниципальное предприятие с таким названием ликвидировано. Через конкурсные процедуры работает ООО «Зеленстрой», а из бюджетных учреждений за обрезку деревьев в столице Кузбасса отвечает МБУ «Дирекция развития городских территорий».
Обрезку деревьев условно делят на три вида: формирующую, санитарную и экстремальную, которую ещё называют омолаживающей.
Формирующая обрезка — это обычная садовая процедура, применимая, как правило, для декоративных растений. Может выглядеть как естественно, когда крона выглядит гармоничнее, а цветение проходит эффективнее, так и искусственно — когда, например, живая изгородь принимает форму квадратов или шаров.
Санитарная обрезка необходима, чтобы удалить сухие и повреждённые ветки, грозящие упасть, убрать конкурирующие побеги, выровнять освещение кроны.
Наш камень преткновения — так называемая омолаживающая обрезка. У дерева отрезают вообще все ветки, оставляя только ствол, а кустарники радикально укорачивают. Не все виды деревьев переживут такое: берёза, например, погибнет. Но у тополей, лип, ив процедура вызывает к жизни спящие почки, которые дают множество молодых ветвей с крупными листьями.
Обрезка и безопасность людей
Главной причиной обрезки неоднократно называли безопасность самих горожан. Но зачем обрезать вообще все ветки? Почему нельзя ограничиться лишь удалением высохших и надломленных ветвей? Оказывается, всё не так просто. Дело не только в сухих ветвях.
Пресс-служба администрации города приводит комментарий замдиректора Кузбасского естественно-научного центра «Юннат» Юлии Волковой: опасность крупных тополей скрыта от глаз наблюдателя.
— Деревья, которые у нас в культуре находятся, обрезать надо обязательно, — подчёркивает Волкова. — В Кемерове в своё время садили быстрорастущие деревья, но у них есть такое свойство (у тополей, например) — они быстро растут, но и быстро стареют и в результате представляют угрозу для всего, что находится рядом: для машин, зданий, самих горожан. Потому что дерево зелёное стоит, и кажется, что оно целое, а на самом деле, оно внутри может быть насквозь гнилым. В результате малейший порыв ветра — и это огромное тяжеленное дерево падает. И поэтому необходимо обязательно проводить опиловку таких возрастных деревьев, чтобы они продолжали дальше расти. Таким образом дерево на самом деле омолаживается.
Обрезку проводят осенью именно для того, чтобы травмирующий эффект был меньше: сокодвижение в этом время года почти прекращается.
Обрезка и здоровье дерева
Существуют, однако, и другие мнения. Так, в книге «Забота о деревьях. Научные рекомендации для практиков» указано, что как раз экстремальная обрезка и приводит к ускоренной смерти деревьев.
— Значительное сокращение кроны дерева в результате обрезки ведёт к уменьшению массы и площади поверхности листьев, в которых идёт синтез органических веществ. Это является причиной существенных физиологических нарушений, связанных с внезапным дисбалансом между надземной и подземной частями дерева. Резко уменьшившаяся площадь поверхности листьев ограничивает поступление ассимилятов к другим частям растения, вследствие чего начинается их голодание. Сокращение транспирации и дыхания вызывает также нарушения водного и энергетического обмена, — утверждают авторы книги.
Безопасность, по их мнению, тоже достигается лишь временно: новые ветки плохо крепятся к стволу и легче отламываются в будущем.
— Развивающиеся из спящих почек побеги в меньшей степени связаны с архитектурой дерева в целом. Ведь проводящая и механическая ткани дерева формируются годами вместе, в одной системе. Часто топпинг деревьев приводит к возникновению нарушений их устойчивости, что связано со смещением вверх или в сторону центра тяжести.
Именно по этим соображениям радикальный топпинг в некоторых странах вообще запрещён.
Директор ботанического сада КемГУ Надежда Бурова говорит, что экстремальное кронирование вредит дереву.
— Чем питаться растению? Ведь фотосинтез идёт за счёт листа. В моём дворе кронировали тополя несколько лет назад — и новая крона до сих пор не сформировалась, торчат тонкие веточки. Радикальное удаление не пойдёт дереву на пользу. Нужно делать санитарную обрезку, а если дерево аварийное, его лучше удалить и посадить новое, — подчёркивает Бурова.
Таким образом, польза обрезки для дерева — вопрос спорный. Возможно, верны обе позиции: иногда можно обойтись санитарной обрезкой, но порой остаётся только радикальный вариант.
Обрезка и красота
Второй аргумент в пользу обрезки тополей — эстетический. Высокий пень, оставшийся от дерева, на следующий год покрывается аккуратным шариком зелёных побегов. Впрочем, для кого-то это как раз аргумент против обрезки: диссонанс между старым кривым стволом и маленькими молодыми веточками ещё долго будет бросаться в глаза.
Отдельно многих раздражает устаревшая практика побелки стволов: доказательства её эффективности от насекомых-вредителей науке неизвестны, и деревья белят скорее для красоты.
Никакого диссонанса не оставляет наиболее экстремальный вариант омоложения, когда у дерева отрезают даже ствол — у озеленителей есть даже отдельный термин «посадка на пень». Тополя и ивы это не убивает: дерево даёт побег и снова начинает расти, но уже новым и молодым. Правда, не совсем понятно, почему бы просто не посадить новое дерево.
Обрезка против высадки саженцев
Возможно, деревья не меняют целиком, потому что дело в цене: спилить дерево проще и дешевле. Порой — из-за низких шансов на выживание деревца. Некоторые старые деревья так зажаты дорогами, парковками и зданиями, что выживают только за счёт разветвлённой корневой системы, успевшей сформироваться ранее. Если на то же место посадить молодой саженец, его шансы прижиться сейчас будут в разы ниже.
Если отбросить эти соображения, золотой стандарт озеленителя — снести старое умирающее дерево и посадить новое. Дело в том, что кронирование если и продлевает дереву жизнь, то ненадолго. Город экономит, но получает пейзаж спорной красоты и пользы. Однако полностью вырубать аллею и высаживать саженцы тоже не годится: улица в одночасье лишается тени и барьера для звука и пыли.
Идеальный вариант — оценивать деревья по отдельности и заменять их постепенно, как делают, например, в исторических парках Санкт-Петербурга. Это, конечно, в разы дороже: нужны биологи и садовники, компетенции и экспертиза. Для радикального же кронирования, которое точно обеспечит минимум — безопасность — достаточно автовышки и бензопилы.
Фото: Елена Царегородцева / A42.RU