Завод «Москвич» начинает сборку автомобилей после ухода Renault из России. Под легендарным названием пока скрывается китайский кроссовер в крупноузловой российской сборке. Однако отечественные инженеры обещают параллельно создавать собственную платформу с электродвигателем — так сказать, «Москвича» будущего. Чем запомнился россиянам старый «Москвич», какой автомобиль взяли за основу для нового и кто сможет его себе позволить — в нашем материале.
Сейчас — китаец, тогда — американец
Не все помнят, но такой знакомый советский «Москвич» тоже начинался как копия иностранной модели. В 1929 году советское правительство заключило соглашение с Ford Motor Company, и в Москве организовали сборочную площадку автомобилей Ford A из американских узлов. В 1930 году построили завод имени Коммунистического интернационала молодёжи — КИМ, будущий АЗЛК, где и продолжали делать «Форды» из американских деталей ещё три года. Затем завод перешёл на советские детали, автомобиль чуть-чуть изменили и назвали «ГАЗ-А». И лишь в 1939 году (спустя девять лет после открытия!) разработали собственную не слишком удачную малолитражку «КИМ-10».
Затем была война, и к серийному выпуску «Москвича-400» завод перешёл лишь в 1947 году. Причём новую модель тоже разработали на основе «иностранца» — на этот раз Opel Kadett, и производили частично на вывезенном из Германии оборудовании. Модель 402 унаследовала тот же двигатель и коробку передач. В итоге сложно даже сказать, когда «Москвич» стал по-настоящему советским — возможно, в 1964 году, когда на выставке в Великобритании представили «Москвич-408».
В 1967 году началось производство легендарного «Москвича-412». Безумие: он продержался на конвейере три десятка лет, в 1997 году его ещё выпускали в Ижевске. Более новые «Москвичи» выпускали параллельно, переход к моделям 2138 и 2140 начался в 1975 году.
В 1986 году с конвейера сходит переднеприводной хетчбек «Москвич-2141», который в народе часто сравнивали с вазовской «девяткой». По сравнению с 412-м это был, конечно, прорыв, хотя принципиально нового двигателя модель не получила. Ну, а на фоне европейских и японских машин с электронной регулировкой впрыска, кондиционерами и электропакетом модель была заранее морально устаревшей. Не только АЗЛК, а весь советский автопром к тому времени безнадёжно — на несколько поколений — отстал. Тем не менее, на частично импортных комплектующих и госдотациях АЗЛК продолжал производство до 2001 года. В 2006 году завод объявил себя банкротом.
2022 год: возвращение «Москвича»
Площади АЗЛК выкупила Renault и построила на них новый завод «Автофрамос», где успешно выпускала Renault Logan и Nissan Terrano. В 2022 году корпорация объявила о прекращении производства в России и вывезла оборудование. Оставшиеся активы власти национализировали и передали в собственность правительства Москвы. Там решили сохранить производство и, коль уж оно находится в столице, перезапустить легендарный бренд. Теперь предприятие называется АО «Московский автомобильный завод Москвич», сборка нового «Москвича» начнётся на днях.
— На первом этапе мы планируем запустить сборку азиатских авто при поддержке «КАМАЗа», нашего технологического партнёра, — приводит «Российская газета» слова директора предприятия Дмитрия Пронина.
Под «азиатскими авто» пока подразумеваются две модели кроссоверов JAC (читается «Джак») из Китая, российские версии которых завод уже сертифицировал в Росстандарте.
Первая модель — «Москвич 3», версия JAC JS4. Модель будут оснащать двумя бензиновыми моторами: атмосферным мощностью 109 и и турбонаддувным мощностью 150 лошадиных сил.
Вторая модель — «Москвич 3е», версия полностью электрического JAC iEVs4. На этой модели стоит электромотор на 68 «лошадок» и батарея ёмкостью 187 А/ч. Запас хода на одном заряде батареи — 410 километров.
Летом «КАМАЗ» организовывал презентацию, в которой предполагал и выпуск седана, но пока в Росстандарте такой модели не сертифицировалось.
Компания JAC, творение которой теперь станет «Москвичом», существует с 1999 года. Половиной владеет китайское государство, второй половиной — Volkswagen AG. В России JAC более известна как производитель коммерческих грузовичков, «срисованных» с японских Isuzu. У себя на родине занимает скромную долю рынка, на порядок уступая более популярным Geely и Chery. Имеет завод в Казахстане, откуда автомобиль уже попадал в Россию, но в незначительных количествах. Почему при поиске партнёров выбор властей пал именно на JAC, публично не объяснялось.
До конца года директор завода предполагает собрать 400 бензиновых и 200 электрических «Москвичей», а вот в 2023-м нарастить производство до 30 тысяч бензиновых машин и 20 тысяч электрокаров. Сеть зарядных станций в столице уже расширяют с учётом этих планов. В 2024 году общее количество собранных автомобилей должно достигнуть 100 тысяч штук.
Переход на мелкоузловую сборку, сварку и окраску кузовов произойдёт к концу 2024 года. Параллельно завод будет разрабатывать свою технологическую платформу — этим займутся инженеры «КАМАЗа». Запланирована организация собственного производства ключевых компонентов: электрических двигателей, аккумуляторов, систем управления и безопасности. Идёт подбор нескольких сотен отечественных поставщиков для предприятия.
Гадаем о цене: таможня, кредиты, юани и рубли
Комплектации и цены новых «Москвичей» пока неизвестны. Стоимость кроссоверов JAC на внутреннем рынке Китая невелика, не достигает и 1 миллиона рублей, но то же самое касается и популярных моделей Haval и Cherry. В России те же модели продают в два, а то и три раза дороже. Например, Chery Tiggo 7 летом стоил в Китае 87 тысяч юаней (около 800 тысяч рублей), а в России — 2,5 миллиона рублей.
В июле эксперты, опрошенные «Известиями», полагали, что стоимость самого доступного «Москвича» не должна превышать 1,5 миллиона рублей.
— Если китайские компании предлагают свои кроссоверы за 2 миллиона, а Hyundai Creta и Kia Seltos дороже, «Москвич» в базовой комплектации должен стоить от 1,5 до 2 миллионов по сегодняшним ценам, — заявил член общественного совета Росавтодора, автоэксперт Игорь Моржаретто.
Что до продвинутых «электрических» версий, то JAC пусть недолго, но продавал такую в России. В 2020 году «китаец» стоил 2,3 миллиона рублей, но и цены с тех пор выросли: та же Lada Granta стоила 420 тысяч рублей, а теперь — около 800 тысяч.
Повышать стоимость китайских производителей заставляет таможенная пошлина (более 60% от первоначальной цены) и дальность перевозки. И если с логистикой ничего не поделаешь, то снизить пошлины на комплектующие для московского завода российским властям вполне под силу. Кроме того, повысить доступность «Москвича» для среднего россиянина может развитие программ льготного автокредитования.
Станет ли «Москвич» народным
Вот только хотят ли россияне «Москвич»? Редакция A42.RU поговорила с владельцами старых автомобилей, чтобы узнать, чем «Москвич» привлекал их раньше, и останутся ли они приверженцами марки после её перерождения.
— Я люблю зимний дрифт и езжу на Subaru Impreza, но год назад купил себе вдобавок «Москвич», — рассказал Максим, 30-летний владелец «Москвича-412». — Эта машина нравится мне с детства, потом катался на такой у друзей. Прекрасный автомобиль, удачная конструкция: двигатель хорошо охлаждается, головка блока цилиндров термически не нагружена. Устроен логичнее, чем у «Жигулей»: впускной коллектор с одной стороны, выпускной — с другой. Подвеска прочная, задний мост ничуть не хуже, чем у других машин той эпохи. Надо только не забывать регулярно менять в нём масло. Впрочем, технические детали — это не всё. Вот знаете, говорят «автомобиль с душой»? Это как раз про «Москвич».
По словам Максима, он внимательно следил за информацией о новом «Москвиче», и новость об использовании китайской базы его расстроила.
— Хорошо, что завод продолжит работу, но сотрудничество с Китаем — вещь, конечно, сомнительная. Я понимаю, что это вынужденный шаг. Идеальный вариант — иметь и развивать собственные технологии. Ведь у завода были талантливые инженеры, был потенциал, — огорчается автолюбитель.
По мнению Максима, ниша нового «Москвича» — это «народный кроссовер», которую раньше занимали Renault Duster и Chevrolet Niva.
— Если это будет кроссовер с климат-контролем, ABS, подогревами и прочей начинкой, но по цене ненамного выше «Гранты», тогда на него будет спрос. Но лично я, если честно, всё равно не куплю. Я люблю другие автомобили, — признаётся Максим.
Сергею из Прокопьевска 63 года, он ездит на «Москвичах» более 30 лет.
— Первый «Москвич» у меня появился в 1990 году. Были потом и «Жигули», но «Москвич» всегда нравился больше. Даже внешне: фары, панель, сиденье, кузов, — всё как-то красивее, что ли. Двигатель надёжный, коробка. Подвеска простая и выносливая — рессоры, её и нагрузить можно посерьёзнее. Когда вынужденно сменил машину, хотел опять такой же «Москвич», два года искал. Сейчас ноги стали уже не те, езжу на «Калине», а «Москвич» вот продаю. Иногда подойду, заведу, чтобы аккумулятор зарядить, заглушу. Всё лето он у меня так простоял. Честно говоря, просто жалко продавать.
Сергей тоже слышал про возрождение марки, но сам купить новую модель даже не мечтает — говорит, пенсия не позволит. Да и будет это, говорит он, вовсе не «тот самый» «Москвич».
Взять чужое и создать своё
Более масштабное исследование потенциального спроса пытались провести летом эксперты «Авито Авто». По итогам опроса, в котором участвовали более 6000 человек, 28% участников сказали, что готовы купить новый «Москвич», ещё 42% — что рассмотрят вариант, если их устроит качество. 16% отказались от идеи наотрез. Правда, когда проводился опрос, было ещё неизвестно, что «Москвичом» станет китайский автомобиль.
Интересно, что среди заинтересованных в покупке преобладают вовсе не пожилые фанаты «Москвича», а молодые люди до 24 лет. Впрочем, не забываем, что опрос проходил в интернете.
При оценке спроса завод рассчитывает не только на физлиц. Столичные власти планируют продвигать нового «Москвича» через такси и каршеринг. Они уже создали рабочую группу с представителями крупнейших компаний, чтобы, по словам заммэра Ликсутова, «вместе определить технические моменты, каким должен быть автомобиль такси для Москвы».
Как бы там ни было, аудитория кроссоверов из Китая в России растёт. На фоне ухода многих иностранных производителей появление нового игрока на рынке должно позитивно повлиять на конкуренцию и подталкивать к снижению цен.
Правомерно ли привязывать сборку JAC к истории АЗЛК, сказать сложно. С одной стороны, какой же это «Москвич»? А с другой — «Москвич» ведь тоже сначала не был «Москвичом», и ничего, локализовали и постепенно с опорой на чужое создали своё. Может, и в этот раз получится.
Фото: A42.RU