11 января 2023 в 10:34 Общество

Дрифт на ковре и трофи в луже. Радиоуправляемые машинки: игрушки или серьёзный спорт?

Внедорожники ползут по грязи, преодолевают рытвины в глине, балансируют на притопленных брёвнах. Затем забираются на ребро песчаной дюны, скатываются вниз… и утыкаются в чей-то ботинок. По видео не сразу поймёшь, что «огромный джип» едва достаёт колен — он реалистично выглядит и двигается. Это не простая игрушка, а точная модель автомобиля с радиоуправлением, которую не так-то просто собрать и настроить, да и для осмысленного управления нужен опыт.

Корреспондент A42.RU поговорил с кемеровскими автомоделистами о том, сколько нужно денег на сборку первой модели, как проводят соревнования и чем машинки с пультом привлекают взрослых и состоявшихся людей.

Не простая игрушка

Сообщества RC-автомоделистов (от «remote control» — «дистанционное управление») существуют по всему миру. Есть они и в Кузбассе, но мало проявляют себя в публичном поле и соцсетях. Группа ВКонтакте «Десятый масштаб» существует минимум с 2014 года, и на первый взгляд выглядит как пример увлечённых людей, которым интереснее с техникой и друг с другом, чем с какими-то незнакомцами.

— Парни собрались вместе году в 2014-м, если не раньше, а группа «ВКонтакте» существует с 2017-го, — рассказывает Сергей Лавриченко. — Мы долго были просто компанией по интересам, без своего помещения. Но подумали, что хорошо бы создать пространство, в котором будет трасса, столы для сборки, инструмент. Чтобы спокойно собираться, общаться и тренироваться.

Сейчас парни арендуют небольшое помещение в торговом центре. Здесь они выстроили площадку для дрифта и хранят многочисленные запчасти для своего парка моделей. Необычное хобби привлекает очень разных людей. Паша — студент-заочник в кемеровском политехе, выпускник автомодельного кружка, большой любитель техники. Андрей — программист с правильной речью и энциклопедическими знаниями. Другой Андрей — водитель газели и владелец автосервиса, прямой и грубоватый. Женя — врач, интеллигент и чуть-чуть сноб, своего увлечения он как будто стесняется. И другие — все они настолько разные люди, что непонятно, какие у них могут быть общие интересы. И всё же один точно есть: они обожают радиоуправляемые автомобили.

— Мне было лет 10, когда меня впечатлила машинка в магазине, — вспоминает Женя. — Потом собирал модель из журналов — знаешь, продают в киосках серии. Надо покупать каждый номер, это занимает год и больше, но я её собрал.

— Я тоже с детства обожал машинки, постоянно пытался разобрать, из зажигалок фары делал и всё такое, — улыбается Андрей. — Потом родители поехали в Новосибирск, тогда все ездили туда за одеждой. Я потратил все накопленные деньги на модельку. Они куртку выбирают мне, смотрят — я тащу огромную коробку. Они с ужасом: «С ума сошёл? Сколько это стоит?». А я доволен: всё, моя моделька!

Интернет раздвинул границы: подростки с удивлением узнавали, что их любовь к моделям — вполне респектабельное хобби.

— У меня на компьютере была папка под названием «мне этого не видать», — рассказывает Андрей. — Я туда копировали фотографии. Не в том смысле, что не хватит денег, просто где я в нашей деревне такое увижу? А сейчас всё можно заказать.

Когда появились социальные сети, находить единомышленников стало легко. Но сообщество осталось, по сути, полузакрытым.

— Мы не особо стремились рассказывать о себе, потому что люди часто относятся предвзято, — объясняет Андрей Швачич. — «Сколько-сколько машинка стоит, пятьдесят тысяч? Да нафиг она нужна, я в супермаркете такую же куплю за пять». С виду-то это простая игрушка.

Но это, конечно, не игрушка. Или по крайней мере очень непростая игрушка.

Карбон, программирование и нитрометан

RC-модели бывают разных масштабов, от маленьких 1:18 до гигантских 1:5, выше колена взрослого человека. Можно ли называть их игрушками, вопрос спорный. Дети их точно обожают, но, в отличие от игрушки, модели содержат маленькие копии всех основных узлов автомобиля и воспроизводят их принцип работы. Вплоть до двигателя внутреннего сгорания, работающего на бензине с нитрометаном и передающего усилие на оси через трансмиссию с дифференциалами. Впрочем, более популярны электрические моторы — они практичнее, их можно точно настроить.

— Бензин для моделей бывает с 16%, 20% и 25% нитрометана, — рассказывает Андрей. — Если у топлива «плавает» качество, да ещё карбюратор не очень, то раз покатался — и сидишь, перебираешь карбюратор, заново настраиваешь. Возни с таким двигателем много, зато рычит как большой. И коптит, конечно, тоже.

Одни RC-модели продают в виде kit-наборов, то есть полностью разобранными, буквально как пакет с деталями. Другие — полностью собранными, вставил аккумулятор и поехал. Такой формат называется RTR, от английского «ready to run» — «готов ехать».

— Даже купив готовую модель, ты полностью настраиваешь её под себя: колёса, диски, вес, развал-схождение, — объясняет Сергей Лавриченко. — Электрику программируешь: ускорение, гироскоп. Настроек много, например, ты сам определяешь, будет ли модель при сбросе тяги тормозить или катиться как бы на нейтралке. Даже масло в дифференциале бывает более и менее вязкое, и это тоже влияет на движение.

Собирая модель, моделисты взвешивают её на специальных весах с четырьмя площадками, по отдельной на каждое колесо. Это позволяет настроить баланс подходящим для водителя образом, ведь у каждого свои предпочтения.

— Вчера весь вечер рисовал деку в инженерной программе, чтобы её облегчить, — рассказывает Паша. — Завтра напечатаю на 3D-принтере как макет, проверю, а потом отправлю чертёж на AliExpress, и мне её сделают на ЧПУ из карбона. Дека из пластика весит 120 граммов, а я её сделаю более тонкой, и будет 28 граммов, но потеряет в жёсткости. Хотя карбон пожёстче пластика…

— У него просто других дел нет, например детей, — перебивает, смеясь, Андрей. — Я вот вечером лучше бы поспал.

Обсуждать достоинства разных шасси, преимущества электрических моторов перед ДВС или новинки от известных брендов моделисты могут долго. Как и в других хобби, здесь встречаются свои фанатики, готовые тратить крупные суммы на модели и проводить за сборкой и гонками дни напролёт.

— В интернете я читал о таких, но вживую не видел, — пожимает плечами медик Женя. — Автомоделизм — здоровое увлечение, развивает мелкую моторику и тягу к знаниям, эрудицию и интеллект. И это уж точно лучше, чем потягивать пивко по пятницам.

Автомоделисты — в основном люди с техническим складом ума. Например, маленькая копия светофора на трассе потребовала усилий троих человек: Паша отрисовал модель, Сергей напечатал её на 3D-принтере, а Андрей запрограммировал на микроконтроллере световые и звуковые сигналы. Но есть и гуманитарии — как минимум один юрист, прекрасно владеющий отвёрткой и паяльником.

Свои настоящие машины моделисты любят не так сильно. У кого-то здесь Mercedes, у кого-то ВАЗ-2114, имеется и советская «Волга», занимающая призовые места на ретро-фестивалях, и даже целый автодом на базе Peugeot. Но с любовью выстроенные модели ничто не затмит.

Гонки на асфальте и дрифт на ковре

Сборка моделей сама по себе — фактически отдельная дисциплина RC, и кому-то вполне достаточно собрать модель и гонять с друзьями. Остальные проверяют модели и навыки, участвуя в соревнованиях. Вариантов в автомодельном спорте так же много, как и в «большом» автомобильном, но наиболее популярны три дисциплины: кольцевые гонки, дрифт и трофи.

Кольцевые гонки повторяют соответствующий спорт настоящих автомобилей с некоторыми упрощениями. Трасса покрыта асфальтом, а побеждает тот, кто пройдёт заданное количество кругов за наименьшее время, не нарушив правил.

— В Кузбассе кольцевые гонки есть, одно время их регулярно проводили преподаватели местного автомодельного кружка, собирали учеников, — рассказывает Женя. — У Топкинского кольца кольцевую трассу для моделей организовали раньше, чем трассу для настоящих автомобилей на «Кузбасском автодроме». Сейчас организаторы, к сожалению, отошли от дел.

В RC-дрифте водитель должен выполнять задания: коснуться в заносе одних элементов трассы, избежать других, по третьим проехаться осями и так далее. Точный регламент определяют организаторы. Обычно участники двигаются парами, второй должен повторять действия первого, чтобы модели двигались синхронно. Мировой центр RC-дрифта — США, но международные соревнования регулярно проводят и другие страны.

— Недавно крупные соревнования прошли в Абу-Даби: строгий регламент, сотни участников, крупные призовые, — рассказывает Андрей. — В России больше всего участников собирают, конечно, соревнования в Москве. Ну, а нам ближе Екатеринбург, Томск и Новосибирск. В дрифте мы пока не участвовали, а вот на трофи выезжали к соседям трижды — пока просто поднабраться опыта, посмотреть, как всё устроено.

Трофи в луже

RC-трофи — это испытания моделей внедорожников. Трофи допускает максимум разнообразия, регламент от одних соревнований к другим может отличаться радикально. Однако суть схожа: добраться до финиша, преодолев максимум препятствий. Зачастую от машины требуется не высокая скорость, а наоборот, предельно низкая — чтобы проехать по веткам как по рельсам или пересечь груду камней, не сев на пузо.

— Так как мы только начали выезды на соревнования, результатов, которыми можно хвастаться, пока нет, — говорит Сергей. — По факту мы катаем пятый раз, а люди занимаются этим по 7-10 лет. Нам нужно сейчас, конечно, учиться.

Для тренировок по трофи не нужно помещений, моделисты собираются на природе. Подыскали подходящий ландшафт: песок, камни, холмики в деревне Красной и на Южном, где течёт небольшая река.

А вот с дрифтом так не получится, и одна из причин, по которой «Десятый масштаб» не участвовал в соревнованиях по дрифту — как раз отсутствие помещения для тренировок.

— Помещение больше 50 квадратов по рыночной цене мы бы не потянули: у нас скромные членские взносы, так как собираются люди разного достатка, кто-то состоятельный предприниматель, кто-то ещё студент, — рассказывает Сергей. — Я даже обращался в администрацию города за поддержкой, мол, вот у нас кружок автомоделизма, нет ли помещения со скидкой. Обращение не оставили без внимания, девушка из комитета по муниципальному имуществу с нами пообщалась, дала на выбор три подвала. Всё бы хорошо, но это буквально подвалы жилых домов: вода течёт, трубы лежат, крысы бегают. Мы должны были выиграть на аукционе, сделать ремонт и затем оплачивать аренду, которая была не по карману.

В итоге помощь пришла откуда не ждали: один из торговых центров ответил на письмо, выразил поддержку и сдал помещение за совершенно символические деньги. 

Модели автомобилей и социальных ролей

Автомоделизм — недешёвое увлечение. Конечно, не как скалолазание или дайвинг, но всё же.

— Здесь у всех разный достаток, и в принципе, имея под боком Китай и AliExpress, можно купить бюджетное шасси за 20 и даже 10 тысяч рублей, и оно будет нормально ехать, — говорит Женя. — Есть недорогие варианты из нейлона, есть карбоновые с алюминиевыми вставками — это дороже, 50-80 тысяч. С кузовом и всей электроникой выйдет около 100 тысяч рублей — это уже неплохой вариант. А вообще потолка нет.

Несмотря на видимую закрытость, моделисты всегда рады единомышленникам.

— Сейчас мы собираемся каждую субботу, — говорит Андрей. — Конечно, не все всегда могут, так что иногда нас пятеро, иногда и трое. А ведь чем больше людей, тем интереснее: больше разнообразия, техники, знаний, тем.

В сообществе рады выпускникам авто-, судо- и авиамодельных кружков. В них школьникам дают начальные технические знания, которые не всем пригождаются в профессии, зато наверняка пригодятся здесь. Впрочем, можно прийти, совсем ни в чём не разбираясь — тут всегда рады подсказать и научить.

— Для меня наши тренировки и соревнования — это возможность сменить обстановку и пообщаться с людьми, которым интересно то же, что и мне, — говорит Андрей. — У меня ведь удалённая работа, я сижу в квартире всю неделю, это просто скучно.

— Я больше люблю делать модели, а, скажем, Андрей любит кататься, — говорит Сергей. —  Тут ведь каждый может выделиться по-своему. «Смотри, как я сделал», «смотри, как я проехал». Это такое своеобразное соревнование, но вовсе не для показухи. Мы не выпендриваемся друг перед другом, а скорее друг с другом делимся.

Хотя у людей разного возраста и профессий общий интерес, внутренние мотивы у них, конечно, разные. Для одних автомоделизм — возможность «скрыться от мира», размеренно поработать руками, привести мысли в порядок. Для других — наоборот, площадка для общения и кипучей деятельности. Кто-то реализует здесь то, чего не хватило в детстве, а кто-то открыл для себя модели, давно будучи взрослым. В дружеской обстановке выключаются условности социальных ролей, и люди становятся больше похожими на себя настоящих. И порой это открытие даже для них самих.

Фото: Елена Царегородцева / A42.RU

Видео: «Десятый масштаб»

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Связь на высоте: билайн улучшил качество в Шерегеше
Яндекс.Метрика