После запрета на импорт российского угля в Европу кузбасские угольщики всё больше ориентируются на Китай, однако железные дороги в восточном направлении давно работают на пределе. В этом году системе предстоит эксперимент: первую партию кузбасского угля отправят в Китай по Енисею до Северного ледовитого океана, а затем морскими судами до порта назначения. Мы собрали информацию о том, сколько угля таким способом можно перевезти и на какие риски уже указывают экологи.
30 тысяч тонн — крошка в потоке
В Кузбассе добывают более половины всего российского угля, и экспорт ограничен не мощностями шахт и разрезов, а возможностями по транспортировке. Байкало-Амурская и Транссибирская магистрали перегружены, перевозка — предмет острой конкуренции, которая с трудом регулируется на уровне федерации. По словам губернатора Кузбасса Сергея Цивилёва, соглашение с РЖД об обеспечении вывоза пять лет сохраняло примерно один уровень обязательств — около 53 миллионов тонн угля. По соглашению на 2021, 2022 и 2023 годы планировалось поднять планку поступательно до 68 миллионов тонн, но эти соглашения не выполняются — из-за международных санкций спрос на железные дороги в восточном направлении вырос во всех отраслях экономики.
Иными словами, проблема не в том, чтобы добыть уголь, а в том, чтобы вывезти. Решать проблему планируют разными путями: расширением существующих магистралей, постройкой новых веток и погранпереходов, перераспределением грузов. Вывоз угля по Енисею призван решить две задачи: снизить нагрузку на железные дороги на востоке и одновременно дозагрузить мощности Севморпути, спрос на которые снизился из-за санкций.
Экспериментальную партию угля отправят уже в этом году, сообщил заместитель руководителя администрации Енисейского бассейна внутренних водных путей Леонид Фёдоров.
— Планируется в навигацию 2023 года организовать экспериментальный рейс — первые 30 тысяч тонн угля из Кузбасса с перевалкой частично в Красноярске и Лесосибирске. Доставить в Енисейский залив в район Усть-Порта, перегрузить на судна и направить, скорее всего, в Китай, — цитирует Фёдорова ТАСС.
Использовать эти порты для пилотных отправок угля по внутренним рекам предложил Минтранс. В августе 2022 года председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение, утверждающее план развития Северного морского пути до 2035 года. Всего в плане более 150 мероприятий, направленных на создание инфраструктуры, обеспечение перевозки грузов и товаров, а также стимулирование инвестиционных проектов в арктической зоне. Среди них — строительство угольного терминала «Енисей» на Карском море. Строительство уже идёт, площадь составит более 20 гектаров, здесь можно будет хранить до 1 миллиона тонн угля, предназначенного для вывоза по Севморпути. В первую очередь речь идёт об угле из Сырадасайского месторождения на западе Таймыра, которое только предстоит освоить. О хранении какого-то ещё угля (например, добытого в Кузбассе) речи пока не было.
На Севере тает лёд
Северный морской путь обычно определяют как исторически сложившийся способ коммуникации между европейской частью России и Дальним Востоком. На западе он начинается на входе в пролив Карские Ворота между материком и Новой Землёй, на востоке заканчивается в Беринговом проливе. Длина пути — около 5600 километров. Если задача судна — доплыть из Санкт-Петербурга в Японию, то через Северный морской путь это будет более чем на треть короче, чем через Суэцкий канал по южным морям.
Однако условия другие: путь через Арктику доступен для транспортных караванов только в период навигации, которая до недавнего времени длилась лишь с июля по ноябрь. Впервые пройти всю длину за одну навигацию удалось ледокольному пароходу «Александр Сибиряков» в 1932 году — с этого времени и отсчитывают существование Северного морского пути. Конечно, с тех пор технологии сделали рывок, и путешествие через арктические льды уже не связано с прямым риском для жизни. Однако экстремально тяжёлые природные условия и потребность в ледокольной проводке делают перевозку отнюдь не дешёвой.
Здесь, впрочем, России благоволит сама природа: с 80-х годов прошлого века полярные моря всё чаще остаются зимой безлёдными, а время простой навигации постоянно растёт и с тех пор выросло уже на 3-4 недели. В 2020 году навигация началась не в июле, а в мае, в 2021 году сезон продлили до января, а к 2050 году Росгидромет прогнозирует возможность круглогодичного судоходства вообще без ледокольной проводки.
До последнего времени навигацией управляла администрация Северного морского пути, подведомственная Минтрансу. Кроме того, действовали отдельно друг от друга «Росатом», Министерство обороны, местные власти и крупные сырьевые компании. Летом 2022 года единственным оператором судоходства на Северном морском пути стал Росатом.
Исторически главная задача Севморпути — ввоз в Арктику топлива и оборудования и вывоз из портов крупных сибирских рек леса и полезных ископаемых. О том, чтобы использовать его как транспортный коридор, и речи быть не могло. Лишь к концу девяностых — началу нулевых российские компании стали рассматривать его как вариант для транзитных грузоперевозок, но скорее как альтернативный, некоммерческий. Однако чем больше санкционное давление и рост соответствующих издержек, тем больше в Севморпути становится экономического смысла. К 2024 году перевозки должны вырасти до 80 миллионов тонн против 33 миллионов по итогам 2020 года. К 2030 году Россия рассчитывает создать международный транспортный коридор с грузопотоком в 160 миллионов тонн в год.
Речной транспорт — узкое место
Что до кузбасского угля и других грузов, которые «не помещаются» на железную дорогу, то до северных кораблей их ещё нужно как-то доставить. Заместитель председателя правительства России и полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев сообщал, что для перевозки выбраны реки Сибири: Енисей и Обь, а также реки их бассейнов. По предварительным расчётам, стоимость перевозки угля по реке Енисей через Северный морской путь «удовлетворяет требованиям логистики». Более конкретный прогноз в правительстве сделают лишь по итогам экспериментальных провозов.
При этом вызывают вопросы мощности уже речного транспорта. В навигацию 2022 года по Енисею перевезли 3,7 миллиона тонн грузов. В значительной степени это был тот самый «северный завоз» — ежегодные поставки жизненно важных товаров на территории Крайнего Севера, прежде всего продовольствия и топлива. Во вторую очередь — материалы для реновации Норильска, крупных строек и инвестиционных проектов, например, «Норникеля» и «Роснефти». Если у речников и найдутся незадействованные мощности для транспортировки угля из Кузбасса на экспорт, то по сравнению с железной дорогой, которая только на восток перевозит, напомним, более 50 миллионов тонн в год, это будут совсем незначительные объёмы.
Получается, что для того, чтобы экспортный угольный путь через реки Сибири заработал, понадобятся внушительные изменения в масштабах речного флота и огромные инвестиции, а для этого — ясные многолетние перспективы, желательно на десятилетия.
Енисей и угольная пыль
Чтобы перевезти уголь по реке, его нужно перевалить на суда. Для пилотных отправок угля в навигацию 2023 года Минтранс предложил использовать речные порты Красноярска и Лесосибирска. Затем суда с углём спустятся по Енисею в морской порт Дудинка, где уголь перегрузят на морские корабли.
Как сообщает Business FM, пока неясно, каким способом будут проводить перевалку на Енисее. Однако в большинстве случаев в России это происходит открытым способом — миллионы тонн в мешках не перевезёшь. При этом образуются огромные облака пыли. Подобные им облака с сортировочных станций долгое время отравляли жизнь жителям Новокузнецка, такие же продолжают загрязнять Находку в Приморье. Угольная пыль — всегда угольная пыль, и неважно, железнодорожная это сортировка или речной порт. Технологии пылеподавления существуют, но далеко не везде применяются, так как воспринимаются бизнесом как издержки.
— Природоохранное законодательство у нас ещё пока жидкое — не позволяет жёстко реагировать на природоохранные нарушения и стимулировать представителей бизнес-сообщества не допускать экологических проблем, — цитирует издание красноярского общественника Павла Гудовского.
Тридцать тысяч тонн угля наверняка удастся перевалить без заметных проблем, но каковы будут экологические последствия на Енисее при росте объёмов перевозки, только предстоит учесть.
Фото: A42.RU