Бакалавров отменят, сроки обучения станут разнообразнее, программы – гибче: глава Минобрнауки Валерий Фальков рассказал, как будет выглядеть высшее образование после выхода из Болонского процесса. Переход будет постепенным, Владимир Путин подписал указ о тестировании новой системы лишь в шести вузах страны. Корреспондент A42.RU поговорил с кемеровскими преподавателями, чтобы понять, как перемены коснутся вузов Кузбасса.
С Болонской системой распрощались
Болонская система — это европейский стандарт высшего образования, который создавали с 70-х годов, чтобы обеспечить взаимную сопоставимость программ и дипломов разных стран. Высшее образование в СССР при этом существенно отличалось от общеевропейского. Лишь когда Союз распался, Россия начала подготовку к вступлению в Болонский процесс.
В 2003 году наряду со специалистами в стране появились поначалу непривычные бакалавры и магистры, новые педагогические программы, новые стандарты оценки знаний и единый госэкзамен. Всё это, и в особенности ЕГЭ вызывало в обществе споры и неоднозначные оценки. В педагогическом сообществе всегда были и сторонники, и яростные противники Болонской системы, которые утверждали, что советская система была лучше для страны.
В 2022 году министр науки и высшего образования Валерий Фальков назвал Болонскую систему «прожитым этапом», а Госдума начала работу по выходу из Болонского процесса. Министр заявил, что будущее за уникальной отечественной системой образования, которая соберёт достоинства и учтёт недостатки предыдущих систем, а ориентироваться будет исключительно на интересы российской экономики. Год спустя он представил эту систему, а 12 мая президент Владимир Путин подписал указ о реализации пилотного проекта в шести вузах страны.
Бакалавров не будет
Судя по содержимому указа, система высшего образования сохранит трёхступенчатую структуру. Первый уровень в указе называется «базовое высшее» со сроками обучения 4-6 лет, второй — «специализированное высшее» со сроками 1-3 года, третьим станет профессиональное образование в аспирантуре. В «специализированное высшее» войдут программы магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки (в зависимости от области знаний), а вот понятия «бакалавриат» и «специалитет» в указе о пилотном проекте отсутствуют совсем.
Мы обзвонили представителей трёх кузбасских вузов с вопросами об изменении системы высшего образования. Преподаватели знают о реформе, но конкретных указаний, программ или писем из министерства не получали.
— Никаких новых задач перед нами пока не ставили, — рассказал один из кемеровских профессоров, пожелавший сохранить анонимность. — Скорее всего на данном этапе всё закончится переименованием бакалавриата и магистратуры в базовое и специализированное высшее образование с теми же сроками подготовки. Пока реформа выглядит как смена вывесок, но нужно дождаться конкретики от Минобра.
По словам другого преподавателя, его коллеги относятся к реформе со скепсисом. Разделение программ не похоже на возвращение к советскому «одноуровневому» варианту, скорее наоборот — появляется ещё большая вариативность, но ничего особенно нового.
Образовательный стандарт напишут сами вузы
Новая система заработает в полную силу нескоро. В сентябре на неё перейдут лишь шесть вузов России: МАИ, МИСиС, МПГУ, Балтийский федеральный университет, Петербургский горный университет и Томский государственный университет. В министерстве науки, высшего образования и молодёжной политики Кузбасса A42.RU сообщили, что ни один из кузбасских вузов в список не вошёл. О каких-либо изменениях в их работе говорить пока рано.
Пилотный проект рассчитан до 2025-2026 учебного года. При этом образовательных стандартов пока не существует — до 30 июня их должны разработать и утвердить сами вузы.
— Это нормально, что вузы сами напишут стандарт, — объяснил один из преподавателей. — Обычно так и происходит: министерство присылает структуру и объём, прописывает условия реализации и результаты освоения. А что конкретно будет в этих часах, какие предметы, программы и как они распределяются по годам, прописывает университет. Другое дело, что у этих шести вузов очень мало времени — всего полтора месяца. Я могу представить, какая там сейчас паника. Вряд ли они напишут принципиально новые программы, скорее будут опираться на уже существующие.
Радикальных изменений в программах по предметам преподаватель не ждёт. По его словам, перемены в системе скорее всего будут касаться административных моментов, сроков, названий и ориентации на международные стандарты — её станет меньше.
Специалисту можно в магистратуру на бюджет
Сейчас поступить на бюджетное место в магистратуру после пяти лет специалитета нельзя, но в пилотном проекте по новой системе так можно будет делать. В целом в новой системе высшего образования по разным направлениям подготовки будут разные сроки обучения. Предполагается, что их совместно определят университеты, работодатели и министерство.
По словам главы Минобрнауки, которые приводит «Коммерсант», благодаря новой системе университеты получат гибкие сроки обучения и конкуренцию программ, а противопоставление специалитета и бакалавриата закончится за исчезновением обоих.
Один из кемеровских преподавателей подчеркнул, что обилие бюджетных мест может демотивировать студентов. Это уже сейчас происходит по целому ряду специальностей, с которых практически невозможно отчислить.
— Сейчас администрация вузов больше печётся о количестве выпускников. Виной тому — подушевое финансирование. По ряду специальностей и так недобор, и как бы плохо студент ни учился, отчислять его просто запрещено. Поняв это, ребята окончательно отворачиваются от учёбы, кто-то бездельничает, кто-то с первых курсов начинает работать, и потом они как-то пытаются окончить образование и получить диплом. В новой системе стоило бы не сроки корректировать, а продумывать мотивацию для студентов. В некоторых странах, если ты учился на бюджете и тебя отчислили, то ты обязан из своего кармана вернуть государству деньги, уже затраченные на обучение. Нам бы не помешало так же, но об этом даже речи не идёт, — разочарован преподаватель.
В аспирантуру допустят через пять лет
В аспирантуру по новым правилам смогут поступить как те, кто окончил вторую ступень, — то есть получил специализированное высшее образование, — так и те, кто получил лишь базовое высшее, но со сроком обучения не менее пяти лет. Валерий Фальков отдельно подчеркнул, что аспирантура предназначена для подготовки именно научных и научно-практических кадров.
Международные связи сохранят
По словам представителя одного из кемеровских вузов, у идеи вернуться к пятилетним срокам обучения всегда было много сторонников среди преподавателей по техническим специальностям. По медицинским специальностям изменения ожидают незначительные, так как в этой сфере и так сохранялась классическая цепочка «специалитет-интернатура-ординатура».
— Новых возможностей для студентов и преподавателей я в очертаниях новой системы не вижу, — прокомментировал третий преподаватель. — Вы спрашиваете об отличиях от старой системы, но её сложно назвать старой — Болонскую систему у нас так и не внедрили до конца, а требования, стандарты и рабочие программы менялись каждый год. В вузах ещё до начала новой реформы устали от постоянных изменений. Раздражают не они сами, а неясность целей.
По словам профессора, реформа в первом приближении не решает старых проблем, но может создать новые.
— Уровень поступающих абитуриентов снижается, нагнать школьную программу в аудитории университета мы уже просто не успеваем. У меня третьекурсники, будущие инженеры, не умеют решать логарифмы. При этом бюрократические по сути перемены и требования сжирают всё больше рабочего времени, — подчеркнул преподаватель.
Два преподавателя заметили, что реформа не должна затронуть международные связи: с европейскими вузами контакты и так в основном приостановлены, а в Индии и Китае академические связи работают за счёт отдельных международных соглашений и с Болонским процессом не связаны. По словам преподавателя, российское образование в ряде стран Азии по-прежнему воспринимается как престижное, выпускники получают широкий набор знаний и умений.
— Если не брать топовые учебные заведения типа Оксфорда, а сравнивать «массовые» вузы, высшее образование в России традиционно давало широкий спектр компетенций. И в Европе, и в Азии выпускник обычно владеет лишь своей узкой специальностью. У нас же считается, что человек с высшим образованием должен и проектами уметь управлять, и язык выучить, и с менеджментом быть знаком. Это важно не потерять, — подчеркнул профессор.
Резюмируя, можно сказать, что в преподавательском сообществе радикальных изменений не ожидают. Высшее образование сохраняет трёхступенчатую структуру, но «отвязывается» от европейских ориентиров и сможет стать гибче и разнообразнее, но переходный период растянется на годы.
Более отчётливые очертания новая система получит по итогам первых семестров пилотного проекта: министерство планирует обобщать предложения его участников и корректировать процесс.
Фото: A42.RU