Речной теплоход, вставший на последнюю стоянку под старым Коммунальным мостом, семь лет назад распилили на металлолом. Однако судно успело побыть трёхэтажным зданием, превратиться в кафе и порадовать гостей колоритными фотографиями.
Ностальгию у многих кемеровчан вызывает и память об «Антошке» — списанном пассажирском самолёте Ан-10, который много лет «работал» детским кинотеатром в одноимённом городском парке. Его убрали 25 лет назад, но горожане старше этого возраста вспоминают «Антошку» с теплом до сих пор.
А знаете ли вы, что теплоход под мостом назывался «Ровесник», построили его в Тюмени, он почти сорок лет бороздил воды Оби, Бии и Томи, а в Кемерово попал из Барнаула? А самолёт из нашего парка летал в Молдавии и Коми, в Кемерово прибыл своим ходом и имел десяток «коллег» по стране — таких же АН-10, превращённых в кинотеатры.
Чем старше мы становимся, тем больше в городе «призрачных» заведений, парков и зданий: сейчас там пустырь или, наоборот, блестящая стеклом новая застройка, но стоит прикрыть глаза — и ты снова в Кемерове детства, и мама покупает мороженое в кафе «Льдинка», и тянет дымом из «Цыплят табака». Мы решили покопаться в истории памятных кемеровских мест: что-то вы и так знаете, а о чём-то прочтёте впервые.
Теплоход-кафе
Теплоход, нашедший последний приют под кемеровским Коммунальным мостом, построили в Тюмени в 1963 году. Сайт «Водный транспорт», отслеживающий историю гражданских речных и морских судов, приводит его трудовой путь и множество фотографий, на которых теплоход ещё на воде.
Наш «Ровесник» был пассажирским винтовым теплоходом с одноярусной надстройкой. Код проекта — 331, суда этого проекта в Советском Союзе строили на пяти верфях — в Киеве, Великом Устюге, Тюмени, Красноярске и посёлке Качуг Иркутской области. «Наш» теплоходик построили в Тюмени, его первое название — «ВТ-60», ходил он сначала по Алтайскому краю — Бие и Оби.
Назначением теплоходов этого типа была перевозка пассажиров на мелководных реках, к каковым всегда относилась и Томь в среднем течении — даже с дноуглубительными работами. Средняя осадка с грузом 0,68 метров позволяла теплоходу ходить там, где большие суда сели бы на мель. Длина его была 49,3 метра, ширина — больше 8 метров, высота борта — 2,6 метра. Теплоход был рассчитан на 171 пассажира и 16 членов экипажа, мог развивать скорость до 20 км/ч, но только порожняком. Об автономности не было и речи: чистого хода не больше суток.
В 1975 году теплоход меняет порт приписки с Барнаула на Кемерово, название — на «Ровесник», получает бортовой номер Г-1006. Название указывало на предназначение: теплоход стал учебным судном клуба юных речников при кемеровском Дворце пионеров. В СССР клубов юных речников, моряков и полярников было более трёхсот: мальчишки зачитывались Жюлем Верном и Борисом Житковым, изучали устройство кораблей, осваивали азбуку Морзе и флажковый телеграф, учились читать карты и прокладывать курс, и в итоге отправлялись в почти самостоятельное плавание — с вахтами, судовыми работами и бесценными уроками профессии и жизни. В музее бывшего Дворца Пионеров, а теперь — Центра дополнительного образования детей имени Веры Волошиной и сейчас есть фотографии этого теплохода на воде ещё в начале девяностых.
Что произошло с «Ровесником» после 1993 года, нам найти не удалось. Сайт «Водный транспорт» фиксирует смену бортового номера, а в следующий раз теплоход всплывает в СМИ только в 2002 году. Видимо, после закрытия клуба юных речников теплоход остался на балансе города — судя по тому, что к тому моменту принадлежал муниципальному предприятию.
Далее судьба теплохода подробно известна из судебного дела.
В 2002 году муниципальное предприятие «Спортивно-технический центр» продало фирме «Арм-Кузбасс» теплоход с износом 100% за 100 тысяч рублей. Фирма попыталась признать теплоход зданием через суд, а землю под ним получить в собственность, но проиграла дело.
Глава фирмы и одновременно депутат Кемеровского горсовета Григорий Антонов создал некоммерческое партнёрство «Культурно-оздоровительный клуб «Ноев Ковчег» и внёс в его уставный капитал приобретённое судно. В 2009 году комитет по управлению госимуществом сдал партнёрству в аренду земельный участок под бывшим теплоходом «для временного размещения культурно-оздоровительного центра». К 2012 году «Ноев ковчег» перестроил теплоход, разместив там кафе «Гавань». В 2014 году представители компании обратились в администрацию Кемерова, чтобы получить арендуемый земельный участок, на котором находилось судно, в собственность. В качестве обоснования привели данные негосударственной экспертизы, которая признала судно капитальным строительным объектом — трёхэтажным нежилым зданием общей площадью более 400 квадратных метров, которое уже даже зарегистрировано в ЕГРН. Однако власти города признавать судно зданием и отдавать землю не пожелали, и более того — сами обратились в суд, попросив его признать зарегистрированное право собственности отсутствующим.
На суде владелец теплохода подчёркивал, что купить судно его уговорил мэр Кемерова Владимир Михайлов.
— Глава города умолял меня тогда как депутата взять и привести в порядок, облагородить этот корабль, — приводит слова Антонова «Право.ru». — Корабль мне продал город на этом месте, на земельном участке. Я в течение 10 лет вложил много денег. Ничего плохого я не сделал.
Дело дошло до Верховного суда и приводится на юридических форумах как важный прецедент: суд постановил, что, хотя теплоход и стоит на сваях, недвижимостью его это не делает. Право собственности на «здание» признали отсутствующим.
Конечно, развивать заведение, на которое нет прав и которое никаким строительным нормам и правилам не соответствует, для собственника было бессмысленно. В 2016 году кафе «Гавань» закрыли, теплоход «Ровесник» окончил свой трудовой путь: обшивку ободрали и сожгли на месте, металлический остов распилили на металлолом.
Самолёт-кинотеатр
Ан-10 — советский среднемагистральный пассажирский самолёт, разработанный в бюро Антонова в 1955-1957 годах. Серийное производство продлилось три года, всего выпустили 108 самолётов. Судьбу каждого экземпляра можно отследить по серийным номерам на сайте авиационной истории. Прежде чем начать развлекать детишек, «наш» Ан-10 с номером 9401702 перевозил пассажиров почти 15 лет.
Сайт приводит «Антошку» в числе шести самолётов, произведённых на заводе № 64 в Воронеже в 1959 году. Самолёт был рассчитан на 100 пассажирских мест, поступил на службу в 1960 году в Киеве, но в том же году его передали в Кишинёв. В 1964 году самолёт стал базироваться в Сыктывкаре, в салон добавили ещё 12 пассажирских мест. В 1973 году, после крупной авиакатастрофы все Ан-10 практически перестали эксплуатировать, передали в министерство авиационной промышленности. В 1976 году «наш» Ан-10 с номером 9401702 списали, и в начале июня 1977 года он совершил свой последний перелёт — в Кемерово, чтобы превратиться в авиапамятник.
Кемеровский «Антошка» был в этом не одинок. Решение не утилизировать Ан-10, а превратить их в памятники, кафе, тиры и учебные пособия принималось на союзном уровне. Крылатых кинотеатров в СССР появилось целых одиннадцать — в Куйбышеве, Казани, Липецке, Ростове-на-Дону и других городах. Примечательно, что большую их часть называли «Антошками», но были и другие варианты, например, в Таганроге кинотеатр в Ан-10 назвали «Антей».
Сначала самолёт просто стоял между проспектом Ленина и Красноармейской — парка тогда ещё не было. Собственно говоря, с самолёта парк и начался: в 1978 году в нём открыли кинотеатр, в котором показывали «Ну, погоди!» и другие мультфильмы. Взрослый билет стоил 20 копеек, детский — 10. Летом в салоне было жарко, но делать вентиляцию не стали, чтобы кинотеатр мог работать и в холодное время года.
Мультфильмы показывали несколько лет и нерегулярно — кинотеатр часто простаивал, а потом и вовсе закрылся. К концу восьмидесятых в самолёте размещался пункт проката велосипедов. На это же время приходится расцвет парка: в «Антошке» стояли карусели типа «Солнышко» и «Колокольчик», по всему парку курсировал детский паровозик, а в кафе продавали мороженое и молочные коктейли. «Антошка» был любимым местом отдыха кемеровчан наряду с горсадом, а самолёт — сердцем и символом парка.
К середине девяностых следить за парком стало некому, и он пришёл в упадок. Кафе и аттракционы закрылись, дорожки зарастали, парковые скульптуры разрушили вандалы. В кустах выпивали, вечером парк превращался в небезопасное место. Самолёт обветшал и начал представлять опасность, и осенью 1998 года его демонтировали. Сайт авиационной истории указывает, что перед утилизацией Ан-10 был «сожжён», но неясно, запланированная ли это процедура или снова поработали вандалы.
В двухтысячных парк передали в аренду инвесторам, и постепенно он вновь стал значимым местом отдыха — сейчас там два десятка аттракционов, прокаты, кафе, сцена для праздников и сотни диких уток, которые не улетают даже зимой. Но самолёта нет — он остался лишь в памяти.
Советский KFC и «нудистский пляж» на крыше
Памятные места, конечно, у каждого кемеровчанина свои. Кто-то вспомнит второе городское колесо обозрения — ведь было такое в Кировском районе. Кто-то — магазин игрушек, кто-то — любимое кафе или видеосалон.
Кафе «Цыплята табака» на улице Демьяна Бедного — одно из таких. Заведение источало запахи жареной курицы на всю улицу и пользовалось огромной популярностью у кемеровчан: здесь обедали и ужинали преподаватели кузбасского политеха, инженеры, таксисты, студенты. В кафе шли перед походом в кинотеатр «Космос» и после него, по поводу и без, и к концу двухтысячных стало казаться, что кафе стояло здесь вечно и простоит ещё столько же назло любому KFC.
Однако на самом деле «Цыплята табака» открылись лишь в начале восьмидесятых. До того на бетонной площадке располагалось другое заведение — кафе «Сибирячка» с совершенно иным стилем. Соседи называли его «стекляшкой» за огромные прозрачные витрины и стеклянные двери. Кафе позиционировалось (если можно так выразиться про семидесятые в СССР) как студенческое, подавали в нём лёгкие ужины, закуски и мороженое. Судя по старым фотографиям, зимой стеклянные стены напрочь зарастали шапкой инея, то есть конструкция была совсем не подходящей для суровых сибирских зим — в отличие от основательных, деревянных, пахнущих чесночком и ткемали «Цыплят».
Закрылись легендарные «Цыплята» относительно недавно, в 2010-х, успев благополучно пережить все финансовые кризисы рубежа веков. Сейчас на месте кафе стоит современный косметологический центр, но старожилы до сих пор называют это место «там, где цыплята табака».
Трёхэтажное кафе «Льдинка» на Советском в шестидесятые стало первым местом, где молодёжь индустриального центра могла приобщиться к коктейльной культуре. Краевед Владимир Сухацкий писал, что на два рубля здесь можно было выпить коктейль из водки, коньяка, ликёра и лимонада, заказать кофе и мороженое. «Льдинка» пользовалась огромной популярностью у молодёжи, потому что здесь можно было не только выпить, но и послушать The Beatles, и в целом кафе ассоциировалось с чем-то современным, продвинутым и красивым. Сказочный блестящий фасад врезался в память целым поколениям кемеровчан.
Забавный факт, о котором вспоминает предприниматель и писатель Сергей Колков в книге «Суровая Родина. Нехороший путеводитель Кемерово»: в конце семидесятых крыша «Льдинки» стала популярной среди студентов и хиппующей молодёжи как нудистский пляж. Молодые люди тайком пробирались на крышу кафе через подъезд дома, стоящего впритык, разнообразно «расширяли сознание» и загорали даже голышом — при полном неведении жильцов и милиционеров.
«Льдинка» не пережила девяностые — как и кафе-мороженое «Холодок», магазин игрушек «Звёздочка», кафе «Грот», магазины «Лакомка» и «Ручеёк». Памятна кемеровчанам блинная на месте нынешней не менее знаковой «Бельгии», ресторан «Шалго», магазин техники «Объектив» и видеосалон у Главпочтамта. Клуб ГРЭС превратился в тусовочный «Колизей», а затем в гламурный «Континент», на месте кафе «Солдатское» открылся очередной ресторан, но стоит прикрыть глаза — и старый Кемерово снова с нами, ведь он в наших воспоминаниях и наших сердцах.