На кемеровские дороги выехали первые отечественные электробусы с динамической подзарядкой «Адмирал». С виду это те же троллейбусы, но с особенностями: способны проехать без контакта с проводами до 20 километров. Пока машин всего 10, но в следующем году город купит ещё 48 и продолжит поэтапно обновлять троллейбусный парк. Куда ведут новые маршруты, что такое страпонтены, книлинг и адресное открытие дверей — в нашем материале.
Так троллейбус или электробус?
Строго говоря, ни то, ни другое (или и то, и другое): «чистый» троллейбус всегда привязан к проводам, «чистый» электробус полностью автономен. В мире, однако, концепция троллейбуса эволюционировала в сторону частичной автономности по мере развития аккумуляторных батарей и гибридного транспорта.
Большинство современных троллейбусов способны двигаться какое-то время без контакта с проводами — например, чтобы объехать место дорожной аварии или обрыва на контактной сети. «Чистые» электробусы, в свою очередь, продемонстрировали ключевой минус: при зарядке от станции нужна либо плотная сеть этих станций, либо возврат машин в депо на зарядку после каждого рейса.
В результате наиболее практичной оказалась технология «in-motion charging»* («заряжание в движении» – англ.), когда массивные батареи с запасом хода на десятки километров (как у электробуса) заряжаются от проводов (как у троллейбуса). Отдельного названия для такого вида транспорта не придумали, так что его называют и «троллейбус с увеличенным автономным ходом», и «электробус с подзарядкой в движении» — оба варианта верны.
Что может «Адмирал»
ПКТС-6281 «Адмирал» — это семейство российских низкопольных троллейбусов, которые с 2020 года выпускают в городе Энгельсе Саратовской области. «Адмиралы» бывают как в классическом варианте «от проводов», так и в виде электробуса — именно такие закупили для Кемерова. Такие же перевозят пассажиров в Санкт-Петербурге, Красноярске, Курске, Брянске и других городах России.
В Кемерово приехали троллейбусы версии 6281.01 — их литиевая батарея позволяет автономно проходить около 20 километров. Точная дистанция зависит от погодных условий (на морозе батареи быстрее садятся) и перевозимого веса.
Троллейбус рассчитан на 85 человек, из них 34 едут сидя. Среди плюсов машины — стопроцентная низкопольность, подсветка накопительных пассажирских площадок, три широких дверных проёма и система климат-контроля. Под потолком расположены мультимедийные мониторы, а в стенах — четыре USB-разъёма для зарядки смартфонов.
Для перевозки маломобильных пассажиров троллейбус оснащён пандусами-аппарелями, которые водитель должен выдвигать вручную. Кроме того, работает система книлинга (от английского «kneeling» — «вставать на колено») — когда кузов немного наклоняется к остановке, чтобы пол стал ещё ниже.
Три сиденья на средней накопительной площадке — откидные, их называют страпонтенами. Когда они прижаты к стене, у стоящих пассажиров в полном троллейбусе больше места. Сиденья опускают, если в этом возникла необходимость — например, вошёл пожилой человек или мама с младенцем на руках.
Кнопки адресного открытия дверей нужны для случаев, когда пассажиров немного. Они расположены на дверях внутри и снаружи салона и срабатывают после остановки троллейбуса. Когда машина движется, кнопка горит красным, когда останавливается, зажигается зелёный — в этот момент и надо нажимать кнопку.
Смысл в том, чтобы сохранить тепло в салоне зимой: открывать не три огромные двери, а только ту, что нужна. В Москве адресная система успешно работает на многих маршрутах, а в Кемерове раньше не использовалась. И не факт, что будет использоваться: водитель может не полагаться на кнопки пассажиров и по старинке открывать двери сам.
У водителей «Адмирала» на рабочем месте тоже всё хорошо: отдельный кондиционер, руль с гидроусилением и приборная панель с планшетом.
Первый троллейбус на Южном
Из десяти прибывших машин девять вышли на замену старому подвижному составу главного кемеровского троллейбусного маршрута № 15, который тянулся от КЭТК через Советский, Красноармейскую и Ленина на ФПК. С обновлением троллейбусного парка обновили и маршрут: продлили от остановки «Сквер» на ФПК до улицы Двужильного. Это, можно сказать, триумфальное появление троллейбуса на Южном, где проводов контактной сети никогда не было и не планировалось. С учётом активной застройки восточнее Двужильного продление очень своевременное. Всю дорогу с ФПК и обратно троллейбусы проходят в режиме «на батарейках».
Глава города Дмитрий Анисимов написал в соцсетях, что первые 10 машин — лишь начало модернизации городского электротранспорта.
— В ближайшее время придут ещё 2 троллейбуса. В следующем году планируем приобрести 48 троллейбусов «Адмирал», а в общей сложности — не менее 60 таких машин, чтобы поэтапно обновить весь троллейбусный парк, — подчеркнул мэр.
Будут ли и другие изменения в маршрутной сети, глава города не уточнил. Впрочем, обновление состава в любом случае сделает проезд удобнее — троллейбусы смогут спокойно объехать ДТП или затор в правой полосе, уйдут в прошлое сходы «рогов» на поворотах и вынужденный сброс скорости перед воздушными пересечениями и стрелками. Даже если штанги сойдут, их легко поставить на место вручную, а на месте штатного входа на провода технически возможно установить автоматические ловушки, чтобы водителю даже не пришлось выходить из кабины.
Недешёвая модернизация
Стоимость одного «Адмирала» превышает 32 миллиона рублей. Кемерово получил новые троллейбусы в рамках программы госфинансирования и продолжит получать их и далее. В рамках программы «Чистый воздух» до 2027 года власти планируют потратить 2,5 миллиарда рублей на троллейбусы и 4 миллиарда на трамваи и трамвайные пути, а общий объём финансирования обновления систем электротранспорта превысит 7 миллиардов рублей.
Фото: Елена Царегородцева / A42.RU