В редакцию A42.RU обратилась жительница дома на проспекте Московском. Она рассказала о шумных байкерах, которые ездят по небольшому участку рядом с Московской площадью. По словам кемеровчанки, мотоциклы громко ревут и создают опасность для пешеходов на набережной и детей в скейт-парке.
Наш корреспондент выехал на место и пообщался с мотоциклистами. Они уверяют, что уровень шума не превышает установленный по закону, тренировки безопасны для окружающих, а жалобщики просто им завидуют. О прямотоках, нормативах по децибелам, джимхане, авариях и компромиссе — в нашем материале.
Мотоциклы за ленточкой
Уже несколько недель кемеровчане, прогуливающиеся по новой набережной Томи за ледовым дворцом «Кузбасс», видят вечерами группу из десяти и больше мотоциклистов. Они огораживают сигнальной красно-белой лентой асфальтированную площадку между площадью и набережной, расставляют дорожные конусы и массово маневрируют между ними. Кто-то равнодушно идёт мимо, кто-то фотографирует, кто-то подходит полюбопытствовать, чем здесь занимаются. А кого-то из отдыхающих тарахтящая и дымящая техника серьёзно огорчает. Елена — одна из таких.
— Я живу в доме на Московском проспекте, — рассказала кемеровчанка, позвонив в редакцию. — Вечером в воскресенье пошла на площадь погулять с друзьями, вдруг трррр — несётся один прямо по площади! То ли там дорожка проложена, то ли просто по пешеходной зоне. Потом мы подходим к набережной — а их там несколько десятков. Двигателями ревут, дымят, орут. Мы сорок минут гуляли — и каждые три минуты кто-то туда приезжал или уезжал с громким рычанием. Это нарушение всех мыслимых и немыслимых границ! На лавочке мама сидит, рядом ребёнок спит в коляске, и тут же мимо несётся этот, который покрасоваться решил, погазовать. Один при мне решил своего коня на дыбы поднять, пронёсся на заднем колесе — а если не дай бог ребёнок выскочит? Дети тут повсюду, а вплотную к их площадке скейт-парк!
Корреспонденты приехали на Московскую площадь около семи вечера во вторник и увидели два десятка мотоциклистов, которые выписывали сложные «восьмёрки». Михаил, один из водителей, рассказал, что на этой площадке они регулярно занимаются джимханой — мотоспортом, в котором нужно с предельно низкой скоростью совершать сложные манёвры.
— Это по сути школа вождения для ответственного мотоциклиста, — объяснил Михаил. — Здесь собираются те, кто хочет улучшить свои водительские навыки, чтобы максимально безопасно маневрировать на загруженных дорогах общего пользования.
По словам мотоциклиста, никакой организации, которая отвечала бы за проведение занятий, нет. На площадь приезжают просто друзья, о встрече договариваются в одном из крупнейших сообществ «ВКонтакте», посвящённых мотоциклам — «Мотоциклисты Сибири».
— Здесь люди разного возраста, с разным опытом. Кто-то 20 лет катается, кто-то только начал. Бизнесмены, студенты, автомеханики, преподаватели, есть даже доктор наук. Неважно, сколько лет человеку и какой у него стаж — мы всегда рады тем, кто хочет научиться безопасно водить свой мотоцикл, — подчёркивает Михаил.
У собравшихся на площади нет ни официального представителя, ни начальника, ни организатора. Каких-то официальных разрешений или согласования площадки для групповых занятий мотоспортом мотоциклисты также не получали. По словам Михаила, они и не требуются: водитель мотоцикла, как и любой другой горожанин, имеет право ездить в любом месте, пока соблюдает закон и не нарушает правил дорожного движения.
Тем не менее, неформальное одобрение мотоциклисты получили, что называется, с самого верха: группу в один из визитов на площадь заметил губернатор Сергей Цивилёв (который сам владеет мотоциклом). По словам мотоциклистов, он подошёл, расспросил, чем они занимаются, пожал руки и сказал, что поручит рассмотреть вопрос о том, чтобы площадку отвели для занятий официально.
В мэрии нам сообщили, что никаких мероприятий не согласовывали.
— В администрацию города Кемерово не поступало обращений о разрешении на проведение данного мероприятия около Московской площади, — сообщили в пресс-службе в ответ на запрос A42.RU.
«Завистливая яжемать» против «недалёких»
— Никто из прохожих ни разу не подходил с жалобами или недовольством, — пожимает плечами Михаил. — Наоборот, с интересом расспрашивают, мамы просят сфотографировать ребёнка на мотоцикле, мы никогда не отказываем. Всем рады, открыты для общения.
Елена, звонившая в редакцию, описывает ситуацию совсем иначе.
— Я была в шоке, что им разрешили тут ездить. Это же прогулочная зона, для детей, бабушек, мам с колясками, для людей. Я понимаю, что байкеры тоже люди, но неужели другого места не нашлось? Неужели нельзя развести эти зоны, чтобы они не соседствовали? Здесь не место для активных тренировок на транспорте! Сорок человек на крохотном пятачке. И каких человек — с адреналином в крови, которым бы вырваться на простор, покрасоваться и так далее. Так пусть администрация выделит им площадку где-то на окраине города. Там и мы будем рады приехать, посмотреть. А если на площади — то разово, на праздник допустим, это пожалуйста. Но не каждый же день!
Другая кемеровчанка, Кристина, живёт на улице Терешковой, в ЖК «Московский», в домах второй линии от дороги. И всё равно, по её словам, мотоциклы на Московской площади вечером слышно даже с закрытыми пластиковыми окнами.
— Это не те, которые проносятся мимо — ну, знаете, вжжжууууух и улетел. Нет, это именно моторы на площади так слышно, — рассказывает Кристина. — У нас в чате дома это не раз обсуждали, два источника шума: кто-то сверлит и мотоциклы на площади. Но тех, кто сверлит, можно хотя бы пойти и попросить перестать. А с мотоциклистами что делать?
Кристина попыталась донести свою обеспокоенность через соцсети: написала, что ей мешает шум моторов, в группе A42.RU во «ВКонтакте». Участники разгоревшейся дискуссии быстро перешли на личности. Девушка выразила сомнение в умственных способностях мотоциклистов, её в ответ тоже засыпали оскорблениями: «Ты её фотку видел? Там диагноз!», «Вы на любой шорох реагируете», «Очередная завистливая яжемать».
— Изначально разговор был корректным, девушка первой перешла на оскорбления, — заявил Михаил. — А вообще жалуются единицы. Может, их когда-то мотоциклист обидел, не знаю. Такой уж у нас менталитет: кому-то мотоциклисты не нравятся, кому-то бабушки, торгующие семечками, кому-то ещё кто-то. Ну невозможно же подстроиться под каждого. Мы такие же граждане страны, соблюдаем законы и правила дорожного движения, и если кому-то некомфортно, то что мы можем поделать? Мы находимся в большом городе, здесь много источников шума. Если человек так чувствителен, как он вообще живёт в столь оживлённом районе?
Мотоциклист уверен: если они уедут, шума здесь меньше не станет.
Запретные децибелы
Михаил не верит, что рокот двигателей может кого-то всерьёз беспокоить: до ближайших домов на проспекте Притомском от площадки, где собираются мотоциклисты, почти километр. До многоэтажек на улице Терешковой — ещё дальше.
— Я даже не знаю, каким жителям мы можем мешать, — недоумевает мотоциклист. — Посмотрите сами: ведь вокруг нет ни одного дома! От домов на Притомском нас отделяет оживлённая дорога, от домов на Терешковой — мост! Огромный поток транспорта уж точно погромче нас. Вот сейчас ездят десять мотоциклов, мы с вами спокойно разговариваем и шум нам не мешает.
Это правда: за всё время разговора, а он длился около часа, уровень шума, который замеряли с помощью мобильного приложения Sound Meter, в среднем колебался между 50 и 60 децибел, максимальный зафиксированный показатель — 76 децибел.
В ГИБДД корреспонденту A42.RU сообщили, что обращений по поводу мотоциклистов на Московской площади не поступало.
— По действующему ГОСТу предельно допустимый уровень шума мотоцикла — 96 децибел, — разъяснил Алексей Халтурин, начальник отдела пропаганды ГИБДД по городу Кемерово. — Это межгосударственный стандарт, принятый во многих странах мира. Мотоциклы, в конструкцию которых не вносили изменений, ему соответствуют. Если владелец мотоцикла изменит выхлопную систему, то его можно привлечь к ответственности по статье КоАП 12.5.1 — выписать предупреждение или штраф, а также запретить эксплуатацию до устранения неисправностей.
Инспектор дополнительно разъяснил, что зачастую мотоцикл кажется чересчур громким, но на деле укладывается в норму по уровню шума. 96 децибел — довольно громкий звук. Показательно, что, например, отечественный мотоцикл «Сатурн» укладывается в норму даже со снятым глушителем.
По словам Алексея Халтурина, городская ГИБДД регулярно проводит работу с мотоциклистами. В городе работает мотобат — инспекторы на мотоциклах, которые, в отличие от обычных экипажей, имеют право преследовать и привлекать к ответственности нарушителей. Начальник отдела пропаганды добавил, что в районе Московской площади регулярно находится патруль, и пообещал обратить внимание патрульных на собрания мотоциклистов, чтобы провести с ними профилактическую беседу. Однако если те не нарушают правил дорожного движения, у ГИБДД не будет оснований применять санкции.
«Не надо грести всех под одну гребёнку»
Михаил подчёркивает, что установка шумных модификаций в их сообществе не приветствуется.
— Есть в городе индивидуумы, которые хотят, чтобы у них было громко. Я не знаю, что у них в голове, не могу за них судить. На площади, как видите, у всех штатные выхлопы, страховки и техосмотр, всё тихо. Не надо грести всех под одну гребёнку.
По словам другого мотоциклиста, Павла, в городе остались единицы мотохулиганов, просто они гораздо более заметны, чем ответственные мотоциклисты. На куртке у Павла надпись «Мотохрустик» — прозвище, которое обыгрывает обывательский стереотип о том, что увлечение мотоциклами смертельно опасно.
— Это ирония. Когда происходит авария, нас называют «хрустиками», «фаршем», «одноразовыми», притом что далеко не всегда в аварии виноват мотоциклист. Это стереотип, который мы на этой площадке как раз и опровергаем. Здесь десятки мотоциклистов, которые оттачивают навыки, действуют ответственно, и в этих ребятах я уверен. А неадекватный человек и за рулём автомобиля разобьётся, и нанесёт, кстати, больше вреда окружающим, чем мотоциклист. В нашем сообществе нет ребят, которые неадекватно себя ведут, носятся в ночное время и мешают спать, — подчёркивает Павел.
— Мы их называем проще — «д…ы», — добавляет кто-то из мужчин рядом.
После разговора Павел отходит к группе катающихся, — среди них нарезает круги вокруг конусов совсем маленькая девочка, на вид не старше 12 лет, — и даёт ей советы. По словам мотоциклистов, девочка с юных лет занимается мотокроссом, на площадь приезжает с родителями, а её маленький мотоцикл — не транспортное средство, а спортивный инвентарь.
— Вот, посмотрите, Павел занимается с девочкой. Когда вырастет и придёт сдавать экзамен на права, будет ездить лучше инструкторов автошколы, — говорит Михаил.
Елена, живущая на Московском проспекте, в благовоспитанность мотоциклистов не верит.
— Знаю, они божатся, что тихо ездят, не нарушают и так далее, но они что, за каждого из своих отвечают? А не ровен час кто-то скорость превысит, а тут дети? Они вообще твёрдо вот прям уверены, что из сорока человек ни один граммулечку на грудь не принял? А вот эти, которые по Притомскому проносятся со скоростью 120 и больше — это какие-то другие? Он здесь потарахтит тихонько на площадке, а потом уезжая кааак газанёт! И подъезжать на эту площадку они будут где, догадываетесь? Правильно, по Притомскому! Там, где мы живём!
Вариантов решения проблемы Елена не видит. По её мнению, вопросом должны озадачиться городские власти и попросту прогнать мотоциклистов с площади.
— Я понимаю, что байкеры тоже горожане, у них такие же права и так далее. Это беда всех городов, не только нашего. Но пусть хотя бы площадку для массовых сборищ им отведут в другом месте. Что бы они там ни говорили про законопослушность — кто это проконтролирует? Посты ГИБДД по всему проспекту и по всей площади что ли расставят? Нет, конечно. Их контролировать невозможно, их надо оттуда убирать, — отрезает горожанка.
Компромисс недостижим?
По словам мотоциклистов, они не представляют опасности, а жалующиеся горожане просто в плену у стереотипов.
— Вы понимаете, это стереотип, что байкер должен быть пьяным и агрессивным. Эти взгляды устарели двадцать лет назад. Мотоциклист и байкер — это разные понятия, но даже байкер — это такой же мотоциклист, почему он должен быть агрессивным? Ну а здесь вообще люди просто катаются вокруг конусов и всё. Не представляю, кому мы можем мешать.
Михаил рассказывает, что мотоциклисты занимаются благотворительностью.
— «Мотоциклисты Сибири» — это сообщество любителей двухколёсного транспорта, которые общаются, катаются и делают добрые дела. Поддерживают благотворительные акции, детские дома, участвуют в праздниках. Из последнего — отвозили письменные принадлежности в детский дом, устроили мотопробег в День трезвости. Чтобы показать, что люди могут не выпивать-наркоманить, а заниматься здоровым хобби. Сотрудничаем с благотворительными фондами, с социальным проектом «Белая птица», — перечисляет мотоциклист.
Недовольных кемеровчан это, однако, никак не утешает.
— Свобода одного человека должна заканчиваться там, где начинается свобода другого, — говорит Кристина. — Я всего лишь просила их не влезать в мою квартиру с громким шумом, но они почему-то считают, что имеют право на своё увлечение, а другие обязаны их терпеть. Не знаю, каким может быть компромисс. Просто пусть перестанут шуметь, пожалуйста.
Редакция A42.RU продолжит следить за ситуацией.
Фото: Елена Царегородцева / A42.RU