1 сентября вступил в силу закон о такси. Теперь службы заказа несут ответственность за причинение вреда пассажиру, а владельцы автомобилей должны купить ОСАГО по тарифу для перевозчиков. Результат исполнения этих требований — резкий рост цен на услуги такси, до 44% в некоторых регионах. Давайте разберёмся, почему так и что будет с ценами на такси в Кузбассе к зиме.
Строгие правила для таксистов
1 сентября случилось потрясение основ: в России наконец приняли профильный закон о такси — раньше он просто не существовал, деятельность такси регулировалась в общем порядке, опираясь на ПДД, Гражданский кодекс и приказы министерств. Агрегаторы в юридическом смысле были наполовину невидимками, а страховка ОСАГО с галочкой «используется в качестве такси» (которая в 6-10 раз дороже обычной) — экзотическим феноменом, редким даже в столице. Никто точно не знал, сколько в стране таксистов. В общем, хоть времена диких бомбил в целом прошли, сфера перевозок во многом была «серой».
Теперь для служб заказа такси и для водителей действуют строгие правила. В каждом регионе до 1 декабря должны появиться три реестра: реестр перевозчиков, реестр служб заказа такси и собственно реестр автомобилей такси. Чтобы в него попасть, нужно выполнить ряд условий, о которых ниже. Если условия не выполнены, служба заказа просто не будет передавать такому таксисту заказы. Номер записи в реестре теперь нужно размещать в салоне такси — и любой пассажир может его «пробить» через ФГИС «Такси».
Что теперь требуется от таксиста
Чтобы работать в такси, можно оформиться не только в качестве ИП, как раньше, но и в качестве самозанятого.
Чтобы попасть в реестр, каждый таксист должен:
- иметь договор ОСАГО с пометкой «используется в качестве такси»;
- не иметь неснятой или непогашенной судимости за ряд преступлений;
- иметь не больше трёх неуплаченных штрафов.
Кроме того, регионы могут на локальном уровне ввести аттестацию на знание города. Водители должны будут без навигатора знать адреса вокзалов, музеев, спортивных учреждений, больниц и так далее. В Кузбассе региональный закон о такси пока не принимали, о планах ввести аттестацию не сообщалось.
Автомобиль такси по закону должен иметь на борту «композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке», а на крыше — оранжевый фонарь.
Службы заказа обязаны минимум раз в день проверять таксиста по реестру, и если его там нет — не передавать ему заказ. А если всё же передадут, законом предусмотрена ответственность.
В законе прописана необходимость получать путевые листы и проходить предрейсовый медосмотр. Впрочем, и то и другое разрешается делать дистанционно — путевые листы выдавать в электронной форме, а осмотр проходить с помощью телемедицины. Это, конечно, открывает широкий простор для привычной в таких делах профанации.
Последствия: рост цен
Агрегаторы давно используют динамическую модель ценообразования, когда стоимость поездки зависит от соотношения количества заявок и водителей на линии. Именно поэтому поездки в пятницу вечером всегда дороже, чем утром в другой будний день. Модель, однако, не мешает зафиксировать рост средней стоимости услуг такси, который в отдельных регионах России достиг 44%. Об этом сообщил 5 октября замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимир Луговенко — его слова приводит РБК. По словам госслужащего, рост зафиксирован в половине российских регионов. Причина — «искусственный ажиотаж, связанный с новым законом, рост стоимости расходных материалов и санкционное давление», заявил Луговенко.
По прогнозу сотрудника Евразийской экономической комиссии Ирины Сауковой, к концу года стоимость проезда на такси в России увеличится всего лишь на 10%.
Прогноз самих таксистов куда более пессимистичен — так, глава Объединения самозанятых России Игорь Жмакин заявил РБК, что из-за ограничений количество водителей может сократиться аж на две трети, а оставшимся нужно будет серьёзно потратиться: купить дорогую страховку, перекрасить машину и подготовить её к техосмотру, самим пройти медосмотр. По прогнозу Жмакина, на этом фоне цены на перевозки к концу года вырастут в два раза, а вместо «обеления» рынка власти получат обратный эффект.
О прогнозируемом росте цен ранее заявили и представители ключевых агрегаторов — «Яндекс. Такси» и «Максим».
Вернётся ли чёрный рынок
Действительно, для нелегалов на агрегаторах свет клином не сошёлся: зачем покупать дорогущую страховку, перекрашивать машину, выполнять требования, когда можно по старинке намекающе встать у остановки? Вполне можно представить и будущее разделение рынка на «белый» и «чёрный»: через агрегаторы будут заказывать дорогую услугу те пассажиры, которые смогут себе её позволить, а остальные — пользоваться услугами нелегалов.
Во многих городах с населением менее ста тысяч человек дилемма «выполнить закон, чтобы получать заказы агрегатора, или сэкономить и искать пассажиров самому» вообще не стоит: агрегаторов там нет и будут нескоро, так как это экономически невыгодно. Добиться же выполнения закона одними наказаниями будет сложно: у таксистов в российской провинции богатый опыт ухода в тень.
На цены плохо влияют не только расходы по новому закону, но и общие экономические факторы: дорожает бензин, запчасти, а главное — сами автомобили. Цены на Lada Granta за два года выросли в полтора раза, многие модели в массовом сегменте уже не продаются вообще, да и само понятие «массовый сегмент» серьёзно трансформировалось. Когда купленные по старым ценам автомобили отработают своё (а век автомобиля в такси короток — два-три года), подорожание поездок в том числе в Кузбассе выглядит неизбежным.
Фото: A42.RU