A42.RU продолжает серию «Люди, меняющие города». Мы пишем о культурных, образовательных, спортивных и других начинаниях — новых для Кузбасса или неординарных, меняющих среду, в которой мы все живём. Сегодняшняя тема — художники, которые рисуют на улице. Их мольберты — стены домов и автобусные остановки, а результаты творческого труда видны не только искусствоведам, но каждому прохожему. Как горожане реагируют на «культурное вторжение» в их жизнь, кто платит за искусство на улице и какова его роль — в нашем материале.
Стерильный город
Данила Апанасов — один из самых плодовитых кузбасских уличных художников. Он начал рисовать ещё в школе, увлекался граффити, но быстро перешёл к монументальным абстракциям. В качестве дипломной работы в институте культуры раскрасил его фасад. В 2018-2019 годах Данила нарисовал в Кемерове и Киселёвске муралы — рисунки во всю стену многоэтажки — с героями Великой Отечественной войны: Юрием Двужильным, Верой Волошиной, Сергеем Тюлениным и другими. Всего же больших работ, считая и коммерческие, у него уже далеко за сотню.
Притом не всё, что вышло из-под баллончика Данилы, известно широкой публике: художник много искал себя и работал под разными псевдонимами. Граффити-теги Rous до сих пор встречаются на кемеровских стенах, а на творчество «самобытного сибирского художника Андрея Елды» (это коллективный псевдоним) составляют многоумные рецензии искусствоведы. Среди работ Данилы много абстрактных полотен в характерной манере ярких пятен, линий и штрихов. Однако сам Данила не склонен к поиску глубокого смысла.
— Творчество происходит случайно, и придумывать смыслы ради смысла не стоит, — подчёркивает художник. — Они в целом лежат на поверхности, всё складывается само.
Хотя в Кемерове и появилось несколько муралов, в контексте уличного искусства Данила называет город стерильным. По сравнению с Нижним Новгородом стены столицы Кузбасса и впрямь одинаковые и, в понимании художника, пустые. В юности эта серость казалась Даниле недостатком, которое нужно всеми силами исправлять. Сейчас он уже не так в этом уверен: может, это просто такой стиль?
Жители против и жители за
Данила Апанасов не называет себя уличным художником. Давно позади для него партизанский стрит-арт, когда человек с баллоном краски поглубже натягивает капюшон и «бомбит» стену, никого не спросив. Однако сам принцип творчества, не зависящего ни от кого, Данила всё равно считает основополагающим. Идею, согласно которой сто горожан могут собраться и сформулировать смыслы, которые потом выразит художник, он считает нереализуемой.
— Это будут просто разговоры, которые ничем не начинаются и не заканчиваются. Ты хочешь изменить город? Просто надо брать и делать. Один человек или несколько человек, но компетентных. Вот вам деньги, вот автовышка, сделайте что-то крутое уже в городе, наконец, пожалуйста. Понятно, что транслировать плохие, аморальные вещи не стоит. А в остальном — никого не надо спрашивать.
Это, однако, о свободном творчестве. В жизни же у работы есть заказчик, который оплачивает материалы и труд художника — а это сотни тысяч рублей. В случае с городскими стенами заказчик — городские власти. И тут без согласования уже точно не обойтись. Но даже когда профильный комитет администрации города не против, нужно получить ещё согласие жителей дома. Показателен пример фестиваля «Окрашено» в Шерегеше в 2022 году — съехались художники со всей страны, работали с большим энтузиазмом, а затем выяснилось, что к творческому оформлению готовы не все жители. В соцсетях они назвали работы «мазнёй», художников — «гаражными размалёвщиками», и потребовали, чтобы стены и фасады «нормально покрасили, а улицы благоустроили, чтобы было чисто и красиво».
— Особенно против была жительница, которая даже не в этом доме живёт, а напротив, — разводит руками Данила. — Работу в итоге перекрасили. Вообще это показательно: у нас зачастую сами жители не готовы воспринимать искусство. Они видят что-то непонятное для них — и всё, им не нравится.
По словам Данилы, темой его муралов в Кемерове потому и стали герои Великой Отечественной войны, что против них выступать невозможно.
— Власти города смогли «протолкнуть» эту идею. Если кто-то надумает выступить против — он, получается, будет против увековечения героев? Если ты рисуешь героев, то тебе сразу зелёный свет. А всё остальное — уже сложнее. Наверняка найдутся недовольные, и потому другие темы здесь продвигать гораздо сложнее.
Раньше Данила полагал, что достаточно нескольких заряженных и талантливых людей, чтобы сделать серый город красивым, ярким, стильным. Вот мы выучимся, подрастём, придём и всё переделаем! Потом — что художников не пускают к стенам власти. Однако спустя годы главная преграда, по его мнению — запрос от общества, точнее, его отсутствие.
— В Екатеринбурге или Новосибирске движуха, там что-то такое крутится, появляется свободное, новое, своё… Там могут появиться интересные и масштабные вещи, у нас — почему-то нет. Я знаю два десятка местных художников, они делают что-то для себя, на маленьких стенках рисуют, но масштабного — ничего. Это же не только от властей зависит, это в первую очередь от людей вообще — как будто нет запроса.
Объединиться и продвигать культуру
Данила считает, что свободным художникам в Кузбассе стоит объединиться, чтобы продвигать локальные смыслы и визуальную культуру.
— Сейчас такое время, что все поодиночке, а надо собраться вместе, — уверен Апанасов. — Я чувствую в себе и в наших ребятах огромный потенциал. Есть очень крутые штуки, которые нужно показывать. Мы можем сделать что-то большое, стоящее, значимое, которое останется в истории надолго.
Данила пока не сформулировал, как конкретно это может выглядеть: это зонтичный бренд, творческая коллаборация, очередной фестиваль, постоянно работающее агентство? Будущее, по его словам, в объединении усилий, но над формами этого объединения ещё предстоит подумать.
Красота малых дел
Дамир Хуссамов не учился на художника, в его дипломе написано «управление персоналом». Однако в родном Прокопьевске он широко известен тем, что расклеил на городских остановках несколько десятков больших картин.
— Я шёл мимо остановки и подумал: а почему они такие серые? Рекламные баннеры висят, а какого-то творчества нет. У меня были готовые работы. Взял рулетку, замерил ширину и высоту остановки — по размеру подходили. И всё, принёс и расклеил, — рассказывает Дамир.
Дамир не учился даже в художественной школе. Рисованием увлёкся в старших классах, просто перерисовывал в тетрадь футболистов, машины и одноклассников. Уже в вузе начал зарабатывать деньги рисованием портретов.
— Мне всегда нравилось уличное искусство, типа там муралы на домах, большие портреты, — делится Дамир. — Но я не владею такими навыками, не рисую баллончиком. В какой-то момент просто захотелось вынести свои работы на улицу, чтобы их увидели, чтобы они сохранились надолго.
Листы ватмана не подходят по размеру, и Дамир творчески подошёл к бумажной основе своих картин. Он берёт страницы книг, предназначенных к утилизации, и склеивает скотчем — получается сплошное полотно. Акриловую краску наносит прямо поверх букв.
12 сорванных картин
Первые картины быстро пострадали от вандалов: их крали, рвали, закрашивали.
— Сначала работы не были под стеклом. Одни пропали бесследно — может, кто-то домой унёс. Другие находили сорванными, скомканными, в урнах. Почему так — не знаю. Может, кому-то пришлось не по душе. Может, менталитет такой. Первые двенадцать сорвали, ни одной не осталось.
Дамир рассказывает, что защите картин поспособствовал кикбоксёр из Прокопьевска, чемпион Glory Артём Вахитов. Художник нарисовал портрет спортсмена, а затем попросил его сфотографироваться с картиной. Артём с удовольствием отреагировал, а когда картину спустя несколько дней сорвали — помог выйти на предпринимателей, которые оплатили листы из поликарбоната точно по размеру и монтаж. Теперь картины как будто в рамке под стеклом.
Мэр пожал руку
В соцсетях прокопчане реагировали на фотографии с картинами исключительно позитивно, оставили сотни одобрительных комментариев. Не раз тегали официальный аккаунт главы города и просили поддержать инициативу художника.
— Я так понял, мэру просто в личку стали присылать мои картины, — предполагает Дамир. — Вот он и решил вникнуть, что происходит. Я же никого не уведомлял, разрешения не спрашивал, клеил на свой страх и риск. В Прокопьевске есть выставочный центр «Вернисаж», меня пригласили на открытие московской выставки, я туда пришёл, а там был мэр, и мы встретились. Мне про это никто не сказал заранее, я даже пришёл небрежно одетый, а там все в пиджаках, в платьях. Человек из администрации подошёл: «Не уходите после открытия, с вами хотят поговорить». Ну, побеседовали чуть-чуть. Мэр пожал руку и сказал, мол, молодец, продолжай дальше.
Дамир говорит, что власти настроены вполне доброжелательно, но сами инициировать уличное искусство вряд ли будут.
— Я не раз озвучивал идею: вот у нас есть Зенковский парк, почему бы не устроить там стрит-арт фестиваль? Позвать разных художников, уличных и не только, с готовыми работами, предоставить им полотна, какие-то поверхности, они будут их расписывать каждый в своём стиле. Сделать цельный объект за два дня. И будет что-то новое в городе — такого в Прокопьевске не устраивали никогда. В администрации вроде говорят, что это интересно, но ничего такого не реализуют.
Дамир продолжает украшать остановки, причём не только в родном Прокопьевске: несколько работ он увёз в Новокузнецк и Новосибирск. Для него это не только хобби, но и в некотором роде элемент продвижения услуг: Дамир зарабатывает рисованием картин на заказ, росписью стен и даже эскизами для татуировок. Но уличные работы продолжает развешивать бесплатно.
Дамир Хуссамов и Данила Апанасов мало в чём похожи. Это люди с разным уровнем образования, разными устремлениями, они живут в разных городах Кузбасса и не знакомы друг с другом. Объединяет их лишь стремление сделать пространство, в котором они живут, красивее и ярче. Оба готовы действовать, несмотря на нередкие препятствия, и оба хотели бы опираться на признание горожан. Получат ли они его – зависит от всех нас.