В ночь на 24 октября в Кемерове выпал снег и остался на дорогах скользкой кашей. Скоро он растает, но ненадолго — к концу недели и вовсе похолодает до -15°С. И хотя в областной столице уже начали противогололёдную обработку дорог, это не снимает с автомобилистов обязанности установить шины по сезону. Давайте разберёмся, можно ли не балансировать колёса, нужно ли дошиповывать старые, и какую резину всё-таки покупать, чтобы не прогадать ни с ценой, ни с качеством.
Закон и этика
На шиномонтажках выстроились длиннющие очереди, но не все такие ответственные: на дорогах хватает и водителей на «лете». Теоретически они могут не «переобуваться» ещё месяц. Поправки в положение по допуску ТС, действующие с 1 сентября, хоть и обязали владельцев легковушек использовать зимой только зимние шины, временные границы описали так: «декабрь, январь, февраль». Тот факт, что в Сибири зима куда длиннее, в правительстве решили не учитывать. Да и штраф невелик — это часть 1 статьи 12.5 КоАП, «управление ТС при наличии условий, при которых эксплуатация запрещена», — всего 500 рублей.
Шипы и «липучки»
Зимние шины делят на две большие группы. Шипованные шины тормозят за счёт металлических шипов, торчащих из протектора. Фрикционные шины, в народе «липучки», цепляются за дорогу кромками разрезов-канавок — ламелей. На льду шипованные шины остановят машину быстрее фрикционных. С другой стороны, фрикционные тише, на чистом асфальте зачастую эффективнее, а ещё они при прочих равных условиях медленнее изнашиваются.
Выбор между фрикционными и шипованными шинами — повод для ежегодной маленькой войны в СМИ и соцсетях. С одной стороны — «липучки придумали как компромисс для стран, где шипы запрещены», с другой — «всё равно всю зиму ездим по голому асфальту». В конечном счёте выбор остаётся за автовладельцем, которому логично ориентироваться на собственный на стиль вождения и преобладающий в поездках ландшафт. При регулярной размеренной езде в черте города преимущество шипов будет очевидным только в дни сильного гололёда (таких дней в Кузбассе, впрочем, немало). При частых загородных поездках, на дорогах с плохим покрытием, во дворах и частном секторе, где утрамбованный снег и лёд стоит всю зиму, шипы будут пригождаться гораздо чаще.
Nokian и Sailun
Хотя большинство летних покрышек в Сибири носят гордые надписи all season, all weather или M+S, при температуре ниже +5-7 градусов они всё равно твердеют, и их сцепные свойства снижаются. Маркировка по-настоящему зимней шины должна включать пиктограмму «горная вершина с тремя пиками и снежинкой внутри неё», она же «alpine symbol» или 3PMSF. Знак стандартизирован и в ЕС, и в Таможенном союзе, его нельзя налепить куда угодно. Производитель должен провести тест: со скорости 28 км/ч обеспечить тормозной путь заданной длины на покрытии из утрамбованного снега.
Однако даже «пик со снежинкой» ещё не говорит о высоком качестве. Тест относительно прост, никакого гололёда и резких манёвров. По сути, знак означает лишь то, что резина минимально пригодна и не затвердеет на морозе «в деревяшку». Определить, какие марки и модели лучше себя проявляют в сибирских условиях, помогают натурные тесты, которые проводят профильные СМИ — например, «За рулём», «Авторевю», Autonews или Drom.ru. Хотя и они нередко сталкиваются с обвинениями в пристрастности, ничего более объективного в публичном пространстве нет.
В 2023 году «За рулём» опубликовал сводные результаты шинных тестов за последние три года. Их проводили в разные годы по разным методикам. В наиболее технически оснащённом эксперименте журналисты сравнивали продольный зацеп, определяя время разгона с 5 до 30 км/ч и тормозной путь с 30 до 5 км/ч, поперечный зацеп — замеряя время прохождения окружности по льду, а в тесте управляемости опирались на личные ощущения тестировщиков.
Среди «липучек» три модели, показавшие лучшие результаты — Nokian Hakkapeliitta R5, Bridgestone Blizzak Ice и Continental VikingContact 7. Стоимость этих шин соответствует лидерским позициям, на октябрь 2023 года составляя 10-12 тысяч рублей за одну 16-дюймовую покрышку.
Шины, показавшие близкий к топам результат, но с ценой в районе 6-8 тысяч рублей — Pirelli Ice Zero FR, Goodyear UltraGrip Ice 2, Hankook Winter i*cept iZ2 и Nordman RS2.
Среди шипованных шин многолетние лидеры рейтинга — Nokian Hakkapeliitta 10 и Continental Iсe Contact, их стоимость сравнима с лидерами-«липучками»: 10-12 тысяч за 16-й диаметр. Лучшими по сочетанию «цена — качество» издание «За рулём» называет Nordman 8, Michelin X–Ice North 4, Goodyear UltraGrip Ice Arctic, Hankook Winter i*Pike RS2 и Yokohama iceGUARD iG65 — в этой категории стоимость 16-дюймовой покрышки колеблется в районе 7-8 тысяч рублей.
Бюджетные шины тоже регулярно попадают в поле зрения тестировщиков. Уступая топам в показателях разгона и торможения, российские Kama и Viatti, корейские Nexen и китайские Sailun берут ценой: на октябрь 2023-го 16-дюймовую покрышку этих марок можно приобрести за 4-6 тысяч рублей.
Сроки: тревожность против безалаберности
Автовладельцы в Кузбассе «переобуваются» дважды в год — и дважды в год спорят об оптимальной дате. Самые тревожные щеголяют шипами уже при первых заморозках в конце сентября, самые безалаберные едут на летней резине чуть ли не за новогодней ёлкой. И то, и другое — ошибка, если судить, опираясь на официальную рекомендацию крупнейших производителей. Она проста: менять летнюю резину на зимнюю следует, когда среднесуточная температура снизится до +7 градусов. В это время возрастает вероятность резкого похолодания с дождём и снегом, ночных заморозков и гололёда. Осенью 2023 года устойчивый порог в среднесуточные +7 был достигнут 14 октября, а устойчивый «минус», если верить кемеровскому гидрометцентру, стартует с 28 октября. Так что если вы ещё не переобулись, уже точно пора.
Балансировка: инструкция против ощущений
Балансировка — это совмещение центра массы колеса с осью вращения с помощью закрепления грузиков в разных точках внешнего диаметра колеса. Если достичь баланса не удалось, колесо будет ощутимо вибрировать, ускоренно изнашивая тормозные диски и элементы подвески.
Строго говоря, отбалансированное колесо всегда имеет преимущество перед неотбалансированным (а быть здоровым и богатым лучше, чем бедным и больным) — автомобиль будет меньше вибрировать и лучше держаться на дороге. Другое дело, что вибрация на скорости до 60 км/ч не ощущается даже при изрядно кривых дисках. И пока одни эксперты подчёркивают, что балансировать колёса нужно при каждой смене шин и даже между ними (например, раз в три месяца), другие говорят, что если после «переобувки» вы не чувствуете биения — то особой необходимости в балансировке нет.
В общем, можно полагать на свои ощущения, а можно следовать инструкциям производителя автомобиля. Которые в основном рекомендуют проводить балансировку колёс каждые 10-15 тысяч километров пробега.
Дошиповка: возраст и стиль вождения
Современные технологии дошиповки могут вернуть шине вторую молодость: новые шипы держатся не хуже заводских. Другое дело, каков возраст самой шины. Производители не рекомендуют использовать шины старше 10 лет, считая с года производства, даже если они просто лежали на складе. Кроме того, старую шину меньше смысла дошиповывать: внутренний жёсткий слой деградирует с возрастом, и вылетать начинают и старые, и новые шипы. Вывод: дошиповывать имеет смысл только относительно новые шины, которые лишились шипов не из-за возраста, а из-за агрессивного стиля вождения.
Давление в шинах: погрешность манометра и мороз
Многие шиномонтажники склонны перекачивать шины, выставляя давление на 0,2 — 0,4 бар больше, чем положено по инструкции к автомобилю. И эта практика не лишена смысла: исследование манометров и вентилей показало, что погрешность в сторону уменьшения есть практически на всех приборах — она связана с сопротивлением воздуха на золотнике ниппеля. Кроме того, в день «переобувания» температура воздуха, как правило, околонулевая, а затем будет холодать — и давление падать примерно на 0,1 бара за каждые 10 градусов. Поэтому перекачать шину заранее не будет большим грехом, а оптимальный вариант — проверять и подправлять давление в дни сильных похолоданий.
Фото: A42.RU