16 ноября 2017 в 16:24 Общество

Город засыпает: как по ночам чистят улицы от снега

В последние несколько дней погода напомнила кемеровчанам о том, что живём мы всё-таки в Сибири, высыпав на город почти треть месячной нормы снега. Автолюбители этого практически не заметили: дорожники в усиленном режиме чистили улицы, чтобы не дать случиться заторам на проезжей части.

Но уборка снега в принципе дело «незаметное». До тех пор, пока он не начнёт причинять неудобства – тогда-то всех снегоуборщиков принято вспоминать «добрыми словами». Хотя никто не задумывается, как и в каких условиях им приходится работать, а труд водителей КамАЗов, грейдеров, да и простых дворников горожане воспринимают как нечто само собой разумеющееся: будто бы снег исчезает по мановению волшебной палочки.

Корреспонденты «Газеты Кемерова» отправились на ночную уборку города, чтобы на личном опыте узнать, каково это – приводить улицы в порядок, пока все спят.

 

На спящий город опускаются снега

Парк техники уснул. Грейдеры и погрузчики стоят засыпанными, побелевшие от снежных шапок. Пока что у них нет работы, но это лишь в ближайшие несколько часов, потом нужно будет убрать снег с обочин. Тот, который нагребли снегоуборочные машины ДМК-70, или в простонародье обычные КамАЗы. Как правило, в тёмное время суток хозяйничают именно они: чистят и посыпают дороги песко-соляной смесью, чтобы утром автолюбители смогли спокойно добраться до работы, да и маршрутки с автобусами останавливались на остановках, а не напротив сугробов.

– Мы отрабатываем завокзальную часть, убираем снежный накат, раздвигаем сформированные валы. ДМК отрабатывают улицы Клары Цеткин, Троллейную, Рабочую и межкварталки. По частному сектору все выезды со дворов и заезды в частный сектор отрабатывает лёгкая техника – их расчищаем на десять метров. Днём я делаю объезды, вижу обстановку в городе, составляю наряды на выезд техники на те или иные участки, которые надо обслужить, – объясняет мастер дорожно-эксплуатационного комбината Степан Овчинников.

Этой ночью в подчинении мастера около 25 единиц техники – только в Заводском районе. Семь ДМК, пять самосвалов, четыре фронтальных погрузчика, автогрейдер, пять тракторных щёток, которые работают в круглосуточном режиме, потому что зимой снег есть всегда. КамАЗы ходят колоннами по четыре машины: у каждой своя функция.

Во второй за рулём сидит Вячеслав Запорожский. Последние двадцать лет он работает водителем снегоуборочной машины, да и вообще больше половины жизни посвятил автомобилям – сейчас ему 52. Он улыбается и говорит, что любит свою работу и в принципе не может представить себя кем-то ещё.

Вячеслав аккуратно ведёт свой новенький КамАЗ по заснеженным улицам, деловито переключает кнопки на дополнительной панели, отвечающей за управление плугом, щёткой и «пескарём» – устройством, которое и посыпает асфальт той самой смесью. Во время езды сидение водителя издаёт смешные «шмякающие» звуки из-за амортизаторов, которые там установлены. «На старых машинах такого не было, а тут всё сделано для людей уже», – делится мыслями мужчина. Дело в том, что в этому году город выделил ДЭК около двадцати единиц техники, что значительно облегчило работу дорожников.

Вообще срок службы одного ДМК-70 в круглосуточном режиме около трёх лет. При переменном пользовании – от пяти до семи до полного износа. Прошлые КамАЗы верой и правдой отслужили как раз семь лет, и на них уже стало просто невозможно ездить, а затраты на ремонт стали заоблачными.

 

«Пескосоль» – всему голова

Смена водителя снегоуборочной машины начинается с проверки всех систем: нужно удостовериться, что всё работает как часы, ничего не подтекает, есть масло и тосол. Словом, избежать возможных поломок на дороге, которых на старой технике и так хватало.

Сама уборка состоит из несколько стадий. Первым делом КамАЗы проезжают по всем улицам и счищают снег: для этого на переднем бампере закреплён плуг – у первого и последнего автомобиля в колонне он железный, чтобы срезать наледь, у второго и третьего – прорезиненный, чтобы не дать снегу снова прилипнуть. Кроме этого на каждой машине имеется щётка, которая и чистит дороги.

Дальше их посыпают песко-соляной смесью и оставляют на три-четыре часа. За это время смесь начинает «работать»: въедается в снег и мешает ему превратиться в лёд, делает его рыхлым и податливым. Благодаря этому «снежную кашу» легко смести с проезжей части на обочину, где её собирают грейдеры и погрузчики, а после – самосвалы тоннами вывозят за город. Там всё это и остаётся таять до самого лета.

От погоды и количества осадков зависит частота «уборочных» циклов: Вячеслав рассказывает, что, к примеру, в прошлом году, который выдался очень снежным, приходилось работать сверхурочно и ездить по одним и тем же улицам каждые несколько часов, чтобы оперативно убирать вновь выпавший снег.

 

Кто, если не он?

Такое случается нечасто. В целом дорожники успевают справляться со снегопадом, а то, что мы называем «третью месячной нормы», для них рядовая ситуация. Мужчина наоборот удивляется: мол, как-то поздно в этом ноябре выпал снег – даже успел соскучиться с прошлой зимы.

– Я работаю и днём, и ночью – смена длится с восьми до восьми. В основном, в Заводском районе, иногда выезжаю ближе к центру – на Кузнецкий, на Сибиряков-Гвардейцев. Больше мне нравится работать ночью, днём машины не дают этого делать, движение слишком интенсивное. Ночью же спокойно ездишь, никто не мешает. Бывает, конечно, что в сон клонит: остановишься, походишь вокруг машины на морозе и едешь дальше, – говорит Вячеслав, а после усмехается, будто бы вспомнил какой-то забавный случай.

Он считает, что работа водителя не лишена романтики, особенно когда выезжаешь за город. Ночное небо, тихий лес, яркие звёзды – даже дышится как-то по-другому. А вот в городе всё какое-то одинаковое, до боли знакомое, но всё равно своё. Возможно, потому что привык или слишком любит свою работу – Вячеслав не знает.

Кстати, автолюбители дорожников не благодарят за проделанный труд, а иногда даже и ругают за то, что те перегораживают путь или едут слишком медленно. Это ещё одна причина, по которой убирать снег ночью мужчине нравится больше. В конце концов, не ради благодарности он это делает, да и «кто, если не он», – и последние двадцать лет это действительно так.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Кемеровчане массово переучиваются на ИТ-специальности: кто берет на работу бывших менеджеров и продавцов
Яндекс.Метрика