22 ноября 2023 в 14:23 Еда

ГОСТы из будущего: почему поправки не повлияют на шринкфляцию

Когда товар дорожает, это заметно покупателю, поэтому производители хитрят: цену оставляют прежней, а уменьшают объём упаковки. Например, вместо литра делают бутылки по 930 миллилитров. Эту практику называют шринкфляцией, в России она стала массовой с 2015 года, а попытки ограничить её специальным законом неоднократно проваливались в Госдуме. 

У Генпрокуратуры получилось зайти с другой стороны: в октябре внесены корректировки в госстандарт о правилах фасовки товара. Теперь производители масла, сахара, молока и других продуктов первой необходимости должны использовать фиксированные значения — или потеряют право указывать, что товар соответствует ГОСТу. Однако спустя месяц на полках магазинов ничего не изменилось. Давайте разберёмся, кто контролирует честные литры и как покупателям отстоять свои права.

Гонка «обхитри покупателя»

Продать меньше товара за те же деньги — относительно новый способ получить преимущество перед конкурентами на магазинной полке. A42.RU уже разбирал это явление в коротком видео: растёт стоимость сырья и топлива, все производители повышают цену, а ты просто делаешь упаковку поменьше. Покупатели психологически расположены брать из ряда одинаковых товаров тот, что дешевле. Кто-то рассуждает, что ему хватит и маленькой пачки, кто-то возьмёт её, не разобравшись. Сходу увидеть невыгодность сделки трудно: нужно высчитывать стоимость грамма или миллилитра, а магазин после работы — последнее место, где хочется заниматься арифметикой.

В итоге игр с упаковкой честный литр, например, молока уже просто не найти: в главных продуктовых сетях в ходу бутылки по 950, 930, 900, а теперь уже и 850 мл. Получили ли производители преимущество друг перед другом, судить трудно, но вряд ли оно было долгим — объём в итоге снизили почти все. Цены всё равно растут: уменьшение объёма не компенсирует рыночный рост издержек полностью. Гонка «уменьши пачку» сопровождается дополнительными ухищрениями по маскировке процесса: производители делают похудевшие бутылки повыше, переносят граммовку на заднюю сторону и уменьшают высоту шрифта.

В целом очень бы хотелось, чтобы этот унизительный парад хитростей кто-нибудь остановил. Желательно, конечно, рыночными методами: например, крупный производитель объявил бы честный литр своим конкурентным преимуществом и через эффективный маркетинг добился, чтобы за него проголосовали рублём. Однако успешных примеров нет: принципиальные производители оказываются в проигрышной позиции, и им волей-неволей тоже приходится идти на игры с упаковкой. Октябрьские корректировки госстандарта дают им в руки козырь: отныне лишь тот, кто сохранит фиксированный объём, имеет право заявлять о соответствии ГОСТ.

То, что не удалось рынку, доделывает прокуратура и Роспотребнадзор — свойственными им методами. По обновлённому ГОСТу гречку нужно фасовать по 500, 1000, 2000 грамм, молоко — 200, 250, 500, 1000, 2000 миллилитров. Здесь, правда, сразу возникает ряд вопросов: кто будет проверять? Как наказывать? Есть ли «переходный период»? Каких вообще товаров касается новая норма, мясо тоже надо паковать килограммами? А если курица весит кило сто — ей надо отрубить одно крылышко? Редакция A42.RU направила запросы в Роспотребнадзор и администрацию правительства Кузбасса, но прояснить получилось не всё.

Товары первой необходимости, но не все

Первый вопрос — каких, собственно, товаров касается новая норма. Было бы логично заглянуть в обновлённый ГОСТ, но в открытых источниках его текст найти непросто — везде старый. В сообщении же прокуратуры список товаров выглядел так: «…сливочного и подсолнечного масла, вермишели, сахара, соли, муки, риса, пшена, черного чая и иных продовольственных товаров первой необходимости». 

Продовольственные товары первой необходимости в общем смысле можно понимать широко: одному совершенно необходима красная рыба, другой и колбасу сочтёт роскошью. С 2010 года существует, однако, определённый правительством перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости — предельные розничные цены на них можно «замораживать» на срок до 90 дней. Список выглядит так:

    • говядина, свинина и баранина (кроме бескостного мяса);
    • куры (кроме окорочков);
    • рыба мороженая неразделанная;
    • масло сливочное, молоко питьевое;
    • масло подсолнечное;
    • яйца куриные;
    • сахар-песок и соль поваренная;
    • чай чёрный байховый;
    • мука пшеничная;
    • хлеб и булочные изделия из ржаной и пшеничной муки;
    • рис шлифованный, пшено, крупа гречневая — ядрица;
    • вермишель;
    • картофель, капуста, лук, морковь;
    • яблоки. 

С регулированием цен всё понятно, но как всему списку стандартизировать упаковку? С сахаром и мукой нет проблем, а вот куски мяса, например, редко приводят к фиксированному весу, порой это и вовсе технически невозможно. Яйца продают в штуках, а хлебобулочные изделия бывают самой разной формы и размера.

Мы попросили Роспотребнадзор разъяснить, какие именно продукты будут фасовать по новым правилам. Нам ответили, что перечень определён в обновлённом приложении к ГОСТу, и привели его:

  • молочная продукция (масло сливочное, молоко питьевое);
  • крупяные изделия (рис шлифованный, пшено, крупа гречневая — ядрица);
  • прочие (масло подсолнечное, сахар-песок, соль поваренная, чай чёрный байховый, мука пшеничная, вермишель).

Как видим, этот список меньше: производители не обязаны ровно фасовать мясо, хлеб и овощи, да и «девяток яиц», вопреки громким заголовкам некоторых СМИ, никто не запрещал.

Лишат знака «ГОСТ» — перейдут на ТУ?

Корректировки госстандарта не означают запрета на «неполноценную» фасовку: производитель лишь теряет право заявлять о соответствии ГОСТу. Он по-прежнему может выпускать пачки и бутылки любых форм и размеров, если товар соответствует ТУ, то есть техническим условиям. 

ТУ — это не госстандарт, а внутренний документ производителя. Он описывает, каким должен быть товар, из чего он состоит и как его хранить. ТУ нужны, чтобы получить сертификат соответствия, а покупателю они обеспечивают лишь санитарную безопасность. Съев сгущёнку, произведённую по техусловиям, человек не получит пищевого отравления, но производитель вполне может вписать в ТУ пальмовое масло, сухое молоко и сахарозаменитель — и это не будет нарушением. 

Товары по ГОСТу не всегда лучше: ГОСТ запрещает любое отклонение состава, даже если оно в лучшую сторону. Именно поэтому дорогое крафтовое пиво на упаковке маркировано как «пивной напиток». Для ряда товаров ГОСТа не существует вообще — например, для батонов и булочек. Кроме того, не всякий товар вызывает у покупателей внимание к стандарту, например, с той же гречкой важнее сорт.

В конечном счёте угроза «верните честный литр, не то потеряете значок ГОСТ» выглядит критичной лишь для молока и молочных продуктов, потому что использование заменителей молочного жира радикально влияет на вкус и текстуру, и покупатели привыкли ориентироваться на ГОСТ. Производители остальных групп товаров наверняка могут перейти на ТУ, минимально потеряв в спросе — особенно если переход будет массовым. 

Изменился ГОСТ, но не полки в магазинах

Изменить объём фасовки по щелчку пальцев нельзя — нужно перенастраивать оборудование и менять дизайн, на это требуется время и средства. Кроме того, упаковку производят в больших объёмах, и у производителей имеется запас, который нужно израсходовать — или списать в убытки. Одна из причин, из-за которой закон «о честном литре» не получал одобрения в правительстве — неизбежные дополнительные затраты производителей и ритейлеров, которые переложат издержки на потребителей, и товар подорожает ещё больше.

Сейчас, когда корректировки в ГОСТ всё же приняты, чтобы снизить эти издержки, логично было бы предусмотреть переходный период. О том, что такой период введут, сообщала главный редактор журнала «Сырьё и упаковка» Светлана Галкина. Однако официальных сообщений о переходном периоде с тех пор так и не было. Управление Роспотребнадзора по Кузбассу и администрация правительства Кузбасса вопрос редакции о переходном периоде оставили без ответа. Генпрокуратура сообщала о корректировке ГОСТа и начавшемся мониторинге (но не проверках) как о свершившемся факте.

Спустя ровно месяц после корректировок в стандарте мы прошлись по кемеровским магазинам крупнейших торговых сетей — там совершенно ничего не изменилось. Самая популярная масса пачки масла — 180 граммов, молоко продают в бутылках по 900, 930, 950 миллилитров, лежащие в одном ряду пачки крупы весят и 800, и 900 граммов. Ценники часто сдвинуты, и разобраться, что и сколько стоит, непросто — гонка хитрости продолжается во всей красе.

Прошёл месяц, а контроля нет

В Генпрокуратуре ещё в октябре сообщали, что проводят «мониторинг соблюдения новых правил фасовки». По поручению генпрокурора Игоря Краснова состоялось совещание, на котором «Минпромторг и Минсельхоз ориентированы на […] содействие внедрению соответствующих требований с соблюдением баланса интересов всех участников торговых правоотношений».

Мы направили в министерство промышленности и торговли Кузбасса вопрос, кто будет контролировать соответствие объёма фасовки обновлённому ГОСТу в нашей области. Хотя с момента принятия поправок миновал к тому времени почти месяц, из ответа министерства следует, что изменениями там пока не занимались.

— По сведениям министерства промышленности и торговли Кузбасса, на сегодня является действующим «ГОСТ 8.579-2019 […]». В случае вступления в силу каких-либо официальных изменений, федеральными органами власти будет разработан механизм их реализации, — сообщили в администрации правительства Кузбасса.

Областное управление Роспотребнадзора оказалось более осведомлённым. В службе подтвердили, что изменения к ГОСТу приняты 20 октября. На вопрос о том, кто в Кузбассе будет контролировать соблюдение обновлённого стандарта, в ведомстве прямо не ответили. Но сообщили, что федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и обеспечения единства измерений является Росстандарт.

Здесь стоит вспомнить, что Росстандарт однажды выступал как «адвокат» шринкфляции. Дело в том, что первая попытка регулировать объём товара в бутылке в России касалась алкоголя, и было это в 2019 году. Тогда в ГОСТе и появилось приложение «Г» с граммовкой, и в нём были только вина, водки, коньяки, кальвадос и прочий алкоголь. Предполагалось, что бутылки будут точно по литру, поллитра, триста миллилитров и так далее.

Однако после принятия стандарта крупнейшие производители обратились в Росалкогольрегулирование с просьбой исключить это приложение из ГОСТа. По итогам заседания экспертный совет при ведомстве пришёл к выводу, что «введение ограничений на допустимые объемы тары является несвоевременным, избыточным и ничем не обоснованным». Исключать ограничения из ГОСТа не стали (и они там до сих пор есть), вместо этого Росакогольрегулирование обратилось в Росстандарт, и тот приказом от 24 апреля 2020 г. N 177-ст «принял решение о неприменении на территории РФ сноски 1 Приложения Г». Иными словами, ГОСТ действует, но конкретная норма, введённая для борьбы с «алкогольной шринкфляцией», не применяется. Оказывается, так можно было.

Какие обсуждения, приказы и официальные письма по поводу октябрьских поправок в ГОСТ отправляются сейчас, мы пока не знаем. Приказы отдельных служб имеют важное значение и фактически регулируют рынок, но обсуждаются в СМИ далеко не так широко, как законодательные инициативы депутатов. Есть вероятность, что скоро мы услышим о переходном периоде, а то и приостановке действия новых положений, введённых по инициативе Генпрокуратуры. В конце концов это тоже своего рода гонка — как и среди производителей на полках магазинов.

Фото: A42.RU

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
билайн бизнес представил решения для улучшения мобильного покрытия на Третьем российском угольном саммите
Яндекс.Метрика