Районы, застроенные массивами безликих коробок, в девяностые стали наиболее криминализованными. Процесс начался ещё в семидесятых: массово переезжающая из деревень и бараков рабочая молодёжь теряла социальные связи, а обрести новые помогало общение во дворе, конфликты и драки «двор на двор». Именно в этом социальном сдвиге видят причины «казанского феномена»: в будущей столице Татарстана милиционеры к началу восьмидесятых насчитывали более 80 молодёжных группировок, которые бились буквально насмерть. Похожие процессы, хоть и в меньшем масштабе, происходили во всех городах распадающейся страны. Пик уличной преступности пришёлся на девяностые.
– Все мы привыкли, что российские города преимущественно состоят из советских панелек, и по статистике это действительно самый распространённый тип застройки. Маленькие провинциальные города, в которых нет панелек, а есть только частный сектор, кажутся нам «ненастоящими городами», – рассказывает городской антрополог Михаил Алексеевский. – Ну а современный город, в котором совсем нет советской панельной застройки, в России всего один – это основанный в 2012 году «город будущего» Иннополис в 40 километрах от Казани, однако там в 2020 году официально числилось лишь 405 жителей.
Панельки были и остаются обыденностью, но чем дальше советское время – тем больше они приобретают черты культурного феномена. Мрачная атмосфера панелек быстро находила отражение в культуре: песню «Псы с городских окраин» группа «Чайф» записала в 1990 году, фильм «Брат» вышел в 1997-м. Атмосфера разрушения страны накладывалась на постсоветские экономические реалии, и однообразный пейзаж не ассоциировался ни с чем хорошим – ни единого светлого пятна. Спустя четверть века восприятие изменилось: о панельках делают фотопроекты, снимают документальные фильмы, проводят
культурологические исследования, им посвящают песни. Например, «Панелька» рэпера Хаски стала саундтреком для картины Александра Ханта «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов». Главный герой фильма – парень с детдомовским прошлым – хочет избавиться от отца, почти всю жизнь просидевшего в тюрьме, чтобы унаследовать его квартиру в панельном доме.
Фотограф Арсений Котов
снимает старые дома и необычные объекты советской архитектуры по всему постсоветскому пространству – он издал об этом книгу «Заброшенные города СССР».
Кемеровский фотограф Константин Савельев создал во «ВКонтакте» сообщество
«Под пыльным небом» – пожалуй, крупнейшее из тех, что работают с эстетикой провинциальных городов самостоятельно, не используя заимствованный контент.
Сам он описывает его как «авторский арт-проект, вдохновлённый эстетикой России и людей, которые нас окружают – искренние снимки родного города дополняются музыкой собственного сочинения». Многочисленные панельные дома на фотографиях Савельева – естественный фон и одновременно важный значимый образ. У сообщества более 230 тысяч подписчиков.
Для поколения людей, которые перестройку и девяностые не застали и по гаражам и недостроям не прыгали, панельки бывают интересны именно как эстетический феномен. Не жить, нет – но поснимать, поизучать, сделать селфи в ч/б. Увязываясь с рассказами родителей и месседжами медиа, формируется своеобразная мифология панелек, истории про хрустящие под ногами шприцы и ограбления в подъезде воспринимаются как часть этой мифологии, а не как реальность за окном. При этом преступления во дворах совершают и сейчас, просто обязательным элементом исторической декорации они не становятся.
– Представители разных поколений из разных городов по-разному относятся к разным типам панельного домостроения, – отмечает Михаил Алексеевский. – Самое противоречивое отношение у молодёжи, которая смотрит на панельные микрорайоны преимущественно с точки зрения их эстетики. Исследователи фиксируют доминирующее негативное отношение у молодых людей к этой застройке, которая кажется им «унылой», «однообразной», «тоскливой». Молодёжь хочет более выразительных архитектурных решений, ярких красок; неслучайно именно среди молодёжи больше всего находит поддержку идея украшать стены таких домов стрит-артом. Впрочем, иногда начинает работать принцип «Всё это так плохо, что даже хорошо». Унылость и монотонность таких районов начинает восприниматься как особый эстетический феномен, и тогда подобные «районы, кварталы, жилые массивы» начинают эстетизироваться в клипах, мемах и фотосессиях. Однако не нужно обманываться: интерес к тому, чтобы сделать фотосессию на фоне разваливающейся хрущёвки вовсе не означает, что автор хотел бы здесь жить. Скорее наоборот.