18 января в 17:43 Авто

За хлебом на броне: как пожарный восстановил БТР-40 и ездит на нём на работу и в магазин

Житель Новоалтайска Валерий Бабайлов пять лет назад восстановил 70-летний бронетранспортёр и не только участвует в выставках ретро-техники, но и ездит на нём на работу и за покупками. Раньше он рассказывал, что купил кузов БТР-40 в удалённом таёжном посёлке в Кузбассе, но всё оказалось ещё интереснее: это была мистификация, чтобы направить усилия людей на поиск образцов техники, которые реально существовали, но так и не найдены до сих пор. Ниже — новые подробности этой истории.

На работу на броневике

Валерию Бабайлову 56 лет, он работает водителем пожарной машины в городе Новоалтайске, а в свободное время восстанавливает старую технику. Об увлечении Валерия в 2018 году написали корреспонденты многих региональных и федеральных СМИ: в тот год он восстановил 70-летний бронетранспортёр и не только поучаствовал в праздновании Дня Победы, но и использовал его как повседневный автомобиль — ездил на работу. Способ передвижения сделал его местной знаменитостью: с броневиком постоянно просили сфотографироваться прохожие. В гараже у Валерия есть не только БТР-40: реконструкцией ретро-техники он увлекается давно и успел полностью восстановить уже несколько советских автомобилей.

— Вот за стенкой у меня сейчас стоит полноприводная «Победа» ГАЗ-М72, грузовик ГАЗ-63. В 2013 году маршрут ретро-ралли «Пекин-Париж» проходил по Алтайскому краю, я занимался техподдержкой и участвовал на «Победе» вне зачёта, — рассказывает Валерий.

БТР-40 серийно производили на Горьковском автозаводе с 1950 по 1960 годы. В десантное отделение помещалось 8 человек, в отделение управления — двое. Вес боевой машины — 5,3 тонны, максимальная скорость — 78 км/ч. В ВС СССР БТР-40 быстро заменили бронетранспортёрами более современной конструкции, но формально сняли с вооружения только в 1993 году.

Купив кузов БТР-40, Валерий приложил много усилий, чтобы не просто поставить машину на колёса, а восстановить оригинальные узлы. Грузовик ГАЗ-63, на базе которого разрабатывали бронетранспортёр, у него был, и часть запчастей уже имелась. Остальное помогали находить любители ретро-техники со всей страны и из-за рубежа: двигатель, например, отыскали в Белоруссии.

Боевая машина — оригинал на 95%

Восстановив БТР-40, Валерий практически каждый день ездил на нём на работу. Чтобы соответствовать современным правилам дорожного движения, на броневик пришлось установить номера, указатели поворотов, зеркала и новую оптику.

— Я не вносил изменений в конструкцию, только внешние дополнения, чтобы можно было передвигаться по дорогам общего пользования, — объясняет Валерий. — Ну, разве что минимальные, например, в системе очистки масла, потому что современные масла не такие, как 70 лет назад. БТР оригинален на 95%.

Ездить на броневике, по словам Валерия, не так сложно, как может показаться. Перегазовка, КПП с раздаточной коробкой — принципиальных отличий от того же УАЗа нет. Только обзор с места водителя хуже и мотор перегревается на жаре — «на дальняк» приходится ездить с включенной печкой. 

Дети, деньги и история страны

Ездить на БТР накладно: расход достигает 50-60 литров бензина на сто километров, а периодичность обслуживания значительно короче, чем у современных автомобилей. Но Валерия это не смущало.

 Обслуживание, ремонт — это всё для меня не проблема. Запчасти — да, что-то искал, кузовные изготавливал, а остальное не доставляло сложностей. Есть у меня база своя, отапливаемое помещение, оборудование, станки — токарный, фрезерный, сверлильный. Это моё увлечение, моя жизнь, — говорит пожарный.

Раньше Валерий работал над своими автомобилями один, но со временем влился в сообщество таких же увлечённых людей, которые восстанавливают технику и занимаются исторической реконструкцией.

— У нас есть советская форма, оружие — охолощённое, конечно. Собираемся на 9 Мая, День России, День пограничника и так далее. Есть группа в социальных сетях, но общаемся больше вживую, я с техникой на «ты», а вот с соцсетями и всей этой электроникой на «вы» и издалека. Можно бы и освоить, было бы желание, но у меня желания как раз нет, — признаётся Валерий.

На БТР-40 Валерий постоянно ездил несколько лет, накатал 11 тысяч километров. В прошлом году передал броневик в организацию, занимающуюся патриотическим воспитанием детей. Сейчас у Валерия Бабайлова новое увлечение и новая цель — восстановить трактор СХТЗ 15/30. Это первый колёсный трактор, который в 1930-х годах выпускали на Харьковском и Сталинградском тракторных заводах. Началось всё со случайно попавшегося чугунного бака. Теперь Валерий исследует музейные экспонаты, чтобы понять, какие узлы ему по силам найти, а что придётся заменить новоделом, чтобы в следующем праздновании Дня Победы участвовать уже на тракторе.

— Как ищу: озадачиваю копателей, которые ищут металлолом по колхозам, ходят с миноискателями. Сам по металлоломкам езжу, по приёмкам, что-то случайно попадается, — объясняет Валерий Бабайлов. — Интернет опять же в помощь. Когда БТР восстанавливал, Москва помогла хорошо. Есть там предприниматель Алексей Мигалин, в средствах не стеснён, в голове у него то же самое, что у меня. У него два БТРа и много другой техники, сам восстанавливает, организовывает мероприятия. Например, пробег «Москва-Брест», то есть мероприятия затратные, сложные организационно. В прошлом году отсылал технику в Калининград паромом, Керченский пролив форсировал многократно. Личность большого масштаба.

Валерий подчёркивает, что его увлечение техникой бывает трудным, но в конечном счёте приносит удовлетворение.

— Большая часть жизни в гараже, а не с семьёй — вот минус нашего увлечения. Жена, конечно, давно смирилась, но всё же. А результат — чувство морального удовлетворения. Когда техника восстанавливается из ничего и приезжает на выставку на День Победы, к ребятишкам, к кадетам, это приятно. Дети хотя бы видят нашу историю. 

График участия в мероприятиях в 2024 году у Валерия Бабайлова уже, можно сказать, расписан. День Победы в Барнауле, «Пограничный расчёт» на 27 мая, затем в Новосибирск на 12 июня — торжества по случаю Дня России, мероприятие районного масштаба в селе Шипуново. Организаторы стараются покрывать участникам текущие расходы (например на топливо), но зачастую они выезжают полностью или частично за свой счёт. Валерий считает, что участие в мемориальных и патриотических мероприятиях — его ответственность перед обществом.

— Не всё ведь измеряется деньгами, — подчёркивает пожарный.

«Это всё сказка была»: при чём тут кузбасский посёлок

В 2018 году Валерий неоднократно рассказывал журналистам, что приобрёл корпус БТР-40 в Кузбассе. Якобы нашёл его в небольшом таёжном посёлке через публикацию на профильном форуме, а затем начал собирать недостающие детали по всей стране. В этой истории почти всё было правдой: корпус в Кузбассе существовал и даже не один. Однако на деле Валерий не ездил в затерянный в тайге посёлок, а купил корпус в западной части России. Мистификация с посёлком, говорит Валерий, была одновременно защитой от завистливых людей и перенаправлением интереса энтузиастов к реально существующему, но труднодоступному корпусу.

— Была публикация больше десяти лет назад, что нашли БТРы в кузбасской тайге, на приисках они работали, золото возили. С фотографиями из кержацкого посёлка, где на ходовке БТР сделан какой-то тарантас, а корпус реально лежал поперёк ручья, люди его как мостик использовали. А когда пришёл мой БТР из-за Урала, получился ажиотаж, и я, чтобы отвлечь людей и чтобы они от меня отстали, туда их как бы направил — мол, езжайте, ищите, берите, восстанавливайте. Векторы задал, — объясняет Валерий Бабайлов.

По его словам, идея с поиском корпуса в посёлке в сообществе любителей старой техники в целом обыкновенна: так детали и ищут. Их покупают в плохом и вообще любом состоянии, находят в самых неожиданных местах. Валерий полагал, что его слова подтолкнут других энтузиастов к новым поискам и помогут в деле сохранения исторической памяти.

Эта уловка пока не сработала. Редакция A42.RU связалась с двумя бывшими жителями посёлка Чулеш. Они подтвердили, что с детства видели несколько полуразобранных БТР на окраине, но в начале 2000-х их разобрали и сдали на металлолом. Оставшимся у ручья вдалеке от деревни корпусом интересовались какие-то люди, но забирать его не приезжали. Лежит ли он до сих пор в лесу, жители Чулеша сказать затруднились.

Получается, что корпус вполне может до сих пор ждать своего реконструктора, а обстоятельства попадания БТР в тайгу на золотоносной реке — своего исследователя-краеведа.

Фото: Валерий Бабайлов

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
ГК «Атмосфера» устроила шоу-презентацию для клиентов и партнёров в Кемерове
Яндекс.Метрика