24 января в 15:05 Общество

«В школе постеснялся, а до дома не дотерпел»: почему школьники боятся ходить в туалет и что с этим делать

Почти половина российских родителей сообщает, что их дети не ходят в туалет в школе, а терпят до дома. Всё из-за того, что туалеты в школах не всегда соответствуют санитарным правилам и представлениям об интимных границах. Почему на дверях кабинок нет запоров, понять можно, а вот почему порой нет самих дверей, понять уже сложней. В теме школьных туалетов переплелись вопросы гигиены и безопасности, стеснительности и социализированности, буллинга и участия учителей. Казалось бы, чего проще раз и навсегда привести туалеты к нормативному состоянию — однако обсуждение связанных с ними проблем всплывает в родительских чатах с удручающей регулярностью. Давайте разберёмся, почему.

«Он разбитый и грязный»

— Дочка ходит во второй класс, — рассказывает кемеровчанин Алексей. — Дважды описалась в лифте, возвращаясь из школы — не дотерпела. Первый раз мы с женой посчитали случайностью, а после второго долго расспрашивали, и выяснилось, что она просто боится ходить в туалет школе. У началки отдельный этаж, но её пугают не люди, а обстановка: труба ржавая, плохо пахнет, темновато, и вот ей страшно. Говорит: «Он разбитый и грязный». Какая-то фобия развилась, что ли.

Состояние туалетов в некоторых кузбасских школах было плохим много лет. В 2021 и 2022 годах сразу несколько школ региона оказывались призёрами в конкурсе, организованном компанией Domestos, на самый худший туалет в стране. Компания называет конкурс социальной акцией, цель которой — улучшить санитарно-гигиенические условия. В рамках акции школы присылали фотографии своих туалетов, а посетители сайта голосовали за самый худший. Пять «победителей» получали главный приз — ремонт, а ещё 50 финалистов — бесплатный запас чистящих средств. 

Маркетинговая активность бренда вызвала много возмущения у местных властей по всей стране. Её называли дискредитацией школ, ветеранов, именами которых названы школы, и даже самой России, а педагогам прямо запрещали участвовать. Министерству просвещения тогда даже пришлось вступиться за учителя, которому администрация сделала выговор, а Дмитрию Пескову — подтверждать, что Кремль не считает акцию антироссийской провокацией и вообще не видит в ней «ничего такого». В Минпросвещения подчеркнули, что фокус внимания территориальных органов должен быть направлен на решение проблем, а не на замалчивание.

Конкурс подсветил важную проблему: дети зачастую не ходят в туалет не потому, что стесняются, а потому, что туалет в плохом состоянии. Конкурс, кстати, проходит до сих пор: теперь он называется «Терпеть нельзя учиться!», а акцент ещё больше смещён на поддержку школ. Вместо фотографий разбитых туалетов на сайте выкладывают просто фотографию фасада школы, а состояние санузла описывают словами.

Конечно, ремонтировать туалеты в школах должны и безо всяких конкурсов. В министерстве образования Кузбасса корреспонденту A42.RU рассказали, что учреждение само определяет, когда и с какой периодичностью это делать. Причём ремонт допускается проводить как за бюджетный счёт, так и за счёт родителей.

— Образовательная организация может осуществлять ремонтные работы самостоятельно за счёт внебюджетных средств или добровольных родительских пожертвований, — объяснили в министерстве.

Если туалет совсем плох, родителям следует обратиться в администрацию школы, если нет реакции — в управление образования. Кроме того, санитарно­-эпидемиологическое состояние контролирует Роспотребнадзор — в крайнем случае можно пожаловаться туда.

«Дверь кабинки распахнут и ржут стоят»

— Учительница сына сказала, что он слишком часто отпрашивается на уроке в туалет, посоветовала к врачу сходить, может, с почками, — рассказывает Мария, мать пятиклассника. — Я сразу заподозрила, что дело не в этом. Поговорила с сыном, так и есть: он просто на перемене стесняется. Говорит, народу много, шум, мальчики из старших классов докапываются до младших. Резко дверь кабинки распахнут и ржут стоят. В чате класса подняла тему этих «пранков», как они называют, с учительницей был разговор. Но что она сделает? Ей туда и заходить нельзя. А шпингалеты на двери не ставят, говорят — по правилам безопасности. Раньше и дверей-то не было.

Если состояние туалетов в школах благодаря регулярным ремонтам улучшается, то двери кабинок — вопрос взглядов на важность приватности с одной стороны и безопасности с другой. Родители в чате немедленно припомнили Марии, что в восьмидесятых и девяностых в школьном туалете не было не то что дверей, а даже перегородок. Унитазов тоже не было повсеместно, вместо них использовали так называемые чаши Генуи — по сути, это дырка в полу, над которой надо сидеть на корточках. Несмотря на примитивизм, у конструкции есть плюсы: она физиологична, вандалоустойчива и гигиенична, ведь в случае с унитазом одного и того же сидения касаются бёдрами десятки детей. Дырки в полу не касается никто.

Мария, однако, в девяностые возвращаться не пожелала и взялась настаивать, чтобы в кабинках были не только унитазы, перегородки и двери, но и запоры на дверях. Однако здесь против выступила уже учительница: по её словам, ребёнку может стать плохо внутри, а запор помешает его спасти. Родители в чате добавили, что шпингалеты раньше были, но их «попереломали сами дети». Администрация школы же не торопится их чинить, потому что в закрытой кабинке проще шкодить: парить вейп и писать маркером на стенах. Нашлись и такие, которые назвали сына Марии неженкой, мол, мы же ходили в туалеты похуже нынешних. О приватности разговор не зашёл.

«Особенно неудобно во время месячных»

Школьный туалет на перемене напоминает проходной двор: детей много, помещение одно, шум, гам. Как ни странно, в туалете для девочек шума и грязи не меньше, чем у мальчиков.

 У меня и дочь, и сын ходили в школьный туалет, — вспоминает Ольга, мать выпускницы. — Но это не значит, что всё было хорошо. Дочь сейчас признаётся, что это была операция, на которую ходили минимум вдвоём: одна заходит внутрь, другая охраняет дверь. Особенно неудобно было во время месячных.

В школе, которую оканчивает дочь Ольги, запоров на дверях тоже нет, и это тоже объясняют безопасностью учениц. Более того, классная руководительница говорит, что так и положено по правилам.

В министерстве образования Кузбасса корреспонденту A42.RU сообщили, что по правилам дверь всё-таки должна закрываться изнутри.

— Оборудование школьных туалетных комнат регламентировано постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 № 28 […]. На каждом этаже размещаются санитарные узлы раздельные для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями и умывальниками для мытья рук. Для инвалидов маломобильных групп туалетная комната (кабина) должна быть оборудована с учётом обеспечения условий доступности. Для обучающихся 5-11 классов необходимо оборудовать комнату (кабину) личной гигиены девочек площадью не менее 3,0 м², оснащённую унитазом, умывальной раковиной, душевым поддоном с гибким шлангом, биде или иным оборудованием, обеспечивающим личную гигиену. Туалетные комнаты оборудуются умывальниками и туалетными кабинами с дверями. Дверь должна закрываться изнутри, — сообщили нашему изданию в официальном ответе на запрос.

Кроме того, согласно тому же распоряжению в туалетах всегда должна быть в наличии туалетная бумага, а также мыло и бумажные полотенца или электросушилка для рук. Так что с правилами всё в порядке. Проблемы с реализацией.

Замкнутый круг

Ольга работает психологом и говорит, что непростые отношения с туалетом могут быть маркером особенностей в отношениях внутри семьи.

— Чрезмерная стеснительность, когда ребёнок боится, например, отпроситься  у учительницы в туалет, может говорить о том, что в окружении ребёнка не принято говорить о естественных потребностях человека, — объясняет Ольга. — Его могут пристыдить, если он спросит о позывах в туалет или болях в животе, не называют кал — калом, а дефекацию — дефекацией, дают понять, что это стыдная тема. В итоге ребёнок остро воспринимает возможные насмешки в школе, обходит туалет стороной, и это само по себе может приводить к запорам, болям и расстройствам. Такой вот замкнутый круг.

Ольга говорит, что перенастроить отношение можно с помощью доверительных разговоров и принятия. Можно, например, рассказать ребёнку, как устроен туалет на работе и объяснить, что туда ходят все и могут отпроситься даже с важного совещания — речь идёт о здоровье, и в этом нет ничего стыдного. Когда ребёнок увидит, что другие принимают его, то и сам сможет принять себя.

Конечно, стоит поговорить и с учительницей. Грамотный педагог никогда не скажет «сиди и жди перемены» — это очевидное насилие, запрещённое в том числе юридически: известен ряд громких случаев, когда учителей увольняли, а школы штрафовали. Но попросить обратить внимание на конкретного ребёнка может быть полезно: учительница отвечает за десятки детей и может попросту не замечать «тихой» проблемы.

Условия для всех

Из разговоров с родителями становится понятно, что «туалетный вопрос» не всегда можно решить простым сбором денег на ремонт. Во-первых, дети быстро всё ломают. Во-вторых, безобразничают в туалетах: от относительно безобидного мата на стенах и вейпа до драк и травли других детей, когда с них снимают штаны и записывают видео. Руководство школ пытается решить вопрос не только разговорами, но и радикально — снимая запоры, а то и двери кабинок совсем. Одна из мам школьников говорит, что слышала о «рейдах» по туалетам, когда учительницы пытаются поймать с поличным подростков, курящих в туалете вейп. В 2022 году в одной из школ Ленинска-Кузнецкого дошло до того, что администрация установила в туалете видеокамеру. После жалоб родителей среагировала прокуратура, но ключевая проблема осталась: пока школа борется с отдельными хулиганами, туалет перестаёт быть приватным и безопасным пространством для всех, каким он должен быть. 

— Думаю, это непростой вопрос, и меры школ тоже должны быть комплексными, — уверен Алексей. — В туалете на переменах толпа детей? Нужно потратиться, но открыть на этаже второй, чтобы всем хватало места. Да, дорого, но это того стоит, это не какая-то мелочь, от которой можно отмахнуться: «что там какие-то туалеты», «чего им стесняться, они же дети». В туалете шкодят? Направьте класс в другое пространство, где они могут себя вольно чувствовать, во двор или в другой коридор с закутками, чтобы их деструктивная энергия, раз уж она есть, выливалась хотя бы не в туалете. 

Опрошенные родители говорят, что понимают: вопрос воспитания первичен. У педагога и так хватает забот, учить детей спокойно себя вести в туалете должны родители. Но раз уж не у всех получается — давайте создавать лучшие условия. Ведь несерьезная на первый взгляд тема может обернуться снижением успеваемости, психологическими комплексами и проблемами со здоровьем. 

Фото: A42.RU

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
В купальниках или cвадебный? билайн назвал самый «качающий» спуск «Грелки»
Яндекс.Метрика