28 мая в 15:15 Испытано на себе

Блестящие вагоны, любезные кондукторы и 24 рубля «штрафа»: как мы ездили на кемеровской электричке в первый день её работы

27 мая в Кемерове запустили электричку. Её не было 18 лет — с тех пор, как достроили Кузнецкий мост. Новенькие составы будут ходить от железнодорожного вокзала через Кировский, Боровой и Петровку в Берёзовский полтора года, пока не закончится ремонт теперь уже Кузбасского моста. Корреспондент A42.RU проехал на новом для себя виде общественного транспорта в день открытия и рассказывает, когда откроются дополнительные остановки, почему не нужно торопиться на выходе из вагона и за какую провинность придётся платить на 24 рубля больше.

Снаружи: нестрогий досмотр

На часах 16:40, я еду на машине в сторону железнодорожного вокзала и нервничаю. Первая вечерняя электричка отходит в 16:58, парковка наверняка забита, на вокзале ещё поди досмотр на «рамке», и где там искать выход на перрон и саму электричку — сплошное беспокойство.

Однако всё разрешилось в лучшем виде: парковка у локомотива-памятника оказалась полупустой, очереди на «рамке» не было («сумочку на ленту, содержимое карманов в корзинку, пожалуйста»), а выходов на перрон хоть и два, но в одну сторону. Перед выходом ждала вторая рамка, но скучающая сотрудница видела мой путь от первой и только махнула рукой, раздражённо поторопив: «Ну проходите, проходите». Второй раз сумочку на ленту класть не пришлось.

Электричку тоже искать не пришлось — вот она сразу у выхода, четыре вагона, красные вставки, агрессивный вид. Я подошёл было к лестнице в вагон, но мужчина на ступенях меня остановил.

— Вы в Кировский?

— Да!

— Пройдите вон в ту, подальше.

Перед первым составом стоял его брат-близнец — он-то и готовился к отправлению. На перроне ждали десятка три пассажиров, мы с фотографом присоединились к ним. Соскучившись по плацкартной романтике из детства, я ожидал фирменно неразборчивого «уважаемые пассажиры, со второго пути отправляется поезд по маршруту», но всё оказалось проще: в 16:53, за пять минут до отправления, двери вагонов просто открылись.

Внутри: USB-зарядки, кондиционер и мягкие сиденья

Вагоны впечатляли контрастом с теми самыми воспоминаниями из детства. Никакого тусклого железа и красного дерматина. Потолки высокие, проходы просторные, сиденья мягкие, всё с иголочки и блестит. Стены изнутри забрендированы к «Детям Азии — 2023». Кресла по три в ряд, сверху на всю длину вагона — полки для вещей, под полками — крючки для одежды, под сиденьями — USB-зарядки. 

Все вагоны оборудованы отопителями (их я видел) и кондиционерами (их я не видел), но по случаю конца мая ни то, ни другое не работало. На табло с бегущей строкой горело точное время и дата, название следующей станции и температура в вагоне (было 16 градусов). Собственно в строке проползали сообщения, из которых можно было узнать, например, что форточки открывать не нужно, чтобы не мешать работе кондиционера, а если всё-таки хочется, то следует обратиться к машинисту поезда. Я, конечно, немедленно попытался форточку открыть. И потерпел фиаско: ручки были сняты, металлические треугольные гнёзда издевательски поблёскивали.

Судя по количеству сидений, в один вагон помещается 60 человек — значит, за раз электричка везёт 240 человек с комфортом. Это не предельная вместимость: в отличие от пригородного автобуса, здесь можно ехать и стоя, так что состав в силах перевезти до 400 человек. Однако в этом рейсе он не вёз и 40.

Электричка трогается мягче, чем трамвай, но лучше всё-таки сидеть или держаться за ручку сиденья. В зонах, где нет сидений, есть поручни и ременные петли, прямо как в автобусе. Тронувшись, поезд быстро набирает скорость: навигатор на смартфоне показывает 50-60 км/ч.

Примерно в этот момент я понял, что так торопился, что вообще забыл зайти в кассу. Получается, я пока еду «зайцем». С другой стороны, раз это внутригородской транспорт, значит, должен быть и кондуктор?

Пассажиры вокруг восторженно озирались, как и я. 

— Дааа, не то что раньше было, — резюмировал мужчина в кепке лет пятидесяти на вид. — Я же ещё ту, с советских времён электричку помню. 

— А в чём разница? — спрашиваю я.

— Сейчас и сидушки мягкие, а не деревянные лавки, и стеклопакеты нормальные. Полки тогда тоже были. Печки были не сбоку, а под сиденьем. А вот чего нет сейчас, а раньше было — так это горшка, туалета то есть, — улыбается пассажир.

— Но его же в городе не открывали? — уточняю я.

— Нет, конечно. Как на всех поездах тогда, санитарная зона — ведь всё вниз, на землю лилось, — пустился в воспоминания мужчина. — Электричка ходила в ту сторону до Анжерки, а в другую — одна до Юрги, вторая до Тайги. Автоматы стояли, туда мелочи накидываешь и выбираешь зону, до которой ехать. Несколько остановок — одна цена, потом — другая, третья и так далее. От Кемерова до Арлюка стоило, по-моему, 38 копеек. Из автомата вываливался маленький картонный билетик. Либо в кассе давали большой бумажный билет, и на нём вырезано, до какой зоны едешь.

— А скорости были какие тогда?

— В Анжерку, по-моему, 70 км/ч она носилась. Старая была большая, страшная, зелёная, с большой красной звездой. А в двухтысячные, когда мост закрывали, было то же самое, только вместо лавок сиденья получше…

Разговор прервала первая остановка: до станции «Правотомск» в Кировском районе мы доехали за 12 минут.

В кошельке: шесть способов оплаты и «штраф» 24 рубля

В отличие от автобуса, электричка какое-то время стоит на каждой станции, около пары минут.

Лишь во время первой остановки до нас добрался кондуктор. Даже два кондуктора: чтобы успеть обилетить всех пассажиров, они двигались с двух сторон состава навстречу друг другу. На кондукторов в автобусе они были не похожи, а похожи были на повзрослевших стюардесс: подтянутые, в форме, с галстучками и нюдовым макияжем.

Продвигались медленно: около каждой группы пассажиров приходилось читать маленькую лекцию о способах оплаты. Наконец дошли и до нас.

— Здравствуйте, уважаемые пассажиры!

— Здравствуйте! Как можно рассчитаться?

— Картой, наличными, через telegram-бот «Кузбасс-пригород» или через мобильное приложение «РЖД Пассажирам», но там нужна регистрация, — начала перечислять улыбчивая дама. — Вы можете приобрести билет в кассе на вокзале, что и должны были сделать. Если вы садитесь на станции, где есть касса, но игнорируете её и приобретаете билет в электропоезде, мы взимаем дополнительный сбор за оформление билета в составе поезда — 24 рубля.

Вот так сюрприз. Учитывая, что билет без льгот стоит как в автобусе — 27 рублей, получается, я должен купить своеобразный «второй билет» за лень или опоздание. С другой стороны, логику железнодорожников можно понять. В электричке было в десять раз меньше пассажиров, чем она может везти, но даже такое количество два кондуктора закончили обилечивать только ко второй остановке. Получается, чтобы успевать до первой, когда выходит большинство пассажиров, они должны только проверять купленные билеты. А не продавать их всем поголовно с подробными лекциями.

— Телеграмом пользуетесь? А давайте мы с вами научимся билет покупать, — говорила тем временем кондуктор с интонациями нянечки детсада. — Заходите, в поиске введите «Кузбасс пригород», сейчас высветится красный паровозик… вот сюда заходите, так… нажимайте «старт», «купить билет», «по станциям», «начать».  Дата поездки — сегодня… 

Под чутким руководством нянечки, то есть кондуктора, бот перекинул меня в мобильное приложение банка, и я купил электронный билет. При этом на мой рейс билеты уже не продавались, потому что состав тронулся. По словам нянечки, то есть, конечно, кондуктора, «это совсем не страшно» — можно купить билет на любой рейс сегодня, он засчитывается.

После покупки в боте появляется кнопка «предъявить билет». Она никуда не исчезает — то есть купить билет можно заранее, а уже в поезде просто нажать эту кнопку и показать нянечке, то есть кондуктору. Своим сканером она его гасит, и кнопка исчезнет: проезд оплачен.

24-рублёвый «штраф» взимают только при оплате через терминал кондуктора, при покупке билета через мобильное приложение или бота допсбора нет.

После оплаты бот предлагает сформировать подписку. Никаких скидок это не даёт, а просто создаёт шаблон, и в последующем, чтобы купить билет, достаточно нажать одну кнопку. В общем, будущее наступило, и никаких автоматов с картонными билетиками.

За окном: новые станции и короткие перроны

Тем временем за окном проносился впечатляющий пейзаж. За 36 лет жизни я ни разу не ездил по железнодорожному мосту через Томь. Весной это просто красиво. Всем советую прокатиться, даже если не нужно ни в Кировский, ни в Берёзовский. 

На первой станции «Правотомск» вышло больше половины пассажиров. Затем мы без остановки миновали почти достроенный перрон станции «3-й Особый» (кстати, что это и где два первых особых?).

— Когда здесь будет готова остановка? — спросил я у кондуктора.

— Ориентировочно 3 июня, — ответила она. — И не только здесь, но и на станции «Предкомбинат».

Мы проехали железнодорожный переезд на пересечении Инициативной и Металлистов — тот самый, который регулярно собирает длинную пробку от большого «Бегемага» на выезд на яшкинскую трассу. Впервые я смотрел на переезд не из стоящего автомобиля, а наоборот — из окна проносящегося поезда. И чувствовал постыдное злорадство.

Третья станция называется «51-й км» и находится у въезда на Бутовку, недалеко от храма Ксении Петербургской. Здесь вышли почти все оставшиеся пассажиры. Вышли с небольшим приключением: когда поезд остановился, сидевшие в третьем и четвёртом вагонах сначала не поняли, что пора выходить, потому что двери у них не открылись. Лишь спустя минуту они пробежали в наш, второй вагон.

— А почему двери-то не открылись? — крикнул я торопящимся на выход.

— Так перрон короткий, — с нервным смехом откликнулся кто-то.

И в самом деле, новые деревянные перроны и на Бутовке, и на следующей — последней для нашего рейса — станции «Притомье» хоть и выглядели длинными, но всё-таки захватывали лишь два первых вагона и краешек третьего. Это, впрочем, не кажется проблемой, ведь основная масса пассажиров выходит всё-таки в Кировском, а оставшимся не составит труда пройти сквозь полупустой вагон.

Конечная станция «Притомье» выглядела пустынной, в отдалении торчали крыши изб — к ветке примыкает деревня Петровка. Через Петровку до Андреевки от станции пять километров, а к ней примыкает Лесная Поляна — интересный вариант подвозного автобуса, подумалось мне.

На конечной никто не входил и не выходил, а стоянка здесь — 13 минут. Пятеро оставшихся пассажиров, включая нас с фотографом, вышли исключительно ради селфи.

— Мы просто покататься поехали, — подтвердила одна из девушек.

Кроме катающихся и мужчины в кепке я успел поговорить с девочкой-восьмиклассницей, которая рассказала, что живёт на Бутовке, а учится в городе. Утром её сопроводила в школу мама, а обратно она едет сама — и в полном восторге, потому что это быстрый и безопасный маршрут, «сейчас полчаса, а раньше по полтора дорога отнимала». Похожие истории рассказали другие пассажиры — все они живут на правом берегу, а работают на левом, и все поголовно выражают надежду, что после окончания ремонта моста электричку не закроют.

— Все от ремонта взвыли, а нам вот повезло, — улыбалась одна из них. — Я в Кировском живу, на левом берегу работаю. На автобусе даже при нормальном раскладе, когда нет особых пробок и аварий, от мебельной фабрики до Строммаша на 64-м или 226-м автобусе едешь минут сорок, а если на 51-м, то часа полтора! А на электричке пятнадцать минут — и я дома.

На обратном пути я только любовался видами с высокой насыпи и донимал расспросами кондуктора — самого вежливого в моей жизни.

— Ладно, сегодня первый день. Но в будущем пассажиров станет больше, не будете же вы каждому всё объяснять? Ведь не успеете просто!

— Мы будем стараться. Это направление открыли сегодня, но бот работает давно, мы обучаем пассажиров не только на этом направлении, но и на других, и многие уже владеют этой информацией, — говорила кондуктор.

 — А вы не устаёте за день столько общаться и улыбаться всем? Вот я бы устал.

— Люди очень позитивно реагируют на электричку, рады нам. Мы от этого напитываемся энергией, — заверяла кондуктор. Кажется, вполне искренне.

Выводы: быстро, комфортно и нерентабельно

Что тут сказать: круто. Чисто, комфортно, быстро и с сервисом, который общественному транспорту и не снился. Это не реклама РЖД, если что, просто я реально впечатлён. Даже 24-рублёвый «штраф» впечатление не испортил. 

Кстати, позднее представитель РЖД связался со мной и сообщил, что туалеты в электричке всё-таки есть, причём работают они всегда, а не только за городом, как раньше. Находятся они в головных вагонах за широкой дверью, поэтому с первого раза я их не заметил.

Цена в 27 рублей для такого транспорта выглядит взятой с потолка. Ни о какой рентабельности даже говорить не приходится — ни с 40 пассажирами на рейсе, ни с 240. Посмотрим, конечно, что будет после ремонта моста, но пока всё выглядит как политическое решение общегородской проблемы. Что лично меня, впрочем, вполне устраивает.

Если кондуктор не обманула, меньше чем через неделю откроются станции «3-й Особый» на правом берегу и «Предкомбинат» на левом — это должно увеличить круг кемеровчан, которым электричка станет удобной. Для того, чтобы все разобрались, как она ходит, как ей пользоваться, и встроили в свою ежедневную жизнь, понадобится какое-то время. Сейчас о ней слышали не все — одна пожилая пассажирка уверяла меня, что «по телевизору почти не говорят, я только вчера узнала». Обещала рассказать соседкам.

Интересной выглядит и идея подвозных маршрутов — как к станциям в Кировском, так и от Кедровки и Промышлённовского. Ранее глава города уже говорил, что власти совместно с железнодорожниками планируют построить для них удобную станцию «58-й километр» — но несколько позднее.

Фото: Александр Денисов / A42.RU

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
билайн бизнес представил решения для улучшения мобильного покрытия на Третьем российском угольном саммите
Яндекс.Метрика