С тех пор как Кузбасский мост частично перекрыли, на Кузнецком начали ямочный ремонт, а трамваи стали чаще оставлять в депо из-за неисправностей, кемеровчане просто завалили соцсети главы города жалобами на общественный транспорт. О чём бы ни было оригинальное сообщение, обязательно будут комментарии об автобусах и троллейбусах. Кажется, будто остальные городские вопросы отошли на второй план. Обмороки от жары, часовые ожидания на остановке, гнев на ушлых водителей в автобусной полосе — вот ноты в бурной симфонии недовольства.
Мы внимательно изучили все жалобы горожан и сгруппировали их в список — от самых упоминаемых болевых точек к более редким.
Проблема № 1: нехватка автобусов на маршрутах
Топ-1 под любым сообщением главы города, даже если он пишет про ЕГЭ или фейерверк. Кемеровчане недоумевают: ну ладно, мост перекрыт, но почему во многие автобусы стало просто невозможно зайти?
— Вчера в 20:00 на ДК шахтёров. Толпа людей стоит и не может уехать на Радугу выше. Ни 10-х трамваев, ни автобусов из Кировского, ни из центра. Приехал битком набитый автобус № 179э, двери закрылись с третьего раза. А где весь транспорт в Кемерове?
Почти на каждую жалобу приходит ответ. Он обычно не конкретнее вопроса. Например: «Специалисты МБУ „УЕЗТУ“ осуществляют контроль за соблюдением общественным транспортом расписания. В случае нарушений к перевозчикам применяются штрафные санкции. Пожелания о работе общественного транспорта можно направить по телефону…» и так далее. Граждане сердятся, обзывают сообщения отписками, городских чиновников — бездельниками, и добавляют в сообщения больше знаков препинания и разочарованных эмодзи.
Похожих сообщений с другими локациями — десятки. Люди жалуются, что не могут уехать с Радуги, в Кировский, на Южный, от ФПК.
— Подскажите, как после 19 часов добраться с Радуги до ФПК? Хотя бы с пересадкой. Чтобы домой к ребёнку приезжать раньше 21 часа? У маршрутов прямых в это время нет рейсов, у пересадочных — неудобное место пересадки. Сделайте, пожалуйста, дополнительные рейсы 32-му автобусу, хотя бы еще два после 19 часов. Просьба трудящихся прям! — жалуется кемеровчанка.
Если вопрос более предметный, чем «где весь транспорт?» и «когда вы уже что-нибудь сделаете?», то и ответы официального аккаунта городской администрации бывают более конкретными.
— После 19 часов с Радуги запланированы рейсы автобуса № 100, воспользовавшись которым, можно выехать до остановки «Энергосбыт» для пересадки на автобусы № 85, 87, 99 или на троллейбус № 15 до ФПК, или воспользоваться рейсами троллейбуса № 12 до СКК Октябрьский, пройти около 450 метров до Энергосбыта для последующей пересадки, — разъясняет, например, администрация.
Кроме описания оптимальных маршрутов, объясняют и причины нехватки транспорта.
— Невыполнение некоторых рейсов по указанным маршрутам происходит из-за нехватки водителей и по техническим причинам. За несоблюдение расписания к перевозчикам применяются соответствующие штрафные санкции, — пишут горожанам из раза в раз.
В общем, дефицит кадров и поломки добавляются к перекрытым дорогам — а в результате имеем толпы на остановках и переполненные автобусы.
Проблема № 2: переполненные трамваи
После пугающей аварии с двумя трамваями на Логовом шоссе, в которой пострадали 108 человек и один погиб, количество вагонов на маршруте № 10 уменьшилось. По словам главы города, износ трамвайного парка составляет более 90%. Поэтому неудивительно, что они не всегда в состоянии пройти предрейсовый осмотр. Вагоны оставляют в депо ради безопасности кемеровчан, но им от этого не легче.
— Утро, Радуга. На каждой трамвайной остановке толпы людей! Вагоны переполнены, люди как в консервной банке, зайти невозможно!
— Примите уже меры наконец, делайте альтернативу автобусами, троллейбусами взамен отсутствующих трамваев! Люди либо уехать не могут, либо едут в нечеловеческих условиях! И утром, и вечером, — негодует кемеровчанка.
На 20 июня по маршруту работало 9 вагонов — притом что до аварии на Логовом шоссе их число доходило до 17. Представитель КЭТК в комментариях подчёркивает, что большее количество вагонов выпустить на маршрут № 10 нет технической возможности. На десятках вагонов ведут ремонт колёсных пар, требуется замена осей и несущих балок — на это компании ещё предстоит найти средства.
К слову, городские власти ставят перед собой цель полностью заменить электротранспорт к 2027 году. На одни только вагоны трамвая понадобится более 4 миллиардов рублей (по подсчётам 2023 года), а на замену сетей, подстанций и прочей инфраструктуры — в разы больше.
Проблема № 3: автобусы не ходят по вечерам
Кемеровчане пишут в соцсетях, что после семи вечера количество транспорта сокращается чересчур резко.
— Граждане, это ж форменное безобразие с транспортом. Я опять в 19:30 пытаюсь уехать, теперь с конечной, из Шалготарьяна. 35-й автобус мимо, 86-й мимо. В диспетчерской УЕЗТУ говорят, что всё, они отработали и поехали в гараж. После 19 часов вообще транспорт не нужен людям, или что вообще происходит? — недоумевает сердитый горожанин.
Похожие истории описывают работающие далеко от магистральных маршрутов — на Южном, например.
— Простояла под дождем час. Автобус № 17 просто прекращает свои рейсы в город с пяти часов. В УЕЗТУ ответили, что все автобусы в гараже и больше не поедут. Как это понимать? То есть мы с работы больше домой не попадём — те, кто живут в частном секторе Южного? Трамвай туда не ходит. У нас только № 17 ходит.
И даже на проспекте Ленина люди вечером порой стоят подолгу.
— С вечерним транспортом полный ужас. В воскресенье сложно уехать со «Швейной фабрики» в Ленинский район. 17-го на линии не было, 81-го на линии не было, 27/49 на линии не было, — делится горожанин.
Многие призывают власти продлить время работы ключевых маршрутов — например, не раз предлагали продлить время работы троллейбуса № 12.
Проблема № 4: в жару не работают кондиционеры
Жалобы на жару уступают предыдущим темам в пересчёте на две недели, но в дни жары они были на первом месте — и по количеству, и по накалу эмоций.
— Что за адская душегубка во всём транспорте! Еду на 3-м троллейбусе. Толкучка неимоверная, жарища, все просто мокрые. Кондиционеры не работают! Новая техника — и такой позор происходит. А потом удивляемся, чего это люди на общественный транспорт не хотят пересаживаться.
— Форточки и люк дуют душным воздухом когда автобус едет. Но когда он стоит в пробке и нагревается снаружи и изнутри — это УЖАСНО! Мне родственники из Москвы и Костромы рассказывают, что у них эти синенькие автобусы все с ВКЛЮЧЕННЫМИ кондиционерами сейчас. В любой зайдёшь и с комфортом едешь. А у нас?! Мы что, не люди? Пожилым тяжело. Бабулечка сегодня ехала — аж крестилась, видно, что плохо ей, но молча и с терпением. Пот платочками вытирают. Стареньким тяжело. Деткам плохо. Остальные терпят…
Горожане в комментариях предполагают, что кондиционеры либо сломаны, либо их и вовсе не включили в комплектацию при закупке техники. Кто-то приводит разговор с водителем троллейбуса: кондиционеры, мол, пустые, заправлять нечем. Представитель пресс-службы КЭТК дал развёрнутые комментарии: некоторые кондиционеры действительно были сломаны, в других случаях, по его словам, достаточно было попросить водителя.
— На отдельных троллейбусах на прошлой неделе действительно возникали ситуации, когда водителю не удавалось включить кондиционер. В субботу, 15 июня, в троллейбусное депо прибыли представители завода-поставщика климатического оборудования. Проблемы удалось устранить. Климатическое оборудование троллейбусов находится на гарантии, представители завода сейчас выполняют профилактическое обслуживание климатических установок на других «Адмиралах», — написал представитель КЭТК.
По поводу прочих случаев в электротранспортной компании объяснили, что перед водителями троллейбусов не ставят задачу ездить с постоянно включёнными кондиционерами. В обычных условиях хватает естественного проветривания.
— Если пассажиры просят водителя включить кондиционер, то он включает, — заверил представитель КЭТК.
Горожане в ответ говорят, что естественного проветривания не хватает совсем. И рассказывают, как людям становилось плохо, они падали в обморок. Один кемеровчанин описывает историю с автобусом, водитель которого несколько раз останавливался на маршруте, чтобы люди вышли и подышали воздухом снаружи.
Возможно, это был один из тех автобусов, где форточек нет вовсе — такие ещё остались. Представитель администрации города, отвечая на комментарий, подчеркнул, что проводятся работы по замене глухих боковых салонных стекол автобуса на стеклопакеты с форточками. Кроме того, в текущем году «Кемеровская транспортная компания» приобрела 10 автобусов с системой климат-контроля.
Проблема № 5: полосу для автобусов занимают автомобили
После частичного перекрытия Кузбасского моста в кемеровском Центре организации дорожного движения изрядно поломали голову над тем, как обеспечить преимущество общественному транспорту. Решением стала выделенная полоса на подходах к мосту: пока автомобилисты стоят в пробке, тот, кто оставил машину дома, быстро проезжает до моста, и лишь там вливается в медленно текущий поток. По крайней мере, такова была идея. В реальности — как повезёт: в основном автобусы пользуются преимуществом, но порой утыкаются в вереницу лихачей, которые плевали на правила и пытаются объехать хвост пробки по выделенке.
— Почему бездействует ГАИ? Обещали же постоянное дежурство экипажей. Вот пусть они и нахлобучат этих самых умных, которым сильнее других надо, — негодует кемеровчанин.
О проблеме горожане пишут не только в соцсетях у главы города. Отдельный жанр — сообщения в городском навигаторе, предназначенные для отметок об особенностях дороги. Люди используют их как своеобразный чат, и в нём характеристики тех, кто объезжает пробку по автобусной полосе, максимально нелицеприятны. Главный же вопрос, который интересует кемеровчан — почему всё-таки наглецов никто не штрафует?
Ситуация поменялась на днях: врио начальника областного управления Госавтоинспекции Олег Глухарёв подтвердил, что камера над выделенкой уже работает и фиксирует четыре нарушения — выезд на полосу для общественного транспорта, превышение скорости, использование телефона и непристёгнутый ремень. Так что все нарушители уже пополняют штрафами городской бюджет. Глядишь, так и на новый мост насобирают.
Угроза штрафа за превышение скорости на мосту кажется насмешкой — ведь все и так ползут. Однако она вполне реальна, потому что ограничение снижено до 30 км/ч, а вечером и ночью, когда пробка рассасывается, об этом легко забыть. При этом ослаблять контроль скорости в Госавтоинспекции не планируют, наоборот, тем более на федеральном уровне стартовала всероссийская социальная кампания «ПРОдвижение БЕЗопасности», посвящённая именно скоростному режиму.
Проблема № 6: большегрузы идут по мосту в час пик
В связи с ремонтом Кузбасского моста городские власти официально рекомендовали транзитным фурам вообще не заезжать в Кемерово, выбирая путь через Томск. Прямой же запрет на пересечение моста грузовиками действует с 06:00 до 10:00 и с 16:00 до 21:00 ежедневно. Горожане, однако, видят большегрузы на мосту прямо в час пик и совсем этому не рады.
— Вот сейчас снова авария на Кузбасском мосту с участием фуры! Кто контролирует и ограничивает их движение?! Ставьте регулировщиков на подъездах к мосту, — пишет, например, один из комментаторов.
Справедливости ради отметим, что это всё-таки единичные случаи: большинство водителей грузовиков дисциплинированно выбирают Кузнецкий мост. В результате закон соблюдён, но теперь расстроены горожане, живущие там — периодически «встаёт» и второй мост.
— На Логовом шоссе в сторону моста порядка 20 фур едут, весь левый ряд, создают пробку. Мэр и администрация, проблему решать будете? — интересуется кемеровчанин.
Но пока транспортный обход города не достроен, проблему решить не в силах никто — ведь где-то грузовики ехать всё же должны, летать или плавать они не умеют. Радует, что до открытия объездной осталось меньше полугода — если, конечно, строителям удастся уложиться в амбициозные сроки.
Проблема № 7: нехватка разметки и неработающие светофоры
Сообщений на эту тему не так много, но они подсвечивают важный вопрос: когда выключается светофор и автомобили блокируют поперечное направление на перекрёстках, вся тонкая настройка потоков идёт прахом. Страдают в основном автомобилисты, но в том же потоке стоят и автобусы.
— В районе ремонтируемого Кузбасского моста, при съезде на проспект Притомский, больше двух недель не работает светофор. Это затрудняет движение, приводит к аварийной ситуации, — подчёркивает один из комментаторов.
— Организуйте на перекрёстке Терешкова-Октябрьский «вафельную» разметку. В часы пик весь перекрёсток заполнен потоком машин. Это сильно снижает пропускную способность Октябрьского проспекта и является небезопасным для пешеходов и других автомобилей, — пишет другой.
С официального аккаунта администрации первому горожанину пришли разъяснения: светофор отключен не намеренно.
— Здравствуйте. Поврежден кабель. Восстановить работу светофора планируется до 1 июля.
По поводу разметки ответа не было, но камеры на том перекрёстке и так фиксируют заезд за стоп-линию. Впрочем, коллапс там порой такой, что спасает только регулировщик — благо экипаж всегда находятся неподалёку.
Кроме поломок, горожане жалуются на настройку светофора на перекрёстке у ДК шахтёров: большую часть времени зелёный горит движущимся с моста, а выезд из Кировского стоит. Однако тут, кажется, ничего не поделаешь — придётся всем терпеть.
Проблема № 8: ямочный ремонт не ко времени
Жалоб на ямочный ремонт на Кузнецком мосту меньше всего. Может быть потому, что он только стартовал. Некоторые кемеровчане считают, что не следовало начинать ремонт ещё и на втором мосту, пока не заработал транспортный обход для большегрузов. Сейчас же на Кузнецком и фуры, и ремонт. Кроме того, горожане жалуются на неподходящее время суток и общую неспешность дорожников.
— Что за организация ремонта дорог: нафрезеровали ям и потом неделю они стоят? — пишет, например, один кемеровчанин.
Впрочем, если выбоины не ремонтировать, они сами по себе тоже замедляют движение.
— Только что влетел в огромную яму на трамвайных путях на перекрестке Ленина —Кузнецкий. Слава богу, колесо не вырвало, но авто сзади пришлось экстренно тормозить в этом оживлённом месте. Пожалуйста, отправьте кого-нибудь на ремонт. Поток сильно замедляется в обе стороны на этом перекрёстке, — указывает другой кемеровчанин.
Кемеровчане были недовольны общественным транспортом и раньше. Наверное, сложно будет найти на карте город, где боготворят автобусы: это традиционно дотационная сфера по всему миру. Однако после начала ремонта моста прежние проблемы обострились, начал проявляться накопленный износ — где тонко, там и рвётся. В соцсетях горожане не скупятся на резкие формулировки: «в городе апокалипсис», «несёмся в пропасть какую-то», «может, пора вернуть маршрутки?», «это уже невыносимо».
В областной столице много новых автобусов, в бюджете достаточно средств, а нехватка водителей вроде бы ещё не критична. Чего же не хватает, чтобы всё заработало как надо? Мы собрали список проблемных вопросов, но не знаем ответов. Возможно, их должен дать кто-то другой.
Фото: A42.RU