15 июля в 16:54 Культура

От Telegram-чата до открытия стендап-клуба: комик — о развитии комедии в Кемерове

В Кемерове есть и кино, и театр, и рестораны, а стендап-клуба — места, где по вечерам можно расслабиться и просто посмеяться, — до сих пор не было. Поэтому мы поговорили с человеком, который такое место недавно открыл — Владимиром Сусловым. Он рассказал, как юмористическое комьюнити наконец нашло своё пристанище, почему в нашем городе стеснительная публика и кто из местных комиков уже успел засветиться в больших проектах.

— Как пришла идея открыть стендап-клуб и сколько времени это заняло?

— Нашёл хорошее помещение — и сразу появилось желание открыть в нём стендап-клуб, потому что я уже на протяжении примерно полутора лет занимаюсь стендапом именно в Кемерове. До этого тоже всю жизнь занимался юмористической сферой, играл в КВН. Случайно увидел такое место, которое раньше использовалось как актовый зал, и понял, что здесь антураж, который подошёл бы стендапу. То есть хорошая акустика и дерево, которое тут есть — всё это можно использовать в концертной составляющей.

Так как у нас в Кемерове имеется пусть и небольшое, но стендап-комьюнити, было принято решение открыть стендап-клуб, где мы будем чувствовать себя как дома. Чтобы, грубо говоря, не шататься по разным барам, где нас принимают или не принимают. Прикольно иметь своё место, в котором всегда есть возможность писать, собираться, делать какие-то шоу, проекты, и, соответственно, показывать людям, что в Кемерове тоже есть крутая комедия.

— Ориентировались ли вы на опыт стендап-клубов из других городов? Может, обращались к их организаторам за советом?

— Обращались. Но не: «Привет! Как сделать лучше?», а я сам участвовал в различных стендап-фестивалях. Например, в январе был в Казани, сильно вдохновился тем, что у них происходит, как работает заведение, как они принимают комиков из других городов. Когда был на фестивале в Москве, видел очень много подобных мест, там их большое количество, смотрел на опыт их организации. В Томске тоже есть стендап-клуб, изучал, как там строится работа. Соответственно, вдохновляясь их опытом, проделал что-то подобное и здесь.

— Но многие небольшие клубы закрываются по тем или иным причинам. Не боитесь, что вас ждёт такая же участь?

— В Кемерове, если не ошибаюсь, был стендап-бар, но он тоже закрылся. Я просто думаю, что странно не пробовать, когда есть возможности, идеи, мысли и умения. Лучше попробовать, сделать и понять, что вообще никак не идёт, и закрыться, чем смотреть и думать: «Крутое помещение, здесь было бы так здорово, но делать я ничего не буду».

Всё равно надо пробовать, а потом уже делать какие-то выводы. Если не работает вот так — значит, можно сделать чуть-чуть по-другому. И на протяжении работы смотреть, что людям, например, стендап не очень нравится, но какие-то определённые шоу заходят больше. Значит, надо делать поменьше акцент на стендапе и сконцентрироваться на шоу. Но само значение стендап-клуба от этого не уменьшится — в любом случае, это он и есть, как ни крути.

— Вы сказали, что в Кемерове был стендап-бар. Как вообще раньше обстояли дела с комедией в городе? Где собиралось всё юмористическое сообщество?

— В юморе я намного дольше, но именно стендапом занимаюсь не так давно — в январе будет два года. Момент, когда существовал стендап-бар, не застал. Раньше стендап-комьюнити у нас просто существовало в Telegram-чате. В городе есть различные бары, где нас готовы принимать: в этом баре повыступали, в другом, в кальянной. Всегда были ребята, которые занимались открытым микрофоном, а сейчас у нас просто есть общая точка дислокации, где можно постоянно развиваться.

Теперь мы сами выбираем, когда и какие мероприятия проводить. Допустим, хотим сделать это в среду — делаем в среду, независимо от всего. Больше нет такого, что мы приходим в бар и слышим: «Нам в среду невыгодно». Теперь мы сами можем проводить мероприятия всегда, хоть каждые выходные.

— В апреле в Кемерово со стендапом приезжал Андрей Бебуришвили, и он отметил, что публика у нас стесняется и не готова к каким-то провокационным моментам. Так ли это? Как люди реагируют на колкие темы на открытых микрофонах?

— Я давно нахожусь в ивент-сфере именно в Кемерове. В отличие от других городов, у нас менталитет людей всё-таки не нацелен на расслабляющую атмосферу. Но со временем всё придёт: люди больше раскрепостятся, поймут, что это круто, и начнут лояльнее относиться. Например, в Новокузнецке люди больше такие: «Вайб крутой — погнали», а в Кемерове: «Вайб? Это что?» — пока мы в таком положении находимся. Но с моментами, когда зритель прям не очень отреагировал, мы не сталкивались. В любом случае, если человек идёт на стендап, тем более, если он купил билет на Бебуришвили, странно, что он думал: «Наверное, сейчас фокусы будут нам показывать».

— Тогда что интересует публику больше всего?

— Лучше всего заходит нестандартная точка зрения комика, когда он подаёт материал так, как видит его сам. Причём это может быть даже не совсем правда. Но он о чём-то рассказывает под необычным углом по отношению, например, к комедии положений, и не важно, какая это будет тема: может быть и бытовуха про семью или друзей, коллег по работе. Но если к этому применить нестандартную юмористическую точку зрения, то это всегда будет заходить зрителю, потому что он это обязательно заметит. Это отдельный приём в стендапе.

— А есть ли разница между той комедией, которую люди привыкли видеть в крупных проектах, например, Stand-Up Club #1, и между той, что показывают в локальных стендап-клубах?

— То, что мы делаем, похоже на них. Можно сказать, даже то же самое. Может быть, уровень пониже, потому что всё-таки мы начинающие комики. И многие могут подумать, что нет никакой разницы: комедия одинакова что здесь, что там. Но лучшие отсюда попадают туда.

Ещё я, например, понимаю, что в стендапе есть мат. Даже когда людей просишь: «Поаплодируйте те, кто против мата» — никто не аплодирует, потому что все понимают, куда они пришли. Мы стараемся писать и выступать без мата, потому что у нас есть цель и мотивация попасть в проекты, может быть, на ТВ. Поэтому уже сейчас стараемся делать круче сразу без него, чтобы потом было проще. То, что люди видят на телевидении, тот же Comedy Club, более доступно для зрителя: там используется то, что очень легко выстёгивает аудиторию. А у нас есть моменты, где мы копаем чуть больше в своих историях.

— Может быть, кто-то из местных комиков уже участвовал в больших проектах?

— Есть один — Ерёма Акмолдаев, в этом году он прошёл на Open Mic. Раньше этот проект был на ТНТ, там он тоже выступал, а сейчас его перенесли в ВК. Ерёма попал на фестиваль, потом прошёл в первый тур, сейчас во второй — и вот на днях даже летал на шоу «Комьюнити», которое делают Дедищев, Амарян и Чабдаров. Его пригласили после того, как увидели на Open Mic. Поэтому какие-то хорошие результаты у нас уже есть.

— Помимо открытого микрофона, в каких форматах сейчас проходят выступления? Планируете ли в дальнейшем пробовать новые жанры, может, какие-то шоу?

— Да, мы проводили уже много шоу, даже делали своё. После запуска клуба была неделя открытых микрофонов. Конечно, есть более классические стендап-шоу, которые используют все — разгоны, сет-лист. Но есть и свои: например, «Скуф-шоу». Мы его сами придумали, прописали, попробовали сделать, и люди очень хорошо оценили.

— В чём суть этого шоу?

— Это наши ребята, которые занимаются комедией вместе с нами, но чуть взрослее других комиков, и по нынешним меркам могут считаться скуфами. Они с этим согласны, поэтому и сделали такой формат, где разгоняем какие-то свои штуки и делимся этим со зрителем.

Конечно, над другими форматами ещё думаем. Мы только начали, ещё даже месяца не отработали. Как появится аудитория, будем делать в два раза больше мероприятий, чем у нас сейчас. Хотим дойти до того, что у нас будет их по 10 штук в неделю: это и открытые микрофоны, и шоу, и игры с комиками прямо здесь, на сцене.

— Что делать тем, кто следит за юмором и хочет попробовать свои силы? Можно ли записаться к вам в качестве участника?

— Мы хотели бы видеть новые лица, которые пришли бы со своей точкой зрения, мыслями. Они могут вообще не уметь писать и сказать: «Мы ничего ни разу не писали» — у нас тут все так начинают. Поможем, подскажем, направим и будем вместе работать. У нас сейчас как в вузе студклуб: мы так же здесь собираемся, делаем то, что нравится, что-то пишем. Кому-то может не нравится стендап, но нравится импровизация, её тоже можно делать. Поэтому ждём абсолютно всех, кто хочет делать что-то в юморе.

Фото: Александр Денисов / A42.RU

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
билайн бизнес представил решения для улучшения мобильного покрытия на Третьем российском угольном саммите
Яндекс.Метрика