15 августа в 12:00 Испытано на себе

Чтобы узнать город, нужно закрыть глаза: как я сходила на экскурсию от незрячего гида

Утром я восхищалась красотой солнечных лучей и бездонного голубого неба, а через пару часов потеряла зрение. Мне пришлось учиться жить заново: узнавать предметы на ощупь, переходить дорогу вслепую, знакомиться с азбукой по Брайлю. Когда экскурсия от незрячего гида закончилась, я сняла маску с глаз, и зрение вернулось. Но прежнее мировоззрение — нет.

В темноте я посмотрела на жизнь другими глазами: заметила, что в городе плохо развита инфраструктура для незрячих, без зрения тебя не берут на работу, а про цвета узнаёшь только из чужих рассказов. И ощутила, что значит лишиться возможности видеть в мире, где без глаз никак.

Кузбасс другими глазами

На часах 15:00, проверяю адрес — Мичурина 130, здание библиотеки — всё верно. Скоро я пойду на экскурсию от незрячего гида проекта «Кузбасс другими глазами». Немного волнуюсь, но интерес берёт верх. Захожу внутрь. Меня встречает слепой путешественник — Владимир Васкевич.

Владимир приехал из Екатеринбурга, ему 30 лет, но в возрасте чуть меньше года у него обнаружили рак сетчатки — зрение сохранить не удалось. Сейчас он ведёт свой блог про путешествия, занимается бизнесом, проводит мотивационные тренинги, пишет книги. Он посетил уже 75 регионов России и 30 стран мира, а этим летом приехал в Кузбасс. С помощью чёрной повязки он отключает один из самых используемых органов чувств — глаза — и помогает увидеть город с другой, неизвестной стороны.

Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» пригласил Владимира Васкевича в Кемеровскую область, чтобы в рамках проекта «Особый взгляд» провести обучение для незрячих гидов и запустить экскурсии в темноте. Город под маской мне покажет Изабелла Бевз. Стать экскурсоводом она решила спонтанно. Как-то подруга рассказала девушке про «Видимые возможности» — проект, где незрячим и слабовидящим людям помогают найти работу. Там она и узнала про «Кузбасс другими глазами».

— Для меня экскурсии — больше просветительская деятельность, — делится Изабелла. — Хочется показать людям, что мы такие же, как они. Мы тоже гуляем, ходим в кафе, живём интересной насыщенной жизнью.

Гиду верю, но иду проверять на себе. Владимир протягивает чёрную маску, я считаю про себя: 3, 2, 1… И больше ничего не вижу.

Мир на ощупь

— Анна, сколько пальцев вы видите? — спросил Владимир Васкевич.

Возможно, это была проверка моей женской интуиции. Вариант «три пальца оказался неверным — интуиция подвела. Но молодой человек убедился, что я не подглядываю. В темноте предстояло дойти до стола, но пока что с чужой помощью.

Теперь знакомство с гидом. Меня сразу зацепил приятный, мелодичный голос Изабеллы и грамотная, спокойная речь. Она учится на психолога, любит общаться с людьми и мечтает проводить семейные и детские консультации. Изабелла предложила начать с простого — на ощупь угадать, что находится в маленьких сетчатых мешочках. Владимир сказал, что это практика применяется для обучения незрячих детей. Уверенности не прибавилась, но интерес проснулся.

В руках держу первый экземпляр. Чувствую шарообразную форму и шероховатую фактуру. Показалось, что это бусинки. Угадать смогла только с подсказкой, правильный ответ — колотый горох. Следующий предмет тоже шарообразный, но это уже гречка, хотя больше было похоже на пшено. Финальный мешочек оказался странным: он необычно шуршал и был подозрительно лёгким. По ощущениям, это маленькие засушенные тараканы или накладные ногти, а по факту — семечки. Ладошки стали подозрительно влажными, а мы двинулись дальше.

Следующая задача — определить продукт по запаху. Нюх подвёл, но корицу и кофе угадала сразу. Теперь трогаем резиновую фигурку кузнечика. Изабелла и Владимир рассказали, что долго не могли догадаться, кто это, потому что кузнечиков никогда не видели. Для таких случаев существуют специальные приложения для смартфона, которые описывают фотографию или картинку: указывают на цвет, форму, окружение, фактуру, обстановку. Мне стало интересно, как незрячие люди понимают цвета.

— Так как зрение я потеряла не так давно, до сих пор помню, какой цвет что значит, — говорит Изабелла Бевз. — Что значит синий, красный и так далее. Для тех, кто потерял зрение с рождения, это просто слово. Им стараются объяснить, что с чем сочетается. Говорят: «Запомни — и чёрное с чёрным носи, а розовый с оранжевым не носи». Только так, к сожалению.

Для зрячего человека существует понятие цвет, свет, темнота. Для незрячего — это просто слова. А слова можно прочитать и на ощупь. Сейчас я узнаю, как это делать. В руках у меня книга с выпуклыми буквами, Изабелла уже показывает процесс письма. Я тщательно вслушиваюсь в треск деформирующейся бумаги, удивляюсь магическому рождению букв. Потрогала пупырчатую плёнку брайлевского текста — эффект расслабляющий. Изабелла сказала, что такое письмо в школе изучают целый год.

На этом вводная часть экскурсии подошла к концу, следующая остановка — Парк Ангелов.

Шаг в неизвестность

Идти в неизвестность страшно. Я высоко поднимала ноги в надежде, что это поможет не спотыкаться. Но ориентация в пространстве меня покинула, и всё, что оставалось делать — просто доверять Изабелле. С гидом мы сразу нашли общий язык, разговаривали обо всём на свете. В том числе и про особенность девушки.

— У меня с рождения было плохое зрение, — объясняет Изабелла. — На правый глаз я видела 10%, на левый — 3%. Если говорить проще, то, сидя за первой партой, я могла видеть доску, читать и писать, но только в очках. Потом у меня случилась травма, атрофия зрительного нерва на левом глазу и отслойка сетчатки на правом. Мне сделали две операции, но сетчатка была без питания слишком долго, поэтому в 2015 году я потеряла зрение окончательно.

Раньше справляться с бытовыми вопросами и передвигаться по городу девушке помогали родители. Теперь это делают одногруппники. Изабелла говорит, что рядом с выходом из её общежития лежит разбитый асфальт, из-за чего она несколько раз подвернула ногу и проходит лечение.

Проблему неровного покрытия я ощутила на себе. Асфальт с ямами, высокие бордюры, острые ливнёвки вместе с автомобилями, припаркованными в неправильных местах, создавали путь, полный препятствий. Изабелла старалась уберегать меня от неприятностей, но не всегда получалось предотвратить столкновение. 

Передвигаться по городу в одиночку незрячему человеку сложно, особенно без необходимой инфраструктуры. Изабелла рассказала, что в крупных городах по типу Санкт-Петербурга или Москвы есть «Говорящий город» — система радиоинформирования и звукового ориентирования. Она помогает незрячим и слабовидящим комфортно жить. Специальное оборудование устанавливается на общественном транспорте и остановках, снаружи и внутри зданий. Сюда относятся и «говорящие» светофоры.

В Кемерове такой установлен напротив областной больницы. Когда загорается зелёный свет, звучит голосовое сообщение: «Переход проспекта Октябрьский разрешён». Когда загорается красный: «Заканчивайте переход». Существуют светофоры со звуковые сопровождением в виде «писка», но к системе «Говорящий город» они не относятся. Остальные объекты инфраструктуры находятся в КемГУ, в троллейбусе №51 и трамвае №29 в Новокузнецке. Других объектов «Говорящего города» в Кузбассе нет.

Незрячие люди сталкиваются со сложностями и во время устройства на работу: 

— Я прошла довольно много собеседований, — делится девушка. — Но самое обидное, что работодателям неинтересно, умею я что-то делать или нет. Они просто видят, что я незрячий человек, и говорят: «Мы вам перезвоним». Меня не берут на стажировку, не дают никакие тестовые задания, а просто отказывают, но не говорят об этом вслух.

Экскурсии в темноте — возможность для Изабеллы получить опыт работы с людьми. За разговором мы дошли до Парка Ангелов. Так как я раньше тут гуляла и знаю, как всё устроено, у меня в голове складывался зрительный образ, который дополнялся звуковым и тактильным описанием. Но путешествие в темноте уже близится к логическому завершению, и мы идём за вкусовыми эмоциями в ресторан поблизости. 

Темнота на вкус

Впереди пешеходный переход с трамвайными путями. Настроились, идём аккуратно, осталось чуть-чуть, машины уже поехали, слышатся автомобильные двигатели и тепло от асфальта. В конце нас ждал высокий бордюр и ощущение, что машины слишком близко. Испытание преодолели, но было не по себе.

Зайти в ресторан оказалось тоже непросто — много дверей и ступенек. Всех, покоривших эту высоту, ждёт вознаграждение в виде кондиционера и вкусной еды. Поднимаю колени выше и следую за Изабеллой.

Первое, на что обращаешь внимание — аромат морепродуктов и специй. Одновременно с этим появляется странное чувство: становится тесно и кажется, что вокруг много людей (хотя голосов нет). Начинаем идти. Диваны и столы бесконечным лабиринтом переплетаются в паутину, из которой, кажется, невозможно выбраться. В итоге делаем заказ и с головой погружаемся в беседу. Обсуждаем напитки, Кузбасс, пение, путешествия.

Официант прервал наш диалог, блюда уже на столе. Изабелла помогла найти напиток. Признаться честно, пробовать что-либо в темноте страшно, ты буквально не можешь контролировать ситуацию и не понимаешь, что перед тобой. Но в моём случае волнение перед неизвестностью перекрывалось спокойствием рядом с гидами. Волнообразный стакан с напитком понравился. Следующая на очереди — маленькая, шарообразная тарелочка. По форме как колотый горох, который я трогала около часа назад, но увеличенный в несколько десятков раз. С едой в темноте я справилась, но для этого нужно было приноровиться.

— Анна, думаю, можете открывать глаза… — с улыбкой в голосе сказал Владимир.

Я вновь посчитала про себя до 3 и аккуратно стянула маску.

Шалость удалась

В глаза ударила волна яркого света. Медленно подняла веки и снова увидела мир в цвете. В ресторане мы посидели ещё некоторое время, обсуждали новосибирский Академгородок, леса, парашюты и животных. Но, к сожалению, пришло время прощаться.

— Анна, спасибо, что осмелились поучаствовать в нашей экскурсии. Вы настоящий герой, продержались от начала до конца. Как говорится, шалость удалась! — радостно проговорил Владимир.

После экскурсии я пришла к осознанию, что у нас в городе не созданы условия для комфортной жизни незрячих людей. Высокие бордюры, неровные дороги, сугробы зимой — всё это пустяки для тех, кто видит, и большая проблема для тех, кто нет.

В обществе по-прежнему встречается заблуждение, что если человек не видит, значит он какой-то не такой. На самом деле — это люди с огромной волей к жизни, тягой к знаниям и мотивацией работать над собой. Изабелла всегда мечтала танцевать, но хореографы не берут её на занятия, хотя она схватывает информацию на лету и легко ориентируется в пространстве. То же самое и с работой.

Экскурсия открыла мне глаза на многие вещи и на свою жизнь в том числе. Не знаю, какой должен быть эффект от экскурсии, но, если такой, то, как сказал Владимир Васкевич, шалость удалась.

Фото: Александр Денисов / A42.RU

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
билайн бизнес представил решения для улучшения мобильного покрытия на Третьем российском угольном саммите
Яндекс.Метрика