16 августа в 13:21 Культура

Я неделю смотрел на YouTube то же, что мой 10-летний сын. Поющие унитазы — это ещё цветочки

Моему сыну десять лет, и у нас один аккаунт на YouTube. Точнее, это мой аккаунт, который он постепенно захватил. Теперь предложка пестрит Мамой Длинные Ноги, комиксами с котом Шлёпой, стримами Майнкрафта и тому подобной ерундой. Никогда глубоко не вдавался, что он там смотрит, расчленёнки нет — и ладно. Когда на фоне замедления YouTube возобновилась дискуссия о его пользе («там свалка инфомусора» — «нет, там уникальные лекции по математике»), я решил погрузиться в тему.

Я целую неделю подмечал, что смотрит сын, и открывал то же самое на своём смартфоне (благо история просмотров общая). Через пару дней стал подумывать о вызове санитаров, а к концу эксперимента мне даже понравилось. Но повторять не хочу.

Рассказываю, как изменились ужастики со времён гробика на колёсиках, в чём схожи Влад А4 и Сергей Супонев и откуда появилась ностальгия по детскому телевидению 1990-х.

Важная ремарка: я никогда не устанавливал детям YouTube Kids. По-моему, прямые ограничения — не лучший способ усвоить правила информационной безопасности. Всё равно что учиться плавать в домашней ванной.

Влад А4 и его друзья. Новое детское телевидение

Никакой системы в том, что я увидел в истории просмотров, не было — просто ворох самых разнообразных роликов, длинных и коротких, анимированных и с актёрами, комичных и пугающих, развлекательных, познавательных и неизвестного назначения.

Самыми заметными в этом ворохе были выпуски топ-блогеров — Влада А4, Аришнева, Познавателя с желейным медведем Валерой, Ромы Компота и других. Если вы не знаете, кто это, то ваша жизнь протекает счастливо и беспроблемно.

Выпуски длятся от 15 минут до часа. Самые длинные представляют собой что-то вроде совместной игры — в компьютерную игру или буквально в детскую игру по сценарию. Например, в ролике под названием «Гигантская картонная лодка челлендж» участники, обряженные в пиратов, играют в путешествие на картонном корабле, выстроенном на плоту на реальном водоёме. Слово «челлендж», то есть «вызов», в названиях вообще встречается с завидной регулярностью. Обычно вызов заключается в том, что участники должны достигнуть некой цели или выполнить задачу, но зачастую она символическая и большого значения не имеет — важен процесс. Сквозного сюжета или постоянных персонажей у «челленджей», да и вообще у роликов нет, они каждый раз разные — от побега из картонной тюрьмы до выпекания гигантской пиццы.

Внятного сценария тоже не просматривается. Возможно, актёры ориентируются на приблизительный и полагаются на импровизацию. Выглядит так, что просто дурачатся на камеру: актёрской игры по большому счёту тоже нет, мужчины, которым под тридцать лет, буквально играют в пиратов, как дети во дворе.

Не знаю, совпадение это или заимствование, но из лучших образцов торчат уши детского развлекательного телевидения девяностых. По крайней мере, у меня при просмотре всплывали флешбэки с Сергеем Супоневым в шортах и пробковой шляпе. Деление на команды, соревновательные элементы, интерактивы, награды, общение со зрителем — всё это здесь есть.

Целая серия выпусков топовых блогеров посвящена погружениям в профессию, когда они по одному или с друзьями на день становятся то врачами, то полицейскими, то поварами, то учениками школы кунг-фу. Порой в кадре даже присутствует реальный повар или врач — тогда совпадение с телевизионной передачей становится очевидным. Взрослым взглядом можно вычислить и познавательный, и даже назидательный компонент: игра так или иначе приходит к тому, что дружба, верность и знания — это хорошо, ложь, насилие и предательство — плохо. Насколько сознательно эти компоненты вставлены — вопрос в целом второстепенный. По итогу это в любом случае было лучшее, что я увидел за неделю.

Более короткие ролики пользой похвастаться не могут — это челленджи с едой («выпить два литра чайной ложкой», «самый большой укус»), эксперименты («сколько сока в ста мандаринах»), короткие комедии положений («желейный медведь застрял на пляже»). Ребёнок при просмотре либо удивляется, либо смеётся, либо удивляется и смеётся. Взрослый чаще недоумевает.

Фиксай и Компот. Новая мультипликация

Огромное количество роликов представляют собой сценки, разыгранные с помощью персонажей и декораций многопользовательских онлайн-игр — Minecraft и Roblox. Игры изначально создавались как «песочницы», то есть сюжета и цели в них нет, но всё же игровые механики подразумевают, что игрок будет ставить их сам. Строить здания, бороться с врагами, выживать или создавать, а главное — взаимодействовать с другими игроками ради их достижения. Однако блогеры используют игры примерно так, как мультипликаторы — нарисованных персонажей: пишут сценарий и отыгрывают его модельками в игре. Сценарий может быть связан с миром игры («такой динамит вы ещё не видели»), а может быть не связан никак («жизнь Компота от ребёнка до старика»).

Так как актёрская игра как инструмент исключается, накал эмоций передают голосом: персонаж вдруг начинает истошно орать или чрезвычайно быстро тараторить. Вообще орать, тараторить и поминутно смеяться — это популярнейшая манера снимать подобные ролики. Можно сказать, признак жанра. Придурочный гогот одного из авторов до сих пор периодически звучит у меня в голове, даже когда я не смотрю никакой ролик.

Сюжеты примитивные в том смысле, что построены вокруг строго одного события. Зомби украли изумруды, персонаж упал в глубокую яму, в игру прилетел самолёт из реальной жизни и так далее. Если событий вдруг два, ролик будет разбит на две части. Отчасти это потому, что дети не могут фиксировать внимание слишком долго, отчасти потому, что у короткого ролика при прочих равных условиях шансы на просмотр выше. А авторы этих роликов, может, плохие дикторы и сценаристы, зато отлично разбираются в рекомендательных механизмах YouTube.

Скибиди и прочая Зоономалия. Веб-сериалы

Гора видеомемов, анимационных зарисовок, отрывков мультиков, озвучек, опросов, танцев и прочего длиной до минуты никакой систематизации не поддаётся — это безбрежный океан контента.

Когда мемные ролики из Shorts обретают популярность, авторы делают новые и новые на ту же тему и с той же стилистикой, подбирая ключик к популярности. Как устроен этот ключик, совершенно непонятно. Популярной может стать и милая песенка, какая-нибудь наследница легендарного «Акулёнка», и тотальный сюр вроде скибиди-туалетов. Унитазы с головами, прилипчиво напевающие «доп доп ес ес», с прошлого года выносят родительские мозги по всей планете, но я до сих пор не знаю, как описать этот жанр. Больше всего похоже на веб-сериал с эпизодами по минуте, мир которого постепенно оброс деталями, подобием сквозного сюжета и сайд-проектами, если можно так выразиться. По крайней мере роликов про камерамэна — молчаливого антропоморфного злодея с головой в виде телевизионной камеры — в истории просмотров десятки.

На «веб-сериалы» похожи краткие обзоры игр и фильмов — что-то вроде летсплеев или рецензий, когда автор ролика разбирает отдельную игровую механику, эпизод или персонажа. По одной игре у одного автора может быть десяток таких роликов, у популярных игр их тысячи от разных авторов. Притом летсплеи могут перерастать в фанфики и кроссоверы, когда персонажи начинают жить своей жизнью, пересекаться, соревноваться. Если вы в детстве спорили с друзьями, кто бы победил — черепашки-ниндзя или чудотворные рыцари, то теперь на ту же тему можно ещё и ролик посмотреть. Темы крутятся строго вокруг тех игр и фильмов, которые в данную минуту на пике популярности. Если сегодня это «Головоломка 2», то через неделю будет серия игр Zoonomaly и так далее.

Где-то здесь же хостинг через рекомендации подсовывает русские переводы иностранных разборов актуальных мультиков от Disney, сериалов и детских фильмов. Ролики представляют собой начитанные монотонным голосом гипотезы о судьбе и биографии персонажей (откровенно дурацкие), а также копание в киноляпах. Выпуски могут длиться исключительно долго — до получаса! Чем это привлекает неусидчивого десятилетнего ребёнка, неясно. По-моему, увлекательности там ненамного больше, чем в таблице умножения.

Откровенно пугают хорроры — либо анимация с набором из «взрослого» кинематографа (пугающие персонажи, скримеры, смерть героев), либо начитанные с разной степенью артистизма криповые истории о двойниках мамы, цепочках смертей и проклятьях. Забавно, что наряду с Мамой Длинные Ноги в ход идёт весь накопленный багаж русской культуры вплоть до пионерских сюжетов про гробик на колёсиках и чёрную руку, только снабжённый анимацией.

Нецензурная семья и сельский колорит. Тик-ток клоны

В формате Shorts постоянно встречаются бесталанно сыгранные сценки из семейной жизни от многих авторов. В коротких роликах взаимодействуют два-три персонажа — «батя», «брат», «мама» и так далее. Актёр обычно один, батя изображается приклеиванием усов, мама — париком. Здесь у меня снова телевизионные флешбэки — на «Городок» со Стояновым и Олейниковым и «Осторожно, модерн!» с Нагиевым и Ростом. Только темы актуальны лишь для предпубертатного зрителя: обыгрываются школьные уроки, карманные деньги, ограничение по времени в смартфоне, наказания от родителей и их отношения между собой. На условно взрослые темы оригинальных сценарных ходов нет — автор попросту разыгрывает по ролям бородатые анекдоты, постоянно приправляя отборным матом. К слову, в других «жанрах» нецезурщина встречается редко — насколько я понял, за мат хостинг понижает рейтинг в выдаче (могу ошибаться).

В той же категории роликов до минуты — видеоверсии старых мемов. Особенно меня впечатлило наличие в истории просмотров видеоварианта комиксов c countryballs — шариками с флагами на боках, изображающими страны. Когда этот мем был актуальным, в начале 2010-х? Видеовариант, как и оригинал — политическая сатира, порой вполне остроумная, требующая для понимания шуток хотя бы базовых знаний об истории и политике этих стран. Зачем её смотреть десятилетним детям? Они даже приблизительно не могут понимать, о чём речь. Я был и остаюсь в недоумении.

Мини-сериалы методами 3D-анимации с персонажами старых мемов крутятся где-то здесь же. У сына регулярно всплывают абсурдные сюжеты с котом Шлёпой, вокруг которого уже сложился полновесный лор — он любит пельмени, сражается с лысым котом и хочет атомных бомбардировок и геноцида. У других детей любимые истории наверняка другие.

Вообще шуток, построенных на абсурде, в истории просмотров моего десятилетки гораздо больше, чем во «взрослой» части истории. А ещё предложка в разы разнообразнее, чем могла бы быть у меня, и вот почему: в аккаунте чудовищное количество подписок — их даже не сотни, а тысячи. Сын подписывается на авторов буквально каждого просмотренного ролика, нажать колокольчик — это прямо-таки действие по умолчанию. Не уверен, что он понимает назначение этого инструмента, скорее считает подписку просто поощрением, вариантом лайка. Сказывается и то, что детские авторы напоминают про «колокольчик» в разы чаще взрослых, порой едва ли не поминутно.

Индивидуальный информационный туннель и вывод без сенсации

Из спасительного: к десяти годам в «эфире» напрочь отсутствует контент младшего возраста — ни синего трактора, ни профессора кислых щей, ни Маши Капуки Кануки (без обид, отличный педагог и сценарист, но боже, какой же противный голос), ни акулёнка мне слушать не пришлось. Даже удивительно, насколько резко разграничены информационные тоннели детей разного возраста. Они не перетекают плавно один в другой, а как будто раз — и кто-то отрезает целый блок контента, как только у пользователя пропадает к нему интерес. И тут же подсовывает другой. 

Я не вполне уверен, что другие родители увидят в этом тексте что-то знакомое. YouTube подстраивается под пользователя, и непонятно, в какой степени именно ты влияешь на то, что будешь смотреть, а в какой степени этот выбор за тебя делает машина. Иными словами, насколько история просмотров моего сына отличается от усреднённой истории просмотров всех 10-летних детей в стране, для меня осталось неясным.

В чём я точно уверен — осознанности в выборе у детей точно меньше, чем у взрослых. Это видно хотя бы по тому, что сын почти не пользуется поиском — его устраивает кликать на варианты из предложки. Когда он хочет узнать что-то, что его заинтересовало в жизни, то донимает Алису, а не ищет целенаправленно ролики на YouTube.

Эта же адаптивность рекомендательного механизма доводит до предела и одновременно объясняет тривиальную в целом-то мысль о том, что человек получает (в мире в общем и на YouTube в частности) именно то, что ищет. А спустя какое-то время может уже и перестать искать, но будет исправно получать то, чем интересовался раньше. Если ему нужна порнография и насилие, то хостинг станет подборкой самых разных видов насилия, если он любит географию и математику — нет места, где больше познавательных материалов о методах решения уравнений и природе стран.

YouTube, как и любой инструмент, приносит пользу тому, кто использует его ради пользы. Получив микроскоп, дети массово забивают им гвозди, потому что таков сейчас их кругозор, цели и интересы. Менять их — не задача хостинга, и да, хостинг будет им потакать, и спасибо, что не самым худшим. Менять их — задача родителей. И больше ничья.

Фото: A42.RU

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
билайн бизнес представил решения для улучшения мобильного покрытия на Третьем российском угольном саммите
Яндекс.Метрика