2 октября в 14:50 Авто

Люби отечественное. Насколько подорожают автомобили после повышения утильсбора

1 октября в России увеличили утилизационный сбор с импортных автомобилей, ввезённых для перепродажи, на 70-85%. Отечественных концернов это не касается, но цены вслед за рынком поднимут и они. Давайте разберёмся, какие машины подорожают больше остальных и почему уменьшится ассортимент китайских моделей.

Насколько увеличили утильсбор

1 октября вступило в силу постановление правительства о повышении утилизационного сбора с импортных автомобилей. Сбор увеличили по-разному для разных категорий транспорта: легкового, грузового, пассажирского, шасси и прицепов. Размер увеличения у легковых автомобилей зависит от двух параметров: объёма двигателя и от того, новый он или подержанный (старше трёх лет).

Дилеры импортных автомобилей вынуждены включать издержки на уплату сбора в конечную стоимость автомобиля. В итоге иномарки растут в цене, и за счёт этого отечественные или локализованные автомобили получают конкурентное преимущество.

Вот размер сбора для новых легковушек в зависимости от объёма двигателя:

  • от 1 до 2 литров (включительно) — с 306 600 до 556 200 рублей;
  • от 2 до 3 литров — с 845 000 до 1 563 000 рублей;
  • от 3 до 3,5 литров — 2 735 000 рублей;
  • свыше 3,5 литров — 2 284 000 рублей.

Для электромобилей и гибридов ставки увеличат позднее — с 1 января, до 667 400 рублей.

Если автомобиль старше трёх лет, углубляться в коэффициенты нет смысла — сбор уже почти заградительный. Для категории с мотором от 1 до 2 литров вырос с 528 800 до 963 800 рублей, для категории от 2 до 3 литров — с 1 279 000 до 2 366 000 рублей и так далее. Полная таблица опубликована в приложении к постановлению.

Но и это большое повышение — лишь первый шаг. В постановлении расписано поступательное увеличение утильсбора в последующие шесть лет на 10-20% в год. В 2030 году утильсбор для самых массовых моделей с объёмом двигателя 1-2 литра составит 1 120 000 рублей, что во многих случаях превысит себестоимость самого автомобиля. 

Зачем нужен утильсбор

Утильсбор — это платёж, который импортёр должен внести в бюджет в дополнение к налоговым и таможенным платежам. Его формальный смысл — компенсировать последующую переработку автомобиля, когда он состарится, а попутно сократить ввоз старых и неэкологичных автомобилей. Фактически же утильсбор в России с момента введения в 2012 году выполнял роль протекционной пошлины: позволял отечественному автопрому получить преимущество перед главными конкурентами — подержанными иномарками, поначалу в основном из Японии.

С ролью налога утильсбор тоже справляется хорошо. Ожидается, что в 2025 году он принесёт в бюджет около 400 миллиардов рублей. Кроме того, утильсбор мотивировал иностранных производителей переносить производство в Россию — так у нас появились заводы VAG, Ford, Renault Group и другие. Европейские автогиганты ушли из России в 2022 году, доминировать на рынке стали китайские производители. 

В 2024 году «китайцы» занимают около 60% рынка, активно продаются более 50 марок. При этом частично (на 23,3%) локализован только Haval — у этого подразделения Great Wall Motors собственный завод под Тулой со сборкой моторов и сваркой кузовов. Сборочные производства есть у Chery, JAC (технологический донор нового «Москвича»), Changan и Dongfeng. В основном же «китайцы» — чистейший импорт. Все они теперь вынуждены заложить в издержки минимум на 256 тысяч рублей больше.

Как вырастут цены в салонах

На «АвтоВАЗе» новые правила называют «весомым стимулом для иностранных брендов инвестировать в производственные проекты на территории нашей страны, локализовывать поставщиков и создавать партнёрские проекты с российскими автопроизводителями». «Газета.ru» приводит выдержки из официального заявления компании, в котором среди плюсов названа «стабильность ценового позиционирования автомобилей российского производства». Отечественный автогигант как бы намекает, что цены уж слишком повышать не планирует.

Скачок цен в салонах вряд ли сразу составит четверть миллиона. Во-первых, есть запас ранее ввезённых машин — на них цену поднимут более плавно. Во-вторых, о повышении утильсбора известно с весны, и автодилеры частично подняли цены заранее. В конечном счёте эксперты сходятся на том, что к концу года массовый сегмент подорожает лишь на 10-15%. Но подорожание продолжится и в следующем году. В сегменте до двух миллионов рублей останутся почти исключительно отечественные модели.

Почему моделей на рынке станет меньше

Из-за повышения утильсбора к 2030 году импорт массовых моделей автомобилей потеряет смысл. Выходит, что их производители за этот срок должны либо локализовать производство, либо уйти из России.

Ранее схожие меры сработали: вынудили европейских производителей локализовать производство. Сработает ли с Китаем — пока вопрос. Auto.ru пишет, что Минторговли КНР на встрече с представителями автоконцернов «настоятельно рекомендовало» воздержаться от инвестиций в производство в ряде стран, включая Россию, и ограничиться узловой сборкой.

Если локализация составляет 30–50%, производитель может вернуть половину уплаченного утильсбора. Если локализация превышает 50%, можно вернуть весь оплаченный утильсбор. В 2026 году степень локализации для возврата утильсбора должна составлять уже 70% — то есть производитель должен открыть в России собственный завод с производством даже мелких компонентов на месте. Эксперты, опрошенные «Новыми Известиями», полагают, что большинство китайских производителей на это не пойдут из-за политической установки сохранять рабочие места для китайских же граждан. Ассортимент массовых моделей «китайцев» будет уменьшаться.

Кого повышение утильсбора не коснулось

Изменения не затронули физлиц, которые приобретают за границей автомобиль с объёмом двигателя меньше 3 литров и ввозят его для личного пользования, а не для перепродажи. Они по-прежнему оплачивают символический утильсбор: 3400 рублей за новый и 5200 за автомобиль старше трёх лет. Основной расходной статьёй покупателей «для себя» остаются таможенные пошлины и доставка.

Фото: A42.RU

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
билайн бизнес представил решения для улучшения мобильного покрытия на Третьем российском угольном саммите
Яндекс.Метрика