Больше года в структуре Главного управления МВД по Кузбассу действует подразделение по эксплуатации робототехнических комплексов и беспилотных воздушных судов. Наземных роботов в Кемерово пока не завезли, а вот квадрокоптеры и конвертопланы помогают охранять порядок на праздниках, искать пропавших людей и прикрывают оперативников с воздуха, давая новые возможности для наблюдения и планирования. Как работают внешние пилоты, где учатся и о чём переживают — рассказываем в нашем материале, приуроченном к Дню полиции в России.
Правила и экзамены
Системно вооружаться воздушными и наземными дронами в МВД РФ начали два года назад. В июне 2023 года подразделение по эксплуатации робототехнических комплексов и беспилотных воздушных судов появилось в составе Центра информационных технологий, связи и защиты информации Главного управления МВД по Кузбассу.
Хотя беспилотники уступают в размерах самому маленькому самолёту, они относятся к государственной авиации специального назначения, и к ним предъявляют те же требования, что и к вертолётам и самолётам. Ведь у воздушного движения тоже есть свои правила и орган регулирования, без ведома которого ни один аппарат размером больше детской игрушки взлетать не должен — ради безопасности людей.
Внешние пилоты кузбасской полиции отлично разбираются в технике, у большинства есть второе техническое образование вдобавок к юридическому. Все сотрудники нового подразделения прошли специальное обучение в высших учебных заведениях МВД России: освоили теорию и практику, сдали экзамены и получили допуск к самостоятельным полётам.
Найти, спасти и защитить
Беспилотники помогают выполнять самые разные задачи. Внешние пилоты получают заявки от подразделений и выезжают с ними: сегодня это может быть рейд Госавтоинспекции, завтра — розыск без вести пропавшего.
БПЛА уже вносят свой вклад в охрану общественного порядка в областной столице.
— Мы помогаем при большом скоплении людей на большой площади, например, на городских праздниках или концертах, — рассказывает один из сотрудников подразделения по имени Александр. — Сверху видно всю панораму, потенциально опасные места и конкретные происшествия. В руках пульт управления с экраном, мы можем вывести видеосигнал на монитор и оперативно сообщать о происшествиях сотрудникам, которые находятся поблизости.
«Глаза в небе» позволяют реагировать быстрее обычного: очевидцы ещё только собираются звонить по номеру 112, а ближайший патруль уже давно в курсе и мчится на место происшествия.
При поиске пропавших беспилотники особенно важны в труднодоступной местности: в лесу, над болотом, в полях большой площади. С «птичкой» площадь поиска можно серьёзно расширить, сам поиск — ускорить. Это чрезвычайно важно, потому что в холодной Сибири главный враг потерявшегося — время. Дрон с тепловизором может вести поиск и в ночное время.
Сотрудники подразделения участвуют и в выполнении специальных задач, о которых журналистам рассказывают с осторожностью. Скажем так: когда в операции на земле есть применение спецназу — есть дело и для беспилотников.
В делах спокойных беспилотники тоже помогают: делают красивые фотографии для ведомственной пресс-службы, ведут мониторинг транспортных потоков для лучшей организации дорожного движения и выполняют другие вспомогательные задачи.
— Наше подразделение работало, например, на открытии Северо-Западного транспортного обхода Кемерова — беспилотники помогли оценить пропускную способность и интенсивность движения. Наши видеозаписи помогут в организации дорожного движения, чтобы оно было ещё более быстрым и при этом безопасным для всех участников, — рассказал Александр.
Зависающий над головой дрон может вызвать опаску, и кузбассовцы не раз звонили по этому поводу в 112, где их успокаивали: всё нормально, мол, свои. Бдительность не вредит, но в данном случае опасаться нечего — пилоты полиции защищают мир и покой. График у сотрудников ненормированный и беспокойный, за время работы они совершили около 200 полётов, налетали более 70 часов.
Записывать на свой счёт спасение жизней и предотвращение преступлений мужчины не спешат. Вся их работа — в связке с «профильными» подразделениями, им и докладывать о статистике и успехах: уголовному розыску — о найденных детях, наркоконтролю — о задержанных продавцах отравы. А внешние пилоты загружают технику в фургон и назавтра едут помогать следующему отделу.
Квадрокоптеры и конвертоплан
Совокупность «беспилотник — станция внешнего пилота — канал связи» называют беспилотной авиационной системой. В Кемерове в её состав входит четыре воздушных судна: три вертолётного типа и один гибрид-конвертоплан. Взлетев вертикально с маленькой площадки, он способен сложить винты и дальше лететь как самолёт — быстро, экономно и далеко.
Модели в подразделении распространённые и доказавшие свою надёжность. Самый маленький квадрокоптер — DJI Mavic 3, «рабочая лошадка» малых высот, остальные больше. Выбор техники в деле определяется условиями: один лучше держится на ветру и несёт тепловизор, другой манёвреннее и дольше держится в воздухе, а, например, конвертоплан способен дальше улететь и обследовать большую открытую площадь.
— Показатели предельной скорости и высоты для нас в большинстве случаев на втором месте, — объясняет Александр. — У нас же нет задачи пролететь гоночную трассу на время. Мы ведём наблюдение и поиск, поэтому важнее надёжность и высокое разрешение камеры. Видеозапись в формате 4К важна, когда нужно разглядеть, например, потерявшегося грибника.
— Попросите, пожалуйста, ваших читателей: когда идёте в лес за грибами, не надевайте камуфляж, — добавляет один из его сослуживцев. — Ладно охотники, они прячутся от зверя. Но от грибов-то прятаться незачем. Заметная, яркая одежда — ваш вклад в собственную безопасность.
Квадрокоптеры подразделения могут без перерыва держаться в воздухе около получаса, точный срок зависит от температуры воздуха и силы ветра. Радиус действия на открытой местности — больше трёх километров. Бывает и нелётная погода: при шквальном ветре беспилотник на задание не отправляют.
Заслон для беспилотников-нелегалов
В мае 2023 года губернатор Кузбасса в целях обеспечения общественной безопасности полностью запретил использование гражданских беспилотников. Запрет будет действовать до особого распоряжения. Несмотря на это, регулярно находятся желающие «просто полетать», не получив разрешения, не согласовав ни высоту, ни время, ни маршрут. Чаще всего это фотографы или блогеры в погоне за красивым кадром, но ситуации могут быть и более опасными.
В новом подразделении полиции умеют не только управлять своими беспилотниками, но и бороться с чужими — есть средства противодействия. Попав в зону действия техники, гражданский беспилотник-нарушитель теряет связь и выполняет заложенную на этот случай программу: зависает в одной точке, садится на месте либо «на автопилоте» возвращается к оператору. Что для него совсем не в радость — ведь вслед за дроном-нарушителем появятся и люди в форме, которые привлекут нерадивого летуна к административной ответственности.
Груз ответственности
На вопрос о том, что в работе подразделения самое трудное, мужчины задумываются.
— Вот этот тяжёлый момент, когда ищешь пропавшего и не находишь, — говорит наконец Александр. — Переживаешь же всё равно. Знаешь, что он где-то там в лесу, а ты не можешь ему помочь. У всех ведь семьи, и поневоле начинаешь думать — а если бы моя мама так потерялась. Конечно, психологические моменты зависят от опыта. Молодые близко к сердцу всё принимают, а кто по двадцать лет отслужил, умеет отстраняться — порой это необходимо, чтобы выполнить задачу.
Со стороны никаких переживаний, конечно, не видно: решительные мужчины в форме знают своё дело и выполняют его чётко. Возможно, для кого-то это выглядит как чёрствость, но чего она стоит на самом деле, знает только сам человек. И журналистам об этом вряд ли расскажет — разве что близким людям.
В будущем область применения дронов в полиции наверняка будет только расти. Гражданские операторы БПЛА уже сейчас привлекают для обработки больших массивов информации искусственный интеллект — например, в сфере кадастрового учёта. Обученные нейросети «просматривают» сотни часов видеозаписей, отмечая точки интереса — крыши построек, границы полей и так далее — а человек уточняет данные и принимает решения. Подобные технологии будут помогать кузбасской полиции, и это — дело ближайшего будущего.
Фото: ГУ МВД России по Кемеровской области, Александр Денисов / A42.RU