В конце ноября министр здравоохранения Кузбасса подписал приказ об использовании электронных рецептов на лекарства. Бумажные рецепты фактически отменяют: «дубликат электронного документа» будут выдавать только по заявлению. На полный переход отводится один год: к 1 января 2026 года доля электронных рецептов в Кузбассе должна составить 100%.
Одна из целей реформы — улучшить управление и контроль: аптекарь должен отмечать продажу по рецепту в информационной системе. Примерно как продавец супермаркета — бутылку воды на кассе. Вот тогда-то мы и вспомним, что абсолютно все обезболивающие, антибиотики и таблетки для контроля давления — от «Найза» и «Капотена» до «Флемоксина» и «Кетанова» — сплошь рецептурные. Их можно свободно купить без назначения врача только потому, что Росздравнадзор не слишком усердствует с проверками и штрафованием аптек. Теперь продажа этих препаратов без рецепта под большим вопросом.
Мы обратились в Минздрав Кузбасса за разъяснениями. Полной ясности не добились, но отдельные вещи стали понятнее. Рассказываем, как будет выглядеть рецепт в мобильном приложении, что делать людям без смартфона и как будут получать лекарства льготники.
Что такое электронный рецепт
Электронный рецепт — это аналог бумажного рецепта в виде электронного документа. Пациенту его выдают «в машиночитаемом формате» — то есть в виде QR-кода в мобильном приложении. По букве приказа система должна работать так:
- и врачи, и аптеки в Кузбассе работают в единой информационной подсистеме, связанной с государственной ЕГИСЗ;
- пациент приходит к врачу, тот оформляет назначение в базе, но никаких бумажек не даёт;
- в аптеке пациенту «пикают» QR-код в смартфоне и выдают нужный препарат в нужной дозировке, а если это льготник, то ещё и бесплатно.
Предполагается, что электронный рецепт удобен в первую очередь пациенту. Его можно быстрее оформить, нельзя потерять или забыть, его не погрызёт собака, в нём точно разборчив почерк, а главное — его можно получить даже удалённо, если приём не первичный.
При этом мобильное приложение пока скачать нельзя.
— Мобильное приложение для льготных рецептов разработано, прошло опытную эксплуатацию. Планируется его размещение на одной из российских площадок. В части определения названия приложения работа ещё ведется, — рассказали в Минздраве Кузбасса.
На сайте «Госуслуг» функция получения электронного рецепта недоступна и пока не планируется.
Приказ предписывает главврачам организаций, подведомственных Минздраву Кузбасса, на 100% перейти на электронные рецепты к 1 января 2026 года.
Предыстория вопроса (нажмите, чтобы развернуть):
Формально электронные рецепты в Кузбассе можно оформлять с 2020 года, есть соответствующий приказ регионального Минздрава. В нём упоминалась государственная информационная система и подключение аптек, но приказ не уточнял, как идентифицировать покупателя, был принят в суматохе пандемии и в целом выглядел рамочным. Два врача из разных поликлиник подтвердили A42.RU, что не слышали о практике применения таких рецептов в реальной жизни.
В 2022 году Кузбасс (как и ещё примерно 30 регионов страны) подключился к проекту «Первый электронный рецепт» – информационной базе, которую вёл один из региональных операторов. Для пациентов разработали приложение «Мой рецепт». Федеральный Минздрав планировал объединить всех региональных операторов под «зонтиком» единого федерального оператора «Цифроздрав», но в 2023 году тот не смог начать работу и был ликвидирован. С тех пор Минздрав создавал федеральный реестр электронных рецептов самостоятельно.
Как это работает для пациента
Со стороны пациента по новому приказу всё будет просто:
- скачиваем мобильное приложение и авторизуемся в нём;
- после визита к врачу в приложении сам появляется рецепт и QR-код;
- показываем его в аптеке и получаем препарат.
В Минздраве Кузбасса редакции A42.RU сообщили, что централизованная информационная подсистема уже работает, но обрабатывают в ней в основном льготные рецепты, и подключены к ней именно те аптеки, которые работают со льготниками.
— Централизованная информационная подсистема «Атолл» используется в аптеках региона, осуществляющих отпуск медицинской продукции по льготным рецептам. ЦПС готова к работе с электронным рецептом и имеет возможность передавать сведения по льготным рецептам в ЕГИСЗ. Все аптеки, осуществляющие отпуск лекарственных препаратов по льготным рецептам, подключены и работают с ЦПС, — пояснили в министерстве.
Все «обычные» аптеки пока работают как хотят. Одни не подключены ни к чему, другие уже пользуются услугами других информационных систем, которые, однако, легко официально «состыковать» с государственным «Атоллом». Ожидается, что в течение года все аптеки подключатся к системе.
— Аптеки, осуществляющие розничную реализацию лекарственных препаратов, будут подключаться к ЦПС по мере их взаимодействия с операторами других информационных систем, — подчеркнули в министерстве.
Так как аптеки — частные коммерческие организации, министр не может им приказывать, он лишь рекомендует им перейти на работу с электронными рецептами в тот же срок — до 1 января 2026 года. Не вполне ясно, смогут ли вообще аптеки продавать рецептурные препараты после этой даты без отметки в информационной подсистеме. А это очень важный вопрос, и вот почему.
Как это работает для аптек
В Минздраве Кузбасса нам разъяснили, что положения нового приказа распространяются на все рецепты: и льготные, и за полную стоимость. Это не очевидно для обывателя, но до 70% всех лекарств в России — рецептурные. Таковы многие противовирусные, противозачаточные, гормональные препараты, медикаменты для лечения сердечно-сосудистой системы и контроля давления, а главное — абсолютно все антибиотики и обезболивающие. То есть нельзя просто так зайти в аптеку и купить пачку «Амоксиклава» или «Кетанова» — нужен документ с подписью и печатью. Аптека, которая продаст антибиотики без рецепта, всегда рискует получить штраф до 200 тысяч рублей, а то и будет закрыта до 90 дней. Это по закону, то есть в теории.
На практике пока всё ровно наоборот: купить можно любой препарат из этого списка. Аптеки, будучи коммерческими организациями, работают ради прибыли, и не отказывают в продаже никогда. Многие россияне даже не в курсе, что «таблетки от давления» без рецепта продавать запрещено — они свободно покупают их всю жизнь.
Естественно, это не касается препаратов, подлежащих предметно-количественному учёту, то есть самых настоящих наркотиков — вот тут как раз действуют строгие правила, а нарушителям светит не штраф, а уголовный срок. По таким препаратам будут действовать старые строгие регламенты, их эта история с электронными рецептами не касается вообще.
По букве приказа, новая система со стороны аптек будет работать так:
- Когда пациент показывает QR-код, фармацевт считывает его и меняет статус электронного рецепта на «отпущен». При этом в системе остаются сведения об аптеке, лекарстве и самом фармацевте.
- Если рецепт недействителен, просрочен, уже обслужен — фармацевт не сможет продать лекарство.
- Если фармацевт продал только часть прописанного объёма лекарств, он может поставить статус «обслужен частично».
- Если рецепт выписан неправильно или незаконно, фармацевт должен (!) изменить статус рецепта на «недействителен».
В приказе ничего не написано о ситуации, когда покупатель не имеет рецепта вообще. Однако нетрудно предположить, что если все поликлиники и все аптеки перейдут на электронные рецепты, а по регламенту фармацевт должен «погашать» рецепт в информационной подсистеме, то купить рецептурный препарат без рецепта будет невозможно чисто технически. Примерно так же, как нельзя в супермаркете купить алкоголь после 22:00. Продавец и рад бы, но у него просто отключается касса.
В запросе к Минздраву мы попросили разъяснить, сможет ли фармацевт после вступления в силу нового регламента (и с учётом сложившейся практики) продать популярные рецептурные препараты, не фиксируя рецепт в ЦПС. Ответ оказался предсказуем:
— Нестероидные противовоспалительные и антибактериальные средства подлежат отпуску из аптек по рецептам врача. Лекарственные препараты, подлежащие отпуску из аптек по рецептам врача, согласно действующему законодательству, должны отпускаться гражданам при наличии рецепта, — подчеркнули в министерстве.
То есть как хочешь, так и понимай. Нюанс с отметкой в ЦПС в ответе обошли. С другой стороны, что ещё может сказать министерство: нарушайте и дальше закон, люди добрые? И потом, улучшение управленческого контроля за этой сферой — одна из целей всей «рецептурной» реформы. Так что практика свободной продажи популярных лекарств оказывается под большим вопросом.
Мотивы государства понятны. Сейчас система здравоохранения не имеет информации в реальном времени о том, что происходит с рецептурными препаратами. Федеральный Минздрав получает разрозненную информацию по традиционным каналам из регионов, не всегда точную, о чём не раз писали в СМИ. Из-за этого сложно планировать финансирование лекарственного обеспечения и управлять процессом в целом. Полный переход на электронные рецепты сделает видимым для системы путь каждой пачки антибиотика.
Если, конечно, врачи вообще будут эти рецепты выписывать.
Как это работает для врача
Каждый, кто бывал у участкового терапевта, знает, что рекомендации по лечению «обычных» болезней типа ОРВИ выписывают отнюдь не на бланке с печатью. Вопрос, почему врачи неохотно выписывают рецепты, а вместо него ограничиваются стикером без подписи, исторически запутанный и непростой. Ключевое в нём — вопрос личной ответственности конкретного специалиста. Выписанный врачом рецепт — лишнее доказательство для правоохранительных органов, если с пациентом что-то случится. Доказать потом, что пациент сам что-то напутал, сложно. А обвинить врача, напротив, становится легче.
Поэтому лишний раз открывать ящик с бланками врачи не торопятся, тем более что в аптеке всё равно продадут и так. Вот это-то обстоятельство и может измениться.
В соответствии с регламентом врач на приёме должен действовать так:
- оформить рецепт в виде электронного документа;
- подписать его своей электронной подписью.
Чтобы вообще войти в подсистему «Атолл», врач должен состоять в федеральном реестре и региональном справочнике медицинских работников, имеющих право выписывать рецепты.
Пациенту врач может выдать рекомендации по приёму препаратов, но не сам рецепт. Бумажный дубликат по умолчанию тоже не выдаётся. Получить его можно только по отдельному заявлению — тогда QR-код распечатают на бумаге. Именно так придётся поступать пациентам, которые не имеют смартфона или из-за особенностей здоровья не могут им пользоваться.
Пока переход не состоялся, кузбасские врачи оформляют электронно только льготные рецепты. Причём для обслуживания в льготном отделе аптеки все эти рецепты всё равно распечатывают на бумаге: аптеки-то только начали переход. Судя по «дорожной карте», приложенной к приказу Минздрава Кузбасса, государственные поликлиники должны повсеместно распространить новый регламент на все рецепты (не только льготные) уже к 3 февраля 2025 года.
Фото: A42.RU