5 июня в 19:03 Общество

Неиспользуемые земельные участки отберут — и дачу, и огород. На освоение дали три года, отсчёт пошёл

В марте 2025 года в Земельный кодекс РФ добавили понятие «освоение земельных участков». Теперь, если кто-то имеет землю, но ничего не строит и не сажает, её может изъять государство. На днях правительство РФ опубликовало постановление с перечнем оснований для изъятия. Среди них — захламление земли, разрушение дома, зарастание более половины участка «сорными растениями высотой более 1 метра». Паниковать не нужно: на исправление ситуации дают три года, да и потом сходу участок отбирать не будут — начнут с предостережений и штрафов.

Рассказываем, за какой срок нужно построить на участке хотя бы фундамент, кто именно будет измерять бурьян рулеткой, какими будут штрафы и почему закон сделает жизнь многих дачников лучше.

Отсчёт пошёл: три года на освоение

Теоретически изъять запущенный участок могли и раньше, норма Гражданского кодекса по этому поводу действует с 1995 года. На практике её не применяли из-за отсутствия прописанной процедуры и чётких критериев запущенности. Ситуация изменилась 1 марта 2025 года, когда вступили в силу поправки в Земельный кодекс. Новый закон ввёл понятие «освоение земельных участков»: теперь каждому новому владельцу в населённых пунктах и СНТ даётся три года на то, чтобы начать использовать землю по назначению, указанному в документах. Купил участок с назначением «для огородничества» — будь добр, засади огород. А если «для индивидуального жилищного строительства» — обязан если не построить, то хотя бы начать строить дом.

Что именно считать освоением, расписано в отдельном распоряжении правительства РФ № 1021-р

  • корчевание деревьев и кустарников, удаление сорняков;
  • очистка от посторонних предметов и бытовых отходов;
  • осушение или увлажнение, если это необходимо для целевого использования;
  • уплотнение, укрепление, планировка и перемещение грунта.

Хозяин сам решает, что из этого списка ему нужно сделать, чтобы в итоге приступить к использованию участка в соответствии с целевым назначением. Но если он решит не делать ничего и к использованию в итоге так и не приступит, через три года у органов земельного надзора (а это Росреестр, Россельхознадзор и Росприроднадзор с опциональным участием прокуратуры) могут возникнуть вопросы.

— Для тех, кто купит участок в будущем, три года отсчитываются со дня регистрации права собственности. Для всех, кто уже владеет землёй, трёхлетний срок отсчитывается с 1 марта 2025 года. То есть владельцы старых участков получили возможность начать с чистого листа, — уточняет заместитель руководителя управления Росреестра по Кемеровской области Андрей Кузнецов.

«Признаки неиспользования»: за что изымут участок

Ближайшие три года госземинспекторы Росреестра планируют вести мониторинг неиспользуемых участков, чтобы с 1 марта 2028 начать работать с их правообладателями. Отличать освоенные участки от неосвоенных они будут, опираясь на другое постановление правительства — № 826, опубликованное 3 июня. В нём перечислены вот такие «признаки неиспользования»:

  • захламление более 50% площади участка, в том числе бытовыми отходами;
  • наличие на участке сооружения, у которого разрушены одновременно крыша, стены и нет стёкол в окнах;
  • отсутствие дома на участке, предназначенном для строительства дома, более 5 лет, а при назначении ИЖС — более 7 лет;
  • зарастание более 50% площади участка, предназначенного для садоводства или огородничества, сорными растениями высотой более одного метра.

В постановлении множество уточнений — например, сорными растениями госземинспектор признает не абы какие, а из списка сорняков Минсельхоза. В нём перечислены мята, пырей, полынь, одуванчик и все прочие обычные сорняки. Так что сказать, что вы специально выращиваете осот и молочай, и потому их не косите, не получится.

Пожары и сорняки: какие проблемы хотят решить

В областном управлении Росреестра подчёркивают, что цель и смысл закона — не «наказать собственников» и не «отобрать землю», а повысить эффективность и безопасность её использования. В том числе — защитить соседей от пожара и высеивания сорняков на их участки. 

— За пять месяцев текущего года статистика нас совсем не радует, — рассказывает начальник отдела организации надзорных и профилактических мероприятий ГУ МЧС России по Кузбассу Александр Захаров. Количество пожаров на бесхозных и неэксплуатируемых постройках увеличилось на 25, это 80 пожаров с начала года. В 212 случаях на указанных территориях горела сухая трава, 348 раз горел мусор. В СНТ в текущем году 11 раз горели сухая трава и 6 раз мусор. Переход возникших пожаров на другие жилые и садовые дома не состоялся только благодаря оперативному тушению.

Мусор и высохший травостой чрезвычайно пожароопасны, а плотность домиков в дачных кооперативах такая, что огонь сразу перекидывается с одного участка на другой. В СНТ заброшенные участки — не гипотетическая, а вполне реальная проблема, которую пока решают своими силами. В некоторых товариществах собираются весной на субботник и буквально убирают сухую траву на чужих участках, чтобы обезопасить себя. 

— Я являюсь председателем СНТ «Радуга» уже третий год, — рассказывает юрист Виталий Дорохин. Моё товарищество, как и многие другие, сталкивается с проблемой заброшенных участков. Владельцы их захламляют, ничего не садят, не косят траву, а у нас плотная застройка, и это, конечно, достаточно страшно. Если не дай Бог пойдёт пожар и будет ещё ветер, сгореть может не один, а десять-двадцать домов. Ко мне с данной проблемой обращаются мои садоводы каждый год. Считаю, что новый закон — это повод уже задуматься наконец горе-собственникам, которые в своё время либо дёшево приобрели, то есть не ценят этот земельный участок, либо он им достался по наследству, и по сути не нужен. Я готов сам фиксировать факт захламления или длительного неокашивания и собирать материалы для изъятия данного земельного участка. Я искренне надеюсь, что данная мера, пусть даже через запугивание, повлияет на подобных горе-садоводов.

Виталий оговаривается, что пока процедура предупреждения и изъятия подробно не описана, а судебной практики ещё нет.

Юристы подчёркивают, что позиция «моя земля — что хочу, то и делаю» неправомерна. Земельный кодекс обязывает собственников использовать землю по назначению уже почти четверть века: соответствующая статья действует с 2001 года. А Конституция РФ, на которую часто ссылаются с указанием на неприкосновенность частной собственности, как раз о неприкосновенности и не говорит: в ней прописано, что право частной собственности охраняется законом, и никто не может быть лишён имущества иначе как по решению суда.

Предостережение, 20 тысяч рублей, суд: как пройдёт изъятие

Итак, представим: наступил март 2028-го, а ваш участок пуст и зарос крапивой. Что будет дальше?

— Если собственник не уложится в трёхлетний срок, автоматического изъятия участка не произойдёт. Выявить признаки неиспользования можно лишь в ходе контрольных мероприятий. Проводить такие мероприятия будут органы муниципального земельного контроля и государственного земельного надзора. При наличии признаков нарушения правообладателю выдадут предостережение с указанием на конкретное нарушение и предложат устранить его в определённый срок. То есть у человека появится ещё одно дополнительное время на то, чтобы навести порядок на своей земле, — подчёркивает Андрей Кузнецов.

Если и этому предостережению собственник не внял, его могут оштрафовать — Кодексом об административных правонарушениях предусмотрен штраф в 1-1,5% кадастровой стоимости участка, но не менее 20 тысяч рублей. Если кадастровая стоимость не определена, размер штрафа составит от 20 до 50 тысяч рублей. При рассмотрении административного дела собственник может доказывать, что он не осваивал землю по уважительным причинам — например, из-за длительной болезни. Эти обстоятельства в Росреестре пообещали учитывать — например, штраф могут заменить предупреждением.

Если и после штрафа участок всё так же заброшен, госземинспектор официально уведомит об этом местную администрацию. И вот только на основании этого уведомления администрация может (но не обязана) обратиться в суд с требованием об изъятии участка в связи с его ненадлежащим использованием и о продаже его с публичных торгов. Примечательно, что вырученные на торгах деньги передадут собственнику (за вычетом расходов на конкурсную процедуру) — то есть это не конфискация, а именно изъятие и принудительная продажа под контролем государства.

Закон специально составлен так, чтобы собственник имел достаточно времени, чтобы не доводить до такого исхода.

— Возможно, кто-то из правообладателей со временем осознает, что работать на земле ему не под силу, и примет решение передать участок родственникам, продать, сдать в аренду, отказаться от права собственности и так далее, — объясняет Андрей Кузнецов.

У инвесторов проблемы, у дачников — нет

В итоге выходит, что поправки мало касаются обычных дачников и сельчан. Достаточно хотя бы пару раз в год окашивать участок — и у государства не будет никаких претензий.

Со сложностями могут столкнуться люди, купившие участки с назначением ИЖС в целях инвестирования. Здесь окашиванием не обойдёшься, через три года должны быть признаки освоения, через семь лет — дом. Впрочем, если подарить участок другому члену семьи, срок освоения начнётся заново.

Риски можно представить при принятии наследства или долгой продаже участка, когда один владелец им уже не занимается, а второй ещё не начал. Впрочем, в управлении Росреестра по Кемеровской области не раз подчеркнули, что сфокусируются в первую очередь на давно и прочно заброшенных участках, у которых и правообладатели-то зачастую неизвестны, хотя на кадастровом учёте земля состоит. В 2025 году таких участков в Кузбассе около 19 тысяч — то есть инспекторам и так хватит работы, и подлавливать отдельных нерадивых хозяев, измеряя их сорняки рулеткой, никто не собирается.

С надзором вообще будут сложности: вокруг одного только Кемерова сотни тысяч земельных участков в деревнях и дачных кооперативах. Кто будет их проверять? Если в день инспектировать по десять участков и работать без выходных и праздников, на проверку 200 тысяч участков уйдёт 54 года. Иными словами, сплошной проверки точно не получится, органы земельного надзора должны будут реагировать на обращения граждан, но механизм этих обращений пока не отработан.

Кроме инспекторов Росреестра и Россельхознадзора, проверять использование земли по назначению вправе органы местного самоуправления — это называется муниципальным земельным контролем. То есть администрации округов теоретически имеют право сформировать комиссии, объехать свои деревни и кооперативы и выписать предостережения. Но будут ли они этим заниматься — неясно.

Фото: A42.RU

Ещё материалы по теме

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика