25 января 2018 в 10:32 Общество

Будущее ЖКХ: как новые технологии решат коммунальные проблемы

Современные технологии изменят сферу ЖКХ. Вместо кассы — мобильное приложение, в управляющей компании всегда берут трубку и общаются вежливо, парковочные места подсказывает бот, домофон открывается с помощью смартфона... Скажете, что это будущее? Уже настоящее.

Компания Good Line создаёт проект «Цифровое ЖКХ». Его отдельные элементы уже работают в разных районах Кемерова. Исполнительный директор Дмитрий Осипов рассказал «Газете Кемерова», какие проблемы ЖКХ решат технологии, как это отразится на нашей жизни, и кто будет за это платить.

 

За что мы не любим коммунальщиков

Претензии жильцов к управляющим компаниям – тема крайне наболевшая. УК (управляющие компании) забывают оповестить жильцов об отключении воды или света, сотрудники грубят, не отвечают на звонки, не принимают оплату по терминалу — из этих мелочей складывается наше отношение к предприятиям ЖКХ: раздражительно-усталое.

Коммунальщикам придётся меняться. Это вопрос выживания. В России при желании уже можно сменить УК. Когда на рынке появятся новые игроки – федеральные сети, у неэффективных предприятий не останется шанса. Жильцы пойдут туда, где удобное, где быстрое обслуживание.

– Управляющие компании — это бизнес. И жильцы — клиенты, которые платят предприятию деньги за обслуживание. Фирмы, которые внедряют новые технологии, завоевывают лидирующие позиции на рынке, а те, что живут по-старому, умирают. Это тренд, который виден уже хорошо в Москве, — комментирует Дмитрий Осипов. — То же самое ждёт и наш город.

Исполнительный директор приводит в пример рынок связи. В 2000 году в Кемерове было несколько местных операторов интернета, работали они и в городах области. Сейчас из кузбасских компаний остался один Good Line. Так будет в любой сфере. Подобное происходит и в остальных сферах бизнеса. Компании, которые делают ставку на отлаженные бизнес-процессы и автоматизацию, постепенно захватывают рынок. Неизбежно это и в ЖКХ.

 

Какими будут управляющие компании

— У компаний ЖКХ должна поменяться философия. Сейчас они реагируют на проблемы. Спрашиваю у одного директора УК: «Как учредители оценивают эффективность твоей работы?» Он задумался и ответил: «По количеству жалоб Госжилинспекции. Нас меньше штрафуют — значит, я всё лучше работаю». Так выражается их подход к работе, — делится Дмитрий Осипов.

А должно быть по-другому. У любой управляющей компании есть клиент, и все процессы должны крутиться вокруг него, ведь именно он оплачивает услуги.

— Это значит, что оплачивать услуги, вызывать слесаря, парковаться вы должны наиболее удобным для себя способом. Мы не настаиваем, что всё должно быть через мобильный телефон или компьютер. Если, скажем, бабушки хотят общаться в кассе, значит, им надо создать там клуб по интересам — самовар поставить, кресла, создать условия.

 

Что изменят новые технологии

В Good Line считают, что управляющие компании и операторы связи похожи: у них один и тот же потребитель — житель Кемерова. Но работают они по-разному.

— Мы предлагаем предприятиям ЖКХ использовать наш опыт, потому что продвинулись дальше в организации взаимодействия с клиентом. Главный способ здесь цифровой, конечно. И он нам уже помог, — объясняет Дмитрий Осипов. — Когда Good Line только зарождался, у нас было много конкурентов. Мы смогли их победить без административного и финансового рычагов. Это удалось благодаря подходу к бизнесу, автоматизации.

Компания планирует изготовить продукт, который поможет управляющим компаниям стать цифровыми — технологичными и эффективными. Его можно будет применить на любом предприятии.

— Для специалиста это будет одна платформа. А для пользователя – мобильное приложение, личный кабинет, — делится исполнительный директор Good Line. — Для УК это, в первую очередь, список всех жильцов и общая информация о них. Руководители должны связывать работу сотрудников с конкретными квартирами и жильцами. Починили батарею в квартире — это записано. Начисляют квартплату — информация появляется в таблице и улетает к пользователю, в его мобильный телефон. Человек получает сообщение: «Вы должны заплатить 2 450 рублей». И есть одна кнопка – оплатить.

Всё перечисленное — только начало. Сейчас разработчики отрабатывают его отдельные детали (о них мы расскажем позднее). «Цифровое ЖКХ» будет учитывать пожелания пользователей.

— Как сегодня создают современные продукты? Делают версию, которая уже решает ряд проблем. Клиент начинает ей пользоваться и даёт обратную связь. Продукт эволюционирует, подстраиваясь под потребителя. Так он развивается в течение нескольких лет, — объясняет Дмитрий.  

Сколько это будет стоить? Пока нисколько. Работу УК можно менять уже сейчас, без вложений, нового программного обеспечения или каких-то устройств. Для этого достаточно изменить подход к работе. Дмитрий Осипов готов делиться с желающими бизнес-кейсами в сфере ЖКХ и ради этого в феврале организует конференцию для управляющих компаний.

 

Что уже сделано

Good Line уже внедряет в Кемерове четыре сервиса для горожан и управляющих компаний.

Платежи через мобильные приложения. Цифровые технологии позволяют передавать данные со счётчиков в квартире и оплачивать услуги ЖКХ нажатием одной кнопки. Можно отследить показания за предыдущие месяцы — работает архив. Этим приложением уже пользуются жители Лесной Поляны и Кедровки. С каждой транзакции они перечисляют разработчику 30 рублей — это 1% от среднего чека. Средства идут на развитие проекта «Цифровое ЖКХ».

Интеллектуальный домофон. Приложение, которое позволяет с помощью мобильного телефона открывать дверь. Ключ больше не нужен. Когда кто-то приходит в гости и звонит в вашу квартиру, сигнал автоматически отправляется на мобильный. Разработку уже презентовали на форуме «Город - настоящее и будущее», в ближайшем будущем она будет внедрена в Кемерове.

«Умная парковка». Новая технология позволит парковаться с помощью бота — он подскажет, куда лучше поставить машину, когда вы подъезжаете к парковочным местам в вашем дворе. Сейчас технологию отрабатывают на парковке офиса  “ЭТО_” на Бакинском, 15. Разработчик постепенно размещает камеры по всему городу. Со временем большинство парковок в областном центре будет «умными».

Сбор данных с приборов учёта. Данные с общедомовых приборов учёта могут сниматься автоматически и загружаться в облако с помощью технологии LoRaWAN. Эта технология также была представлена на выставке в Good Line и может использоваться в работе управляющих компаний.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Кемеровчан приглашают на форум HRCOMM 2024
Яндекс.Метрика