В Кемерове отремонтируют один из самых больших дворов — у дома на проспекте Ленинградском, 30. Он не был включён в городскую программу ремонта, но всё же получит бюджетное финансирование после вопроса губернатору на «прямой линии». Это решение назвали несправедливым другие горожане, которые пытаются попасть в программу давно.
Давайте разберёмся, кто всё-таки должен ремонтировать дворы, как устроены баллы и очередь в муниципальную программу, почему в неё попадают не все, а время попадания не всегда влияет на очерёдность ремонта.

Двор-гигант отремонтируют частями
Двор дома, тянущийся гигантской буквой S между «Променадом-2» и «Миртеком» — один из самых больших в городе. Больше только двор «змейки» за «Спутником» (но она состоит из трёх домов) и «китайской стены» на Ленина, 164.
Величину двора местные жители считают причиной, по которой он долго не мог попасть в городскую программу ремонта.
— Три тысячи человек, жильцов Ленинградского, 30, с 2022 года обманывают с ремонтом двора. Текущий не выполняют, ссылаясь на капитальный. И опять наш дом пролетел в этом году. Детскую площадку снесли, ямы бросили в асфальте. Как всегда, проще маленькие отремонтировать для галочки в количестве, — написал житель дома Виктор на «прямую линию» с губернатором Кузбасса.
Илья Середюк зачитал вопрос в прямом эфире и тут же позвонил мэру Кемерова с вопросом о причинах.
— До настоящего момента не смогли приступить к его ремонту в силу того, что он очень дорогостоящий. Ремонт двора стоит 56 миллионов рублей, и единомоментно сделать его, ну, не получается. Ищем механизм разбить его на этапы и запустить ремонт двора частями, — ответил Дмитрий Анисимов.
В итоге глава города встретился с жителями, а губернатор спустя пять дней опубликовал график ремонта. Судя по нему, работы выполнят в два этапа, и первый завершат уже в этом году — к 1 октября.
Жители дома ещё не верят до конца, что их проблему решат.
— Честно говоря, не верится даже. Мы же провели собрание и подали документы года три или четыре назад первый раз, и постоянно пытались добиться ремонта. А нам говорили «ждите», и каждый раз — ничего, — жалуется корреспонденту A42.RU кемеровчанин Владимир.
— Подъезды древние, бетон ступеней крошится, с коляской зайти невозможно — никакого намёка на пандус, — сетует жительница дома Анастасия. — Раньше здесь хотя бы была огромная детская площадка, деревья, зелень. Но площадку снесли, поставили новую — крохотную, две качельки и «лазилку» для старших, моего двухлетку туда не отпустишь. А больше ничего нет. На газоне теперь паркуют машины, особенно зимой. Надеюсь, всё это исправят.
Хотя внутри двора асфальт выглядит неплохо, обладатели автомобилей жалуются на огромные ямы на въездах. Пенсионерки на лавочке радуются, что наконец-то двор «станет красавцем», но переживают за клумбы с бархатцами, за которыми тщательно ухаживают: сберегут ли рабочие эту красоту? И ещё переживают за размеры софинансирования.
— На собрании говорили, что большую часть ремонта оплачивает бюджет, но жители тоже должны платить. Насколько вырастут суммы в квитанциях — не сказали. Вот мне ни парковка не нужна, ни детская площадка, у меня ни машины, ни маленьких внуков. Почему я должна платить? — разводит руками пенсионерка Ольга Сергеевна.
Хотя некоторые жители по этой же причине голосовали против включения дома в программу ремонта, даже они сдержанно радуются, что двор ждут перемены. Тем временем в социальных сетях под сообщением о решении губернатора развернулась настоящая война.
Двор-не-гигант, которому нужнее
Жители соседних дворов, которые тоже безуспешно пытаются попасть в программу ремонта, называют решение несправедливым. Они пишут, что Ленинградский, 30 «пролез вне очереди».
— Почему принято решение [о ремонте] вместо Ленинградский, 40в именно Ленинградский, 30? С начала 2025 года мы обошли все возможные инстанции, чтобы добиться ремонта двора, который, в отличие от Ленинградский, 30, многие годы находится в аварийном состоянии. […] Это что получается? Вместо нашего аварийного двора с бюджетом ремонта 16,9 миллиона рублей — будет отремонтирован двор, находящийся в удовлетворительном состоянии, со стоимостью ремонта более 50 миллионов. И деньги нашлись! — возмущается в комментариях жительница соседнего двора Екатерина.
По её словам, жители её двора писали письма в прокуратуру и в городское управление ЖКХ, были на приёме у министра, у председателя кемеровского горсовета — но в программу ремонта не попали.
— Нам предложили или на бюджет 8 миллионов сделать частичный ремонт двора, или подождать завершения всех торгов по общественным территориям, возможно, будет ещё экономия, и нам сделают полный ремонт. Сумма ремонта по расценкам на 2025 год составляет 16 890 000 рублей. 8 миллионов нам могут выделить, 850 тысяч (5%) заплатят жители, надо ещё 8 миллионов. Мы тоже звонили на прямой эфир, нам отвечали работники колл-центра, что вопрос принят, потом прислали отписку, мол, «в связи с отсутствием федерального финансирования…». Мы тут ищем недостающие средства, думаем, как уменьшить бюджет для проведения хотя бы частичного ремонта, и вдруг новость: после обращения жителей к губернатору Кузбасса будет произведён ремонт у соседей! — сердится Екатерина.
Справедливости ради отметим, что двор на Ленинградском, 40в действительно выглядит старше и хуже: асфальт в дырах, раскрошился даже бордюрный камень.
Жители дома на Ленинградском, 30 в ответ пишут, что ремонт проводят в порядке очерёдности подачи документов, и указывают, что начали их подавать ещё в 2022 году. Им указывают, что все документы собрать они не могли: даже земельный участок ещё не отмежёван, а это — обязательное условие программы. В спор косвенно вступил даже официальный аккаунт администрации Кемерова: сотрудники мэрии отметили, что отсутствие межевания не является препятствием для подачи заявки, но его обязательно нужно выполнить во время работ.
Другие горожане урезонивают ревнивых соседей аргументами скорее морально-этическими.
— Ей-богу, как в больнице в очереди: кто больнее и кому хуже, — пишет кемеровчанин Владимир. — Как это низко, считать, что кто-то более достоин ремонта, а кто-то потерпит, потому что мы так хотим и нам хуже. Да, в этом году Ленинградский, 30 добился ремонта. Нет чтобы вдохновиться, что и другие дворы могут добиться, вы начинаете у другого больного отбирать лекарство, потому что вам хуже. Стыдно, товарищи, через зависть и ложь про каких-то людей в другом доме пытаться добиться блага для себя! Не там вы справедливость ищете!
Из-за разгоревшегося жаркого спора глава Кемерова Дмитрий Анисимов отправился и в соседний двор тоже. Сообщил, что Ленинградский, 40в — тоже «в списке», работы запланированы на 2026 год, но напомнил о необходимости соответствовать строгим критериям программы ремонта. О них расскажем подробнее.
Собрание, проект, смета: как подать заявку
Напомним, что по закону содержание и ремонт двора — обязанность жителей дома. Как и подъезды и прочее общедомовое имущество, двор принадлежит им на праве общей долевой собственности.
В городах России, однако, с 2018 года в рамках нацпроекта запущены программы, по которым большую часть расходов на капремонт двора берёт на себя бюджет. В нашем случае программа называется «Формирование современной городской среды в городе Кемерово», периодически её продлевают и выделяют финансирование — на текущий момент она расписана до 2027 года.
Хотя 95% ремонта оплачивает бюджет, жителям тоже нужно потрудиться, чтобы попасть в программу:
- решением общего собрания согласиться принять участие;
- а это значит: скинуться на 5% стоимости ремонта и подготовку проекта;
- подать заявку в бумажном виде до истечения определённого программой срока;
- ждать решения, которое не обязано быть положительным.

Поданных заявок заведомо больше, чем может быть отремонтировано дворов. Например, в 2025 году их было больше ста. Чтобы определить, какие дворы попадут в программу, а какие будут ждать следующего года, город созывает общественную комиссию. Она проводит оценку по установленному администрацией города порядку. Его можно скачать по ссылке, а вкратце он выглядит так:
- проект благоустройства двора,
- сметный расчёт капитального ремонта двора,
- протокол общего собрания собственников с решением об утверждении этих бумаг и о выборе уполномоченного,
- экспертиза стоимости на соответствие сметным нормативам.
Работы, которые не входят в список основных (дорожное основание, асфальт, бордюры) — например, установка детских площадок и озеленение — записываются в проект благоустройства и считаются дополнительными. За них жители должны заплатить уже не 5%, а минимум 20%.
Кроме того, заинтересованные лица должны согласовать проект:
- с управляющей компанией,
- с ресурсоснабжающими организациями, которые обслуживают сети в границах дворовой территории,
- со «своим» теруправлением администрации города.
Шаблон заявки и форму протокола можно скачать на сайте администрации Кемерова.
Если на единой дворовой территории расположены несколько домов, нужны протоколы собрания собственников каждого. Решение считается принятым, если проголосовало две трети, то есть 67% всех собственников. Подчеркнём: не 67% от присутствующих на собрании, а именно всех вообще.
И вот только тогда можно нести бумаги на площадь Советов. Заявки принимают только в бумажном виде.

Баллы и общественная комиссия: кто определяет очерёдность
Кроме оплаты части стоимости ремонта (минимум — 5%), жители двора могут внести в заявку предложение участвовать собственным трудом. Они могут пообещать:
- выполнить бесплатно работы, не требующие специальной квалификации: снять старое оборудование, убрать мусор, покрасить, озеленить территорию, высадить деревья;
- предоставить строительные материалы, технику;
- обеспечить благоприятные условия для строителей (угощать чаем и печеньем).
Комиссия оценивает состояние двора и каждый пункт заявки в баллах:
- степень разрушения дорожного покрытия, нарушение водоотвода и др — до 5 баллов;
- доля финансового участия жителей свыше обязательных 5% — до 5 баллов;
- своевременность оплаты услуг ЖКХ жителями — до 2 баллов;
- готовность принять трудовое участие в ремонте — 1 балл.
Как видим, решающие пункты — состояние двора и готовность платить больше 5%. То есть, если одна заявка подана раньше, но в ней софинансирование стандартное, двор средненький и нет трудового участия, а другая позже, но жители пообещали заплатить 10%, и их двор хуже — вторую возьмут в программу раньше. И только если количество баллов одинаковое, на очерёдность начнёт влиять срок подачи документов.
К слову, состав общественной комиссии в Кемерове в 2025 году на 100% состоял из депутатов и муниципальных служащих — в основном это заместители территориальных управлений администрации города.

Программа подходит к концу?
Понятно, что количество ремонтов в год зависит в первую очередь от объёмов финансирования программы. В 2025 году они упали почти в два раза: 248 миллионов рублей против 467 миллионов годом ранее. На 2026 и 2027 годы запланировано ещё меньше (244 и 235 миллионов рублей соответственно). С учётом роста цен на материалы и работы, логично было ожидать минимум двукратного падения количества отремонтированных дворов.
На деле падение оказалось ещё больше: если в 2023 году в программу в Кемерове включили 79 дворов, а в 2024-м — 52 двора, то в 2025 году — лишь 6 дворов. Отметим, однако, что стоимость определяется не только количеством, но и, естественно, площадью дворов, и эти шесть дворов — большие.
На перспективы программы влияет и дефицит областного бюджета, из которого ранее поступала значительная часть средств — если быть точным, 507 миллионов из более чем 3,5 миллиарда рублей. В 2024 году областной бюджет потратил 185 миллионов, а на 2026-й запланировано лишь 10,3 миллиона рублей.
Тем не менее, администрация города продолжает принимать заявки жителей. В прошлом году заявки начали принимать 3 июня, а закончили, после продления сроков, 1 февраля. Начали ли уже принимать заявки на 2026 год, не вполне ясно: редакция A42.RU направила запрос в администрацию Кемерова, чтобы уточнить это.
Фото: Александр Денисов / A42.RU