Редакция А42.RU провела первый в Кемерове конкурс любительской журналистики «Новые медиа». В шорт-лист вошли 10 авторов, восемь из них боролись за главный приз в большой игре. Их ждали новостной квест, пресс-конференция и творческое задание — поиск темы, сбор фактов и работа над текстом в режиме реального времени. Как показали себя участники и почему работа оказалась для них дороже денег, читайте в материале «Газеты Кемерова».
Кто участвовал в конкурсе
«Новые медиа» объединили людей разных возрастов и профессий. Самому старшему участнику 50 лет, самой младшей — 17. Каждая работа из шорт-листа запомнилась членам жюри, в число которых вошли сотрудники редакции, генеральный директор регионального сайта Кузбасса А42.RU Мария Кравец, член Совета директоров компании Good Line Игорь Петров и PR-менеджер проекта «Цифровой город», журналист Евгения Борисова.
В конкурсе могли проявить себя жители Кузбасса, которые никогда не работали в сфере журналистики. Например, Надежда Трофимова и Александра Гаазе сейчас оканчивают школу. Анастасия Тимофеева, победительница в номинации «Кемерово 100», формирует контент «Большого ТВ» в компании Good Line. Автор статей в рубриках «Острый вопрос» и «Своя атмосфера» Анна Лобур — арт-директор «Клумбы».
Творческий конкурс привлёк студентов отделения филологии и журналистики КемГУ. Это учителя русского языка и литературы Елена Шаламатова и Мария Асланиди, а также будущий журналист Яна Попова.
-
Подготовили телефоны «специальных служб». Фото: Александр Патрин / «Газета Кемерова» -
Разгадка. Фото: Александр Патрин / «Газета Кемерова»
Новостной квест
Первым испытанием финального этапа конкурса стал новостной квест. В условиях, макисмально приближенных к реальным, участникам необходимо было показать свои способности собирать, анализировать и проверять информацию. Каждый из конкурсантов получил от редактора задание: проверить найденную в соцсети информацию и написать новость за 30 минут. «В офисе взорвалась кофемашина. Есть раненые, всех эвакуируют», — сообщал анонимный источник. И на фото — девушка с перевязанной рукой. Дополнительными данными с конкурсантами были готовы делиться словоохотливые очевидцы и сотрудники «экстренных служб».
— Сегодня соцсети нередко опережают традиционные интернет-СМИ. Они оперативней публикуют новости, но при этом не заботятся о достоверности информации, которую читатели в итоге принимают на веру. Поэтому современным журналистам очень важно уметь подвергать подобные факты сомнению, — комментирует заместитель главного редактора регионального сайта Кузбасса А42.RU Дмитрий Кирюшин.
Лучше других с новостным квестом справились Елена Шаламатова, Яна Попова и Анна Лобур. Им удалось понять, что новость оказалась фейковой. Они опросили ту самую девушку с фото и узнали, что она не пострадала от взрыва, а сделала татуировку. Затем позвонили по телефонам «оперативных служб», выяснили подробности происшествия и написали информативное и правдивое сообщение.
Пресс-конференция
Вторым этапом конкурса стала пресс-конференция, посвященная запуску Telegram-бота — нового сервиса регионального сайта Кузбасса А42.RU. После встречи со спикерами — генеральным директором Марией Кравец и проект-менеджером Лилией Олоховой — конкурсанты заполнили анкеты, которые помогли проверить не только их умение задавать вопросы и анализировать ответы, но и внимательность. В пресс-релизах, выданных перед конференцией, была намеренно допущена ошибка, которую удалось заметить не всем участникам.
— Нам было важно увидеть, как конкурсанты умеют общаться, как они воспринимают информацию, насколько активны. Наряду с этими профессиональными качествами мы отмечали их открытость, дружелюбность. Всё это также помогает устанавливать контакт со спикером, —рассказывает Мария Кравец.
В поисках темы
Финальное задание возродило традиции творческого экзамена отделения журналистики КемГУ. Раньше абитуриенты писали не эссе, а полноценные материалы на основе фактов, собранных в городе в ограниченное время. То же самое мы предложили участникам — за два часа придумать тему, найти информацию в офисе кузбасских IT-компаний и подготовить текст.
Темы журналисты выбрали разные. Например, Анна Лобур рассказала о работе ресторана Hashtag: его интерьере, кухне и пятничных квартирниках, на которых играют лучшие музыканты Кемерова. Примечательно, что Анна самостоятельно оформила свою работу — собрала фотографии и представила вёрстку.
Елена Шаламатова подготовила материал о кино, которое смотрят журналисты. Надежда Трофимова написала небольшой очерк о сотрудниках Good Line. Анна Городкова разобралась, что для кемеровчан важнее: комфортный и современный офис или же время, которое они тратят на дорогу до него.
— Многие конкурсанты сначала придумали тему, и лишь после этого начали пытаться связать её с пространством, в котором они оказались. Это частая ошибка начинающих журналистов: двигаться от темы, а не от реальности. Тем не менее, некоторым конкурсантам удалось вовремя сориентироваться в этой ситуации. Удачно справилась, например, Елена Шаламатова, которая не растерялась, а быстро скорректировала свою тему под условия, в которых нужно было работать, — комментирует главный редактор регионального сайта Кузбасса А42.RU Оксана Перминова.
Евгения Борисова, журналист:
— Я уверена, что такие конкурсы, как «Новые медиа», нужны. Очень много встречала в своей жизни людей, которые мечтали или мечтают быть журналистами, но профессией это не стало. Такие конкурсы позволяют человеку побыть немного журналистом, оценить свои силы, сравнить себя с другими, получить обратную связь от профессионалов.
Что выбрал победитель
Назвать имя победителя было сложно. Лучшего определяли по сумме баллов за участие в каждом из конкурсов. Учитывались внимательность на квесте и информативность новости, вопросы, заданные на пресс-конференции и полнота информации, указанной в анкете по её итогам, оригинальность темы, подача и стиль финального материала. По результатам оффлайн этапа лидером стала филолог Елена Шаламатова из Кемерова.
В конкурсе «Новые медиа» каждый участник ещё на этапе подачи заявки выбирал для себя приз: 50 000 рублей, работа в А42.RU или портфолио на нашем сайте. Большинство журналистов-любителей выбрали именно второй вариант. В их числе была и Елена. Но оргкомитет принял решение вручить победительнице и вторую награду — деньги. Для неё это стало приятной неожиданностью.
— «Новые медиа» — отличная возможность для людей, которые хотят проявить себя. Такие конкурсы помогают реализоваться в профессии журналиста тем, кто не связан с этой сферой непосредственно, но мечтает об этом. Например, я сейчас учусь в магистратуре филологического факультета, по образованию я учитель русского языка и литературы. Но хотела бы работать журналистом, писать о театре и кино, — рассказала Елена Шаламатова.