«Нас выпнули на улицу, как котят». В кемеровской компании от 200 человек потребовали уволиться вместо сокращения штата — почему это может быть незаконно
В кемеровской компании увольняют 200 человек: почему это может быть незаконно
В Кемерове разгорается скандал вокруг массового увольнения в компании по продаже спецтехники «Центр технического оборудования». Привычная малому бизнесу схема «не сокращать сотрудника, чтобы не платить три зарплаты по ТК» для юрлица с многомиллиардным оборотом не только противоречит требованиям Трудового кодекса, но и социально значима. Рассказываем, что произошло, почему нельзя «просто попросить» двести человек и к каким последствиям это может привести.
«Примите волевое решение»: как уволили кемеровчан
В редакцию A42.RU обратились работники компании «Центр технического оборудования». Они рассказали, что более чем двумстам сотрудникам предложили написать заявление на увольнение по собственному желанию. Выходные пособия, положенные при увольнении по сокращению штата, платить отказались — ведь это не сокращение. Кто не подпишет бумаги — рискует и вовсе не получить зарплату за минувший месяц. По словам работников, служба безопасности компании запретила им рассказывать об этом в соцсетях и СМИ.
Тем не менее, мы об этом расскажем.
Компания «Центр технического оборудования» Ивана Марьянова занимается поставкой спецтехники, тракторов и автосервисного оборудования с заводов в Китае. Работает с 2013 года, имеет офисы в Москве, Туле и Новосибирске. До 2025 года компания отражала в бухгалтерии растущую выручку (по данным «Компаниум», более 9 миллиардов рублей в год) и прибыль (около 45 миллионов рублей).
23 января, в пятницу вечером, работникам кемеровского офиса объявили о возможном аресте счетов и предложили написать заявление по собственному желанию в тот же день. Схожие беседы провели с работниками, трудоустроенными в другой компании Марьянова, — «ИТ Лидер», которая оказывала основному бизнесу ИТ-услуги. На записи видеосовещания, с которой удалось ознакомиться редакции, один из руководителей отделов рассказывает айтишникам о причинах увольнений.
«Ситуация в компании немножечко стала даже критически неуправляемой. „ИТЛ“, как вы знаете, это компания, которая обслуживала двух заказчиков: „РИЛ“ и „ЦТО“. Скрывать не буду, счета „РИЛ“ попали под арест, и она не может рассчитываться по заказам, которые „ИТЛ“ в его адрес делали. Тот же риск в ближайшее время постигнет и „ЦТО“. Соответственно, „ИТЛ“ не сможет получать деньги от своих заказчиков и где-то выплачивать зарплаты своим сотрудникам», — предупреждает руководитель отдела.
О структуре бизнеса мы расскажем чуть ниже, а пока подчеркнём: речь шла не о сокращении штата. Фактически людям сообщили, что компании Марьянова вот-вот перестанут выполнять обязательства перед работниками. Кто не напишет заявление — рискует не получить заработанные деньги.
«Чтобы сохранить заработанное за этот месяц, получить компенсации по неиспользованному отпуску, стоит принять волевое решение и просто написать заявление о том, что мы прекращаем трудовые отношения либо сегодняшним числом, либо понедельником. Это такое неизбежное зло, чтобы сохранить именно заработанное. Когда произойдёт блокировка по ЦТО, я сказать не могу. Принимать на себя риск и тащить вас дальше, типа, да всё будет нормально, я тоже не хочу, поэтому я вам честно об этом сейчас и говорю. То есть риск того, что мы не получим зарплату за январь, достаточно высокий», — подчёркивает руководитель отдела.
Тон при этом предельно доброжелательный.
«Я каждому благодарен. Более того, от лица компании, в которой вы проработали, я готов каждому дать рекомендацию при поиске работы. В том числе с технической стороны дать рекомендации. И, собственно говоря, если мы будем видеть, что есть какие-то предложения интересные на рынке, мы будем вас, ну, где-то рекомендовать. Если ситуация в компании изменится, я каждому постараюсь сделать предложение, и если будет желание вернуться, буду рад вас снова видеть в команде».
В ЦТО, по словам работников офиса, интонации были совсем другими. С теми, кто говорил «я не желаю увольняться сам, увольте меня по сокращению штата», беседовал замдиректора и сотрудники службы безопасности. Общались, по мнению сотрудников, «в угрожающем тоне», говорили, что не выплатят зарплату за январь, и требовали никому не рассказывать о происходящем, поскольку это — якобы коммерческая тайна. Часть сотрудников заявили о нарушении трудовых прав, но большинство согласились. В коридорах выстроились очереди с обходными листами.
«Если всё так плохо у компании, откуда деньги»
Бывшие сотрудники отмечают, что до этого компания демонстрировала рост и завершила 2025 год с положительными финансовыми результатами. В декабре, как они вспоминают, для коллектива организовали масштабный корпоратив. Собственник и гендиректор компании Иван Марьянов, по их словам, ведёт роскошный образ жизни. На этом фоне известие о массовом увольнении стало для людей шоком.
«Зам сказал нам, что Иван сейчас за границей. В декабре был большой корпоратив с ведущими и артистами. Если всё так плохо у компании, откуда деньги на всё? Если дела идут нормально, а они просто хотят сократить штат, то почему такими методами?» — задаётся вопросами один из работников компании.
Другой работник высказывает сомнения, что компании угрожает арест счетов. Он предполагает, что реальная цель — просто сократить численность, введя в заблуждение сотрудников, чтобы они «побежали сами писать заявления».
«Вообще мы думаем, они сейчас так штат сократят, а никакого банкротства не будет. Просто Марьянов решил так сэкономить на выплатах по сокращению штата. В пятницу также потом было сказано, что часть людей остаются. На вопрос „кто остаётся?“ нам ответили: они все уже знают», — подчёркивает сотрудник компании.
Как сократить численность работников по ТК
Увольнения, конечно, возможны как по инициативе работника, так и по инициативе работодателя. Уволить сотрудника можно по основаниям, перечисленным в ст. 81 ТК РФ: за систематическое неисполнение трудовых обязанностей, за нарушение дисциплины, за однократное грубое нарушение (прогул, пьянство, хищение, нарушение норм охраны труда) и тому подобное.
Работодатель свободен уволить работников и просто так, по своему желанию, если хочет сократить численность или штат (то есть убрать должность вообще). Это, однако, налагает на него обязательства по закону: он, во-первых, обязан уведомить работников под роспись за два месяца до увольнения, а во-вторых, выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Кроме того, если работник после сокращения не может найти работу, то прежний работодатель выплачивает ему средний заработок ещё за два месяца, а в районах Крайнего Севера и приравненных к ним — за пять месяцев. Работодатель вправе выплатить эти компенсации и единовременно, если пожелает.
Стандартные причины для сокращения штата — автоматизация процессов, финансовый кризис, низкий уровень рентабельности, ликвидация отдельных структурных подразделений компании, — то есть ровно то, что, как рассказывали руководители работникам, грозит «ЦТО». Но вместо решения о сокращении руководитель компании принял другое решение.
«Нарушения законодательства на сегодняшний день нет»
Юристы в подобных ситуациях рекомендуют работникам внимательно относиться к формулировке в документах и не подписывать заявления под давлением, если работник рассчитывает на выплаты по сокращению штата или хочет оспорить увольнение в суде.
Некоторые сотрудники «ЦТО» уже обратились в трудовую инспекцию: трое очно (устно и письменно), один — через портал госуслуг. В государственной инспекции труда в Кузбассе подтвердили обращения работников. Пока инспекция ограничилась предостережением.
«К нам пришли на приём два бывших сотрудника этого предприятия, это было устное обращение. Они пояснили, что замдиректора предупредил их о возможных проблемах в компании и предложил уволиться по собственному желанию, пока есть деньги для выполнения обязательств. Понятно, что работники хотят идти по пути сокращения. Но компания им этого не предлагает. Что вы имеете в виду под словами „принуждение к увольнению“? Ведь они сами пишут заявления. Ситуация неоднозначная, но нарушения трудового законодательства на сегодняшний день нет. Мы, конечно, проводим профилактику, внимательно следим за ситуацией, руководителю компании вынесли предостережение о недопустимости совершения нарушения», — сообщила начальник отдела госслужбы и аналитической работы ГИТ в Кузбассе Ольга Павлова.
Примечательно, что как минимум у части работников, уже написавших заявление с формулировкой «по собственному желанию», компания потребовала прийти ещё раз и переписать заявление с другой формулировкой — «по соглашению сторон». Не все поняли разницу, а она вот в чём: заявление по собственному желанию работник может отозвать в любой день двухнедельного периода отработки. В случае с основанием «по соглашению» отменить увольнение можно только при обоюдном согласии. Таким образом корпоративные юристы обычно страхуются от ситуации, когда работники, написавшие заявления под давлением, массово их отзовут.
Отказавшиеся подписывать заявление «по собственному» сотрудники продолжают ходить на работу.
Хрупкие социальные гарантии
Иван Марьянов, по данным сервиса проверки контрагентов «Компаниум», является учредителем четырёх действующих компаний: ООО «Центр технического оборудования» (основная компания по продаже спецтехники), ООО «ЦТО Плюс», ООО «Русимпортлидер» и ООО «ИТ Лидер» (которая оказывала ИТ-услуги основным юрлицам). И если «ЦТО ПЛЮС» это кроха с годовой выручкой 14,9 миллиона рублей, то «РИЛ» зарегистрирована в Москве и в 2024 году показывала выручку 6 миллиардов рублей.
27 января 2026 года, то есть через пять дней после объявления сотрудникам об увольнении, ФНС заблокировала счета «Русимпортлидера» во всех основных банках. Отрицательное сальдо ЕНС, то есть задолженность налогоплательщика перед бюджетом, составила 58,6 миллиона рублей. Для компании с таким оборотом это микроскопическая сумма. Не вполне ясно, все ли это обязательства перед бюджетом. По словам уволенных работников, им говорили о «миллиардной» задолженности по налогам.
Один из уволенных работников сообщил, что в конце 2025 года «ЦТО» работала с дебиторской задолженностью, накапливала средства на счетах и принимала технику на склады, но медлила с выполнением обязательств перед контрагентами. Ещё в ноябре Иван Марьянов рассказывал на «Дзене» о приросте продаж и успехах компании.
«ЦТО» продолжает работу, но её судьба остаётся не до конца понятной. Редакция A42.RU попыталась связаться с Иваном Марьяновым через соцсети, но он закрыл страницы. В офисе компании по телефону отвечать отказались. Мы направили письменный запрос на электронную почту.
Тем временем люди продолжают увольняться, кто-то уже забирает трудовые книжки, кто-то консультируется с юристами и готовится отстаивать свои права через надзорные органы и суд.
«Нас выпнули на улицу, как котят. У нас что, овощной ларёк? Или это возвращение лучших практик из девяностых и нулевых? У нас же ипотеки. Есть же трудовое законодательство, в конце концов. Хотите сократить — сокращайте цивилизованно», — говорит один из работников.
Для двухсот семей эта история уже стала личной проверкой на прочность и показательным примером того, как хрупки могут оказаться социальные гарантии.