Прежде чем попасть сюда, они дерутся с одноклассниками, дерзят учителям и сбегают из дома. Если он у них есть. Большинство учениц спецшколы для девочек с девиантным поведением — сироты, в том числе и при живых родителях. Жизнь была к ним сурова, они ответили тем же. Можно ли изменить трудных подростков — читайте в материале «Газеты Кемерова».
Нормальные дети
Губернаторская специальная школа для девочек с девиантным поведением работает в Кузбассе уже 15 лет. За Уралом это единственное женское учебное заведение для трудных подростков. Сегодня в нём живут 50 воспитанниц от 10 до 18 лет. Девочки учатся здесь с 5 по 9 класс, затем сдают ГИА и получают аттестат об основном общем образовании.
Девиантное поведение — значит, отклоняющееся от нормы. В названии школы есть ещё одна пометка — «общественно опасное» (к счастью, её нет в аттестате — педагоги этого добились). Девочки, прежде чем попасть сюда, закон не нарушали.
Детей направляют в эту школу не по приговору суда, а по решению административной комиссии города или района. Причины разные: это и агрессия, прогулы, бродяжничество, употребление алкоголя или постоянные конфликты с родителями. Объединяет все случаи одно — с девочками не нашли языка их близкие и школьные педагоги. Или даже не попытались этого сделать.
Дмитрий Соболев, замдиректора по воспитательной работе и педагог-психолог:
— Большинство наших воспитанниц росли в неблагополучных семьях или детских домах. Это дети с непростыми судьбами. Они плохо учились или прогуливали уроки, потому что ими никто не занимался. Девочки не виноваты, что их жизнь сложилась именно так. Их проступки порой — попытка обратить на себя внимание.
Психолог Дмитрий Соболев пришёл в школу для девочек сразу после её создания — как и большинство педагогов и воспитателей. Все эти годы коллектив не менялся.
– Ко мне иногда приходят дети — поговорить, поделиться чем-то. Принимаю в любое время. У нас школа маленькая и живём мы по-семейному, — говорит директор Сергей Гончаров. — А в хорошей семье детей всегда выслушивают и не отказывают им в помощи. К сожалению, многие родители этого не понимают. Поэтому мы с коллегами восполняем дефицит тепла, как можем. У нас ведь нормальные дети. У них проблемы с поведением, да. Не более того.
«Мы даже хлеб не умеем резать»
Девочки живут за городом, в посёлке Ясногорский. Одноэтажные дома окружают березы и ели. В этом коттедже живут младшие дети, в соседнем — старшие. В каждой комнате — по две-три ученицы. В соседних зданиях — школа и административный корпус. Здесь нет ни глухого забора, ни решёток на окнах. При этом педагоги говорят, что за последние три года ни одна воспитанница без разрешения взрослых не покидала спецшколу.
— Первые три года работать было сложно. В 2002 году мы набрали 70 человек со всей области — учениц седьмого, восьмого и девятого классов. Девочки не знали друг друга, потому и не всегда ладили. Были и конфликты между воспитанницами, и самовольные уходы с территории, — вспоминает Дмитрий Соболев, педагог-психолог. — Последние пять лет в нашей школе учится 50 девочек. Мы каждый год выпускаем учениц и набираем 8–10 новичков. Конфликтов теперь нет: они постепенно адаптируются и вливаются в коллектив.
Сергей Гончаров, директор школы, построил воспитательную работу на «старом пионерском способе»: старшие помогают младшим. Шефство неофициальное, но работает из года в год.
— Пятиклассницы ещё маленькие, им нелегко даются первые месяцы в школе, — объясняет Дмитрий Соболев. — А старшие девочки им помогают — например, косы заплетают перед уроками, заботятся о них. Малыши их любят как старших сестёр, ходят за ними следом.
Новеньких девочек сразу же учат ухаживать за собой, наводить порядок в комнате. У многих из них нет элементарных бытовых навыков.
— Это элементарные вещи: пришить пуговицу, погладить блузку, постирать мелкие вещи и помыть пол в комнате в день дежурства. Каждый взрослый человек должен это уметь, — объясняет Ирина Паршина, замдиректора по учебной работе и преподаватель русского языка и литературы. — Такие мелочи пригодятся воспитанницам во взрослой жизни. На уроках технологии мы учим их готовить, вместе выращиваем зелень в нашей теплице.
Светлана Звонкова, учитель технологии и географии:
— Кулинарии мы учимся с азов — как картошку почистить, чай заварить. Случается, что дома элементарных продуктов нет, да и готовить никто не учил. Помню, как девочки говорили: «Скоро день именинника, а мы даже батон не умеем резать». С пятым классом мы уже освоили бутерброды, каши, запеканки. С какой радостью они потом угощают учителей и воспитателей — всех, кого встретят. «Нас похвалили! Сказали, что очень вкусно!»
У воспитанниц день расписан: уроки, кружки, подготовка домашнего задания, хозяйственные заботы и свободное время. Правила одни для всех — это ещё один педагогический принцип. Например, если в интернет с мобильного можно выйти только в свободные часы, то это касается и старших, и младших.
Читать и умножать
— У наших воспитанниц часто есть пробелы в школьной программе. Случается, что 14-летние девочки приходят в пятый класс, потому что до этого толком не учились и оставались на второй год. Родителям было всё равно. Вот и отстаёт возрастной ценз от образовательного, — объясняет Дмитрий Соболев.
Девочки постепенно навёрстывают программу. Классы в спецшколе небольшие, по 8–10 человек. Педагогам удаётся уделить внимание каждой ученице. К тому же, девочки ходят на индивидуальные занятия. У каждой — по два предмета в неделю. Выбирают самое трудное или же самое интересное: алгебру и русский, историю и географию.
Ирина Паршина, замдиректора по учебной работе и учитель русского языка и литературы:
— Ребёнка надо сравнивать не с другими, а с самим собой — только в прошлом. Это создаёт ситуацию успеха, на которой всё держится. Девочкам нравится, когда у них что-то получается. Благодаря этому они готовы двигаться дальше.
Входим в кабинет, где как раз идёт математика. Одна ученица решает уравнения, вторая — делит трёхзначные числа в столбик вместе с учителем Галиной Митиной.
— С каждым ребёнком мы проводим тестирования. Я знаю их трудности и помогаю им на индивидуальных занятиях. Мы будем решать с этой ученицей уравнения из урока в урок, пока она их не поймет. У многих детей проблемы с делением, потому что они не знают таблицу умножения. Иногда и с неё приходится начинать, — рассказывает математик.
Ещё одна проблема — литература. К сожалению, далеко не всем удаётся читать бегло. Базовый навык дети отрабатывают с 5 по 9 класс. Их прогресс отслеживают по технике чтения, которую в обычных школах сдают только в начальных классах.
— Посмотрите сами: норма в восьмом классе — 140 слов в минуту. Три ученицы её превышают, ещё три — чуть-чуть не дотягивают, остальные не добираются и до сотни. Что в этом случае делать? Больше читать. На всех уроках мы проводим пятиминутки чтения, педагоги просят прочесть материал и вычленить главное. Это тоже важный навык, — объясняет Ирина Паршина, учитель русского языка и литературы.
Не сделать уроки в этой школе невозможно. Воспитатели сами готовят детей к занятиям. Старшие дети делятся на группы, в каждой из которых есть ведущий, который и объясняет материал другим. Младшие по очереди обсуждают задания с педагогом. Они пока не настолько самостоятельные.
— Учителя и воспитатели трудятся вместе, чтобы дать девочкам образование, — подчёркивает Ирина Паршина. — С 2017 года они сдают четыре экзамена, от которых зависят оценки в их аттестате. Это огромная ответственность для нас.
Когда все поют
В холле не умолкает музыка. Девочки готовятся к конкурсу. Большинство учениц школы поёт в хоре, танцует или участвует в постановке театра моды «Грация». На конкурс поедут все, выступление займет около часа. Вот и на репетиции собралась чуть ли не вся школа.
— Почти 30 учениц из 50 поют в хоре. В какой школе вы ещё такое увидите? Детям нравится творчество. У нас есть шесть кружков – фитнес, хореография, хор «Музыкальная шкатулка», театр моды «Грация», «Рукодельница» и туристический кружок. Девчонки-то у нас отважные. Мы и скалолазанием занимаемся, и спортивным ориентированием, — Дмитрий Соболев говорит об ученицах с гордостью.
В спецшколе есть ещё одно правило: в кружки берут всех, кто захочет. Независимо от спортивных или музыкальных данных. Лишь бы ребёнку было интересно.
Наталья Постовая, воспитатель:
— В другой школе ребёнка без способностей бы не взяли в кружок. Но у нас цель другая. Главное, чтобы они были счастливы, чувствовали себя успешными. Мы погружаем учениц в разные интересные дела, поэтому на что-то плохое уже не остаётся ни времени, ни желания.
Девочки в феврале подарили детскому саду в Ясногорском кукольный театр. Они сами сшили пальчиковых кукол — пушистых зверей — и изготовили ширму. Ученицы приезжают с концертами в местный ДК и с удовольствием поют на сцене для ветеранов. Им нравится делать добрые дела.
Рэп и разговоры по душам
У большинства девочек перед глазами нет образа счастливой семьи. Такой, в какой бы они сами хотели жить сами. Школа и в этом пытается помочь — по возможности. Детей не отталкивают, если они тянутся к взрослым. Воспитатели становятся для них едва ли не самыми близкими людьми.
— У многих сложные судьбы, — рассказывает воспитатель Наталья Постовая. — Часто вспоминаю одну ученицу. Когда ей было три года, родители запирали их с младшей сестрой в доме и оставляли одних. Даже ставни закрывали, чтобы дети не просили еды у соседей. Так они проводили по три-четыре дня, стучали в окна и двери — голодные, замерзшие. Маша* вспоминала, как ей было страшно. Потом отца с матерью лишили родительских прав, и она попала в детдом… А там отношения как-то сразу и с педагогами не сложились, и с детьми. Маша была девочка жесткая, резкая, но неглупая. Она много читала и хорошо училась. Характер сложный. Поступила к нам — одни колючки. Так в ней и осталась эта ершистость, но при этом у неё друзья появились, увлечения. Сейчас она уже выросла и создала свою семью.
— Когда воспитанница идет на конфликт идет, что делаете?
— Выслушиваю, сохраняю спокойствие. Если ответить тем же — это будет бесконечно. Поэтому я стараюсь утешить, обнять. Девочке плохо, она грубит, так она пытается сказать о своей боли. Выговорится, расслабится, поплачет даже и всё будет нормально. А там и проблему вместе решим. А наказаний у нас в школе нет.
— А что делать, если проштрафился ребёнок?
— Реферат писать. За любую провинность — новые знания. Знаете, как они не любят на учёбу свободное время тратить?
Психолог Дмитрий Соболев говорит с девочками не только об их проблемах. Иногда он обсуждает с ученицами Oxxximiron’а и «Танцы» на ТНТ.
— Я могу с ними порассуждать о современной музыке, хотя я не поклонник того же рэпа. Но мне важно знать, чем девочки дышат. Мне важно сохранить их доверие. Вчера с выпускницей созвонились: она поссорилась с парнем, ушла из дома и не знала, что делать. Как психолог искал с ней варианты решения проблемы. В итоге всё закончилось благополучно.
Взрослая жизнь
Саше 15 лет, в 2018-м она оканчивает девятый класс. Девочка мечтает танцевать на сцене, поэтому занимается хореографией четыре дня в неделю. Даже во время нашего разговора не теряет времени — тянет носок, разминается перед тренировкой. Поступить в колледж культуры — её цель.
— Хочу танцевать, как Ольга Владимировна — наш хореограф. Она моя любимая учительница. Не знаю, как расстанусь с ней, — говорит Саша и едва сдерживает слёзы. Ей придётся уехать из школы, в которой она прожила пять лет и стала вторым домом.
В прошлом году на выпускной у девочек был вечер «Алых парусов». Как в Санкт-Петербурге. Учителям они подарили парусники из цветной бумаги — приглашения. Этот символ мечты Ирина Паршина хранит до сих пор.
— Я вела у девочек русский язык, поэтому сохранила их детские тетради. У многих ведь нет мамы, которая бы сберегла первый дневничок, прописи… На последнем звонке я раздала девушкам их тетрадки за 5 класс. Они были тронуты, — вспоминает она.
Фотографии выпускниц висят и в учительской, и почти в каждом кабинете. Со школой попрощались 178 воспитанниц, каждую из них помнят по имени. Светлана Звонова показывает мне снимок в кабинете технологии. Это первый её класс.
— Вот Настя по прозвищу Ёж — её так звали девочки, потому что она была маленькая, юркая и с колючим характером. А это Таня, у неё уже растут дети…
Дмитрий Соболев вспоминает, как девушки приехали на 15-летие школы:
— Ксения закончила Томский госуниверситет и работает в социальной службе. Маша получила красный диплом биофака и профессионально занимается озеленением. Женя выбрала сферу туризма, уже два раза летала на Гоа… Настя тоже туристическое отделение в КемГИК оканчивает. Эта девочка поступила в медколледж, а вот эта выпускница поёт хорошо… У всех жизнь сложилась.
Помню, как к нам приезжали психологи из Томска, когда школа только создавалась. Помню их слова: если вы поможете хотя бы одному ребёнку, школа свою миссию выполнила. А у нас, видите, сколько счастливых историй. Значит, всё не напрасно.