Президент Владимир Путин 7 марта подписал новый закон: семье должника по алиментам назначат пенсию по потере кормильца, если его поиск оказался безрезультатным. Это возможно, если с момента получения последних сведений о нём прошёл год. В России на конец 2017 года сумма долгов по алиментам достигла 100 миллиардов рублей. В Кузбассе — 5 миллиардов.
«Газета Кемерова» собрала истории трёх женщин, которые столкнулись с проблемой невыплаты алиментов. Одна из них добилась законной поддержки через суд, вторая взыскивает деньги на ребёнка через приставов, а третья и вовсе отчаялась.
«Меня выставили из квартиры с младенцем на руках»
Мария К., менеджер по продажам:
Ребёнку 1,5 года. В официальном разводе — шесть месяцев, не живет с мужем около девяти. Алиментов добилась после серии судебных процессов.
— Когда моему сыну было восемь месяцев, муж попросил нас покинуть нашу трёхкомнатную квартиру. А сам остался в ней жить один. Я съехала к родителям в «двушку»: до сих пор мы вчетвером ютимся в одной комнате, потому что с нами ещё живёт бабушка.
Почему мы расстались? Он сказал, что ему некомфортно со мной, и я сама в этом виновата. Плохая хозяйка, и для него недостаточно хороша… Мне неприятно вспоминать эти обвинения. Но мне всё равно хотелось расстаться по-хорошему, что ли. Мы два года вместе прожили до свадьбы, ещё три — после. Шесть лет я любила этого человека.
Поэтому не возражала, когда ипотеку на себя оформила его мать за день до нашей регистрации. На протяжении трёх лет я ежемесячно вносила за неё 15 000 рублей. Муж говорил: «Твоя зарплата выше, значит должна вкладываться в нашу семью больше». Я не возражала. За три года в сумме вышло почти полмиллиона ипотечных платежей. Теперь это ещё предстоит доказать на разделе имущества — впереди суд. Не думала, что меня так обманут.
Муж обещал, что после развода отдаст мне нашу общую машину, раз мы не размениваем жилье. Автомобиль мы покупали перед свадьбой за 300 000 рублей. Он мне отдал ключи, а документы не передал — только оформленное на него свидетельство о регистрации. Переоформить бумаги обещал после развода – мол, иначе я его не дам.
Когда мы расстались, муж попросил не подавать на алименты. Обещал, что будет помогать сам. Я согласилась. И в первый месяц он действительно поддерживал нас — перевёл 7 000 рублей. В следующем — ограничился пелёнками, подгузниками и кое-какими продуктами. Мы с сыном лежали в больнице.
Когда ещё через месяц я попросила денег на прививку для сына – он недоношенный, плохо переносит отечественную вакцину АКДС — услышала: «У меня нет денег». Хотя экс-супруг уже на тот момент получил зарплату. Эти 2500 рублей он всё же мне отдал после долгих уговоров. А потом помогать перестал. На третий месяц я обратилась к адвокату, чтобы добиться выплаты алиментов.
И дело не только в деньгах. Я просила мужа, чтобы навещал сына как можно чаще. Мальчику нужен отец. Но он не приехал ни разу с того момента, как мы разъехались. Ребёнок не видел его почти девять месяцев. Когда сыну год исполнился, папа даже не позвонил.
После очередной просьбы о помощи я услышала: «У тебя есть пособие, которое ты получаешь, вот и живите на него». Он и вправду думает, что с ребёнком можно прожить на 10 000 рублей? Детское питание – около 5 000 в месяц, подгузники — около 6 000, а ещё нужны кефир и творог, рыба и мясо, фрукты. Лекарства и витамины, бассейн — малыш недоношенный, у него диагноз по ортопедии… А ведь мне тоже надо чем-то питаться. Нам удалось выжить только благодаря поддержке моих родителей.
Алименты присудили без назначения судебного заседания — 25% от зарплаты моего мужа. Это порядка 7 000 рублей. С начала сентября я их уже получала, хотя развели нас только к октябрю. Мало кто знает, что по закону женщина имеет право подать на алименты, даже если они с мужем состоят в браке и живут под одной крышей.
Ещё мать имеет право получать алименты на себя, если она находится в декрете до трёхлетия малыша. Но добиться их можно только через судебное заседание. Выплату назначают в твёрдой денежной сумме. Мы собирали информацию обо всех наших расходах, вплоть до продуктов. Получилось около 40 000 рублей только на малыша.
Я просила прожиточный минимум, но суд определил только половину: около 5 000 рублей. Суд посчитал мои расходы избыточными. Нам же полагается жить по потребительской корзине, в которую многие продукты не входят, и одно пальто покупается на девять лет. После суда муж подал на апелляцию, а потом продлил срок её подачи. Всё это тянется и по сей день. Скопился небольшой долг. Впереди — раздел имущества.
По поводу моей ситуации мнения окружающих разделились. Большинство знакомых мужчин говорят: «Ты должна быть благодарна ему за то, что он сделал тебе ребёнка». Наверное, это мужская солидарность. И только немногие – хорошие отцы, которые любят своих детей – убеждены, что я поступила правильно. Считают, если ты ребенка родил, ты должен ему помочь встать на ноги.
Что касается нового закона, то он спорный. Да, это поможет родителю, который остался без поддержки с ребёнком на руках. Но это несправедливо по отношению к человеку, который бросил семью. Это не должно оставаться безнаказанным. Такой родитель должен платить алименты сам, а теперь делать это за него будет государство.
«В России большинство разводов — это скандал»
Дарья Третьякова, адвокат:
— Большая проблема — не только невыплата алиментов, но и их суммы. Зачастую должник перечисляет на содержание своих детей неадекватные, смешные суммы. Например, 1000–2000 рублей. Почему это происходит? Многие получают зарплату в конвертах, а алименты перечисляют в процентах от официального дохода. Напоминаю, что на одного ребёнка это ¼, на двух — 1/3, на трёх и более — ½. Вот и платит нерадивый отец копейки, а к ответственности его привлечь нельзя.
Что с этим делать? Если супруг, который воспитывает детей, точно знает, что зарплата второго супруга в реальности значительно больше, то он может обратиться в прокуратуру и трудовую инспекцию. Пусть проверяют работодателя, который платит серую зарплату. Но есть риск: «проблемного» работника после такой проверки уволят. Задолженность он выплатит, а потом с алиментами снова будут проблемы.
Ещё один вариант — сразу требовать алименты в твёрдой денежной сумме. Такая возможность предусмотрена Семейным кодексом в тех случаях, когда у родителей непостоянный доход или его нет вообще. Это должна быть величина, кратная сумме прожиточного минимума: его половина, один в месяц или два. Как решит судья.
Можно ли подстраховаться от проблем с алиментами до развода? Нет. Брачный контракт здесь не поможет: он регулирует только отношения между супругами. Можно заключить соглашение об уплате алиментов, заверенное нотариусом. Но это возможно только после рождения ребёнка. Заключают его уже после расставания, как правило. А у нас в России большинство разводов — это скандал и слова: «Никто у меня ничего не получит». Мало кто в этой ситуации мыслит трезво и поступает благородно, делая всё в интересах детей.
«Муж бил меня при сыне»
Анна Горелик, учитель немецкого языка:
Сыну 4,5 года. Развелась с мужем три года назад. Второй раз обратилась к судебным приставам, чтобы добиться выплаты алиментов.
— Мы с мужем прожили в браке два года. Проблемы начались сразу после рождения сына. Он редко бывал дома, постоянно уходил в загулы. Деньгами в браке помогал слабо, за съёмное жильё не платил. А ещё ведь нужны продукты, детское питание, подгузники… Я была в декрете, поэтому нас часто выручали мои родители.
Было трудно, но я сначала пыталась сохранить семью. Тянула лямку. Однажды она лопнула. Он ударил меня дверью, когда я держала на руках ребёнка. На ноге остался шрам. Страшно было подумать, чем бы это могло кончиться для сына. Во время другой ссоры он ударил меня кулаком наотмашь, когда я вела машину. Терпеть было уже невозможно. Я подала на развод.
На первом заседании нас не развели, он попросил ещё один шанс… Но в машине мы снова поссорились, и он кинул мне в лицо тяжёлой сумкой. Мы могли попасть в аварию. После этого мы развелись уже окончательно.
Бывший муж сказал: «Я буду либо платить тебе добровольно, либо копейки по суду. Выбирай». Я сказала, что ему не верю и пошла к приставам, как и обещала. За те четыре месяца после развода, что он не помогал сыну, нам присудили четыре прожиточных минимума. Эту сумму он погасил. Затем должен был ежемесячно перечислять четверть официального дохода.
Мне с тех пор постоянно приходили странные суммы на карту. В районе 140–180 рублей. Абсурд. Знаю, что бывший муж работает в такси, неофициально. Возможно, состоит на бирже. Что это за деньги – мне непонятно. Это продолжалось два года.
Сейчас я возобновила исковое производство у судебных приставов. Взяла полную банковскую выписку, чтобы разобраться, что это за деньги. По реестру удалось вычислить, что эта мизерная сумма — алименты. Как на них прожить сыну? Прожиточный минимум на ребёнка в Кузбассе сегодня составляет 9 720 рублей.
Хочу лишить мужа родительских прав. Сына он с ноября 2015 года не видел, общаться с ним не хочет и не помогает ему. К тому же, у нас с ребёнком разные фамилии. В школе это начнёт вызывать вопросы. Отец отказался подписывать документы о смене фамилии мальчика. Но это можно сделать через лишение прав.
Новый закон поможет женщинам, которые оказались заложниками ситуации, как и я. Когда ты в разводе и не получаешь алиментов, у тебя ведь нет статуса матери-одиночки. Ты лишаешься многих льгот, поддержки государства, потому что у тебя есть бывший муж, с которого невозможно взыскать средства на общих детей. Так у неполных семей будут хоть какие-то гарантии — пенсия по потере кормильца поможет им выжить.
Как работают судебные приставы
К январю 2018 года судебные приставы Кемеровской области вели около 44 000 исполнительных производств по невыплате алиментов. Общая сумма задолженности — 5 миллиардов 41 миллион 228 тысяч рублей. Средняя задолженность по одному производству составляет 180 000 рублей.
Большинство должников по алиментам в Кузбассе — мужчины. Официальную работу имеют только 12 132 человека. Остальные не имеют постоянного дохода и зачастую даже имущества, которое приставы могли бы арестовать и реализовать в пользу ребёнка. Если должник работает неофициально, то алименты рассчитываются по средней зарплате в России. В декабре 2017 года она составила 51 000 рублей.
Приставы могут взыскать алименты, если получили от взыскателя исполнительный лист из суда или нотариально заверенное соглашение об уплате алиментов. После этого пристав возбуждает исполнительное производство. Чтобы найти должника, он опрашивает его родных и друзей, пишет запросы в регистрирующие органы, проверяет социальные сети.
Когда должник найден, ему вручают документы и берут у него объяснение. Выплачивать долг нужно уже не позднее следующего дня после уведомления. В случае неуплаты гражданина привлекут к административной ответственности – ему грозит 150 часов исправительных работ либо 15 суток ареста. Если после этого в течение двух месяцев он так и не приступил к оплате, то его привлекут к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ. Наказание — исправительные работы или лишение свободы на срок до одного года.
Должник по алиментам не может выезжать за границу. Его могут ограничить в пользовании специальным правом — например, на вождение транспорта. Также судебные приставы вправе арестовать его имущество, чтобы реализовать в счёт задолженности.
«Алименты мы не получали восемь лет»
Екатерина С., продавец-кассир:
Растит двух дочерей 10 и 17 лет. Алименты на младшую девочку получила только один раз — около 600 рублей. Потеряла надежду, что мужа вообще найдут.
— Я ушла от мужа на седьмом месяце беременности. Когда мы поженились, я узнала, что он принимает наркотики. Сначала пыталась помочь ему, верила, что он это бросит. Он даже лёг в реабилитационный центр. Правда, потом оттуда сбежал. Мне было страшно за будущего ребёнка и за старшую дочь от другого мужчины.
Помню, когда я после развода с отцом младшей дочери на алименты подала, он даже на суд не явился. Заплатил только однажды, и то около 600 рублей. Хоть бы игрушку дочери какую принёс. Она ни разу в жизни его не видела, потому что отец общаться с ней не хотел. Ей сейчас уже 9 лет, восемь из них бывший муж ей никак не помогает.
К приставам обращалась как-то раз — его не нашли. Потом махнула рукой. Думала, что сама справлюсь. Сейчас младшая дочь учится в третьем классе, старшая — в колледже. Я обеспечиваю их сама. Всю жизнь проработала продавцом-кассиром.
В этом году попала в беду. Сломала ногу, кость не срасталась, мне сделали две операции и дали год инвалидности. Я могу передвигаться только по дому на костылях. На работу не выйти. Нога болит очень сильно. Врачи говорят, что после освидетельствования мне дадут ещё один год на реабилитацию. Как мы будем жить?
Хорошо, что жива моя мама, помогают сестра и брат. Я себя во всём ограничиваю, чтобы хоть как-то обеспечить девочек. Узнала о новом законе, который подписал Путин, и хочу снова обратиться к приставам. Выходит, если его опять не найдут, то мы хотя бы пенсию по потере кормильца сможем получать.
«Женщина обязана бороться за алименты»
Алёна Попова, сооснователь сети взаимопомощи женщин W:
— Каждая женщина, которая обращается к нам за помощью после развода, столкнулась с невыплатой алиментов. Редко бывает, что это единственная проблема. Обычно есть что-то ещё: побои, грубость, безразличие к общему ребёнку.
Цифра в 100 миллиардов долгов по алиментам возникла в нашей стране не просто так. В России около 20 миллионов бедных, 67% из них — женщины, в основном, с детьми.
Государство пытается решить проблему. Была инициатива депутата Оксаны Пушкиной по ужесточению ответственности при неоднократной невыплате алиментов. И кардинально противоположное предложение депутата Плетнёвой, председателя Комитета по делам женщин, семьи и детей: невыплату алиментов прощать – мол, если накопил муж огромные долги, то бороться бесполезно. В нашей стране говорили об алиментном фонде, но пока нет механизма, как он будет устроен.
Но действовать можно иначе: не бороться с неплательщиками, а повышать экономическую безопасность семьи. Например, ввести декрет для пап с сохранением 70% зарплаты, чтобы мама могла выйти на работу раньше и твёрдо стоять на ногах. Чтобы родители могли чередовать декреты друг друга. Нам нужно повышать культуру отцовства, менять отношения россиян к этой проблеме. Ребёнка должны поддерживать и мать, и отец в равной степени. И государству к поддержке семьи стоит подходить системно.
«Я против портретов должников на трамваях»
Юрий Солёнов, председатель Всероссийской общественной организации «Союз отцов»:
— Государство защищает женщин с детьми. Но проблема в том, что некоторые механизмы не работают. Раньше если приставы не могли найти должника по алиментам, то его семья лишалась поддержки. Теперь у них есть шанс признать его безвестно отсутствующим и получать помощь от государства.
Считаю, что возможны и другие пути. Например, выплачивать долги по алиментам из бюджета, а потом взыскивать их с должника в пользу государства. Чтобы его семья ни в чём не нуждалась. Ещё можно запретить родителям разводиться до совершеннолетия детей.
Что касается общественного порицания в виде портретов отцов и матерей, которые алименты не платят, на автобусах и трамваях… Я категорически против этого. Проблему невыплаты алиментов можно решить только воспитанием. В детях нужно со школьной скамьи воспитывать чувство ответственности, чтобы они стали хорошими родителями. Поэтому в учебной программе нужны уроки семейной этики.