Сейчас сложно представить лошадей неотъемлемой частью дорожного движения, однако всего 80 лет назад запряжённый конь на улицах города был такой же обыденностью, как автомобили в наше время.
«Газета Кемерова» узнала, на чём жители областного центра ездили по городу в ХХ веке.
Лошади с привилегиями
По словам журналиста и краеведа Владимира Сухацкого, конные повозки были частью пейзажа Кемерова до начала 60-х годов. В прошлом веке любой мальчик умел ездить на лошади и ухаживать за ней, некоторые зарабатывали извозом.
Лошадей до войны в Кемерове было более 15 000, при этом в 1940 году городской автопарк насчитывал всего 1 000 машин при численности населения 150 000 человек. Все предприятия имели свой конный двор: например, шахта «Северная» — 700 лошадей, мехзавод — 100, лесопилка — 200, станция скорой помощи — 20.
Городской гужевой транспорт делился на грузовых и легковых лошадей. Грузовые — низкорослые выносливые «монголки», при всей физической нагрузке их кормили очень плохо. Легковые же предназначались для передвижения начальства по городу, и устроиться кучером на такую лошадь можно было только по знакомству. Легковым доставался первоклассный корм — сено и ячменное зерно. При этом у любой лошади был паспорт, и каждое лето животное должно было проходить «техосмотр».
Автомобили и лошади передвигались по одним и тем же улицам, и часто случались ДТП: страдали животные и извозчики. Владимир Сухацкий в своей книге «Странный Кемерово» приводит отрывок из публикации газеты «Кузбасс» за 9 февраля 1939 года.
-
Конь-водовоз / Фото: архив Валерия Непомнящего -
Митинг по поводу переименования села в город Щегловск / Фото: архив Валерия Непомнящего
«4 февраля шофёр автоколонны КТС Никитин по Советской улице вёл машину со скоростью 30 км/ч. Около мехзавода он нагнал подводы, гружённые тёсом. Вместо того, чтобы сбавить скорость, Никитин на всём ходу сделал попытку обогнать подводы. В результате машина наскочила на подводы…»
Первые иномарки и автобусы «КузBUS»
В СССР иностранные автомобили начали ездить по улицам во время Перестройки, а в Кузбассе уже в 20-е годы прошлого века на дорогах можно было увидеть «Форды» — грузовые (два трактора «Фордзон» и два грузовика Форд ТТ) и легковые.
Первые авто появились на улицах Кемерова летом 1922 года — принадлежали они американским колонистам. К середине 20-х годов автопарк АИК насчитывал 15 грузовиков и две легковушки марки «Форд». Максимальная скорость движения — 20 км/ч, что было медленнее конных повозок. Лошади пугались шума моторов, и местные извозчики были недовольны.
— В 1926 году колонисты попытались наладить автобусное сообщение под названием «КузBUS». Под общественным транспортом подразумевались грузовики, оснащённые деревянными лавками для сидения, «автобусы» вмещали до 15 пассажиров. По правому берегу на руднике ходили 4, по Щегловску на левом берегу — 2. Стоимость билета считалась высокой — такое средство передвижения было не очень популярным: идти пешком выгоднее, — рассказывает Владимир Сухацкий.
В начале 30-х годов численность кемеровчан составила 100 000 человек, поэтому появилась необходимость в более развитом автобусном сообщении. В 1933-м городской автопарк пополнился 25 советскими ЗИС-16.
Во время ВОВ все автобусы из города отправили в прифронтовые зоны — соответственно, в Кемерове автобусное сообщение было временно прекращено. В 50-е годы автобусы вернулись на улицы областного центра — по городу курсировали 40 транспортных средств по трём маршрутам. Все они начинались у Базарной площади (нынешний Крытый рынок). Первый заканчивался у Предзаводского посёлка, второй — у шахты «Северная», третий — возле базара Кировского района.
Холодные трамваи и «пионерские» троллейбусы
Первая трамвайная линия в Кузбассе появилась в Сталинске (Новокузнецке) в 1934-м. В Кемерове же железнодорожный общественный транспорт запустили 1 мая 1940 года. Город получил такой подарок на одну из сталинских пятилеток.
Длина этого маршрута составляла 3,3 километра и продолжалась от площади Советов до новой колонии (в настоящее время — кольцо на пересечении Ноградской и Кузнецкого). В те годы трамвай относился к Азотно-туковому заводу (сейчас — «Химпром») и перевозил рабочих.
Как объясняет руководитель пресс-службы КЭТК Максим Гончаренко, в старых трамваях было всего 24 сидячих места, пассажировместимость — 100 человек. Кабины вагоновожатого как таковой не было, дверей — тоже, поэтому кемеровчане могли запрыгнуть в трамвай на полном ходу и так же выйти в любое время.
Холодные сибирские зимы — это отдельное испытание для работников трамвая и пассажиров.
— В вагонах не было отопления — водитель одной рукой держал мешочек с солью, отогревая окно от льда, а другой — лезвие, чтобы открыть себе обзор. Отогреться можно было только на конечных остановках в диспетчерских, где стояла печь, а на ней лежали тёплые кирпичи, на которые можно было встать в обуви. Холодно было всем: на улице стояли сотни кемеровчан, и ждать следующего вагона не было желания. В таких случаях мужчины никогда не бежали за трамваем: они опускали дугу, чтобы «парализовать» транспорт, и спокойно заходили, — рассказывает Максим Гончаренко.
Во время Великой Отечественной войны работа трамвайной линии не прекращалась — транспорт ходил с пяти утра до двух ночи. 10 июня 1941 года в эксплуатацию торжественно сдали вторую очередь трамвая — от новой колонии до «Химпрома».
Несмотря на развитую трамвайную сеть, добираться в удалённые районы правого берега было сложно, и в 1954 году началось строительство ветки протяжённостью 16 км в Кировский район. В отдалённом частном секторе до сих пор железнодорожный общественный транспорт № 3 — единственный способ добраться до Рудничного района или центра города.
В 60-х годах Кузбасс был признан самым динамично развивающимся регионом СССР, и области потребовался новый вид транспорта — троллейбус. Их решили приобрести на деньги, вырученные со сдачи металлолома пионерами, поэтому на «рогатых автобусах» писали «пионерский». Как отмечает Владимир Сухацкий, особо отличившихся в операции «Железная гора» юношей и девушек премировали путёвками в Артек.
Так, 25 сентября 1970 года после торжественного митинга с площади Советов в Кемерове запустили первые 10 машин.
-
Торжественный запуск первого троллейбуса c Площади Советов / Фото: архив музея-заповедника "Красная Горка" -
Улица Красноармейская / Фото: архив Валерия Непомнящего